Разработки и услуги • Валютный контроль • Налоги • Таможня • Формы ВЭД • Контракты • На английском • Испания 
 Запрос услуг • Контакты 
Правовое бюро
"Проект-ВС"

 Аналитические 
 правовые услуги по ВЭД 

Дистанционно / Онлайн
В офисе / Ежедневно

Услуги
Проекты
Контракты
Ситуации
Материалы
Новости
Правовые услуги по валютному законодательству и валютному контролю. 2024 год. Юридические консультации. Правовой анализ. Правовой консалтинг. Разработка документов. Блок новостей по странице № 1. Новость по странице от 15.11.2024.

Правовые услуги
по валютному регулированию и контролю

Пра­во­вые услуги, валютное ре­гу­ли­ро­ва­ние и валютный конт­роль в усло­виях 2022 - 2024 гг.

Правовые услуги в 2024 году Валютное ре­гу­ли­ро­ва­ние и валютный конт­роль в 2022 - 2024 гг.

Общие риски, проблемы и «белые» решения по валютному ре­гу­ли­ро­ва­нию и конт­ролю

Незаконные операции Репатриация валюты Валютная отчетность Сделки / Налоги / Таможня

Аналитическое рассмотрение вопросов, ситу­а­ций, про­ек­тов физи­чес­ких и юри­ди­чес­ких лиц

Системный анализ Поэле­мент­ный ана­лиз Преце­дент­ный ана­лиз Ана­лиз прак­тики ситуаций

Услуги физическим лицам Услуги для ИП Услуги юри­ди­чес­ким лицам

Юридические консультации Правовая оценка Правовой консалтинг

Устная консультация / правовая оценка Первичная подробная С пред­ва­ри­тель­ным анализом

Онлайн консультации Письменная консультация с анализом и комментариями

Пись­мен­ные право­вые заклю­чения Валютно-­право­вой консал­тинг и подго­товка доку­ментов

Правовые разработки Подготовка контрактов и документов

Схемы платежей Решения до проверки органом ВК Ответы на запросы и требования органов ВК

Анализ и разработка судебных перспектив Нестандартное соблюдение норм Редкие случаи ВК



НОВОСТИ И АНАЛИТИКА ПО СТРАНИЦЕ

15.11.2024
Об офи­ци­а­ль­ном разъ­яс­не­нии ЦБ от 30.10.2024 г. № 4-ОР о пре­кра­ще­нии обя­за­тельств по вы­пла­те при­бы­ли ООО «не­дру­же­ст­вен­ным» уча­ст­ни­кам за­четом


ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОФИЦИАЛЬНОЕ РАЗЪЯСНЕНИЕ
от 30 октября 2024 г. N 4-ОР

О ПРИМЕНЕНИИ
ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ УКАЗА ПРЕ­ЗИ­ДЕ­НТА РОС­СИЙ­СКОЙ ФЕДЕ­РАЦИИ
ОТ 4 МАЯ 2022 ГОДА N 254 "О ВРЕ­МЕН­НОМ ПОРЯ­ДКЕ ИСПОЛ­НЕНИЯ
ФИНАНСОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ В СФЕРЕ КОРПОРА­ТИВ­НЫХ ОТНО­ШЕ­НИЙ
ПЕРЕД НЕКОТОРЫМИ ИНОСТ­РАН­НЫМИ КРЕ­ДИ­ТО­РАМИ"
ПРИ ПРЕКРАЩЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ЗАЧЕТОМ

1. Руководствуясь пунктом 9 Указа Президента Россий­ской Феде­ра­ции от 4 мая 2022 года N 254 "О вре­мен­ном поря­дке испол­не­ния финан­со­вых обяза­тельств в сфере корпо­ратив­ных отно­ше­ний перед неко­то­рыми иност­ран­ными креди­то­рами" (далее - Указ N 254), Банк Рос­сии разъ­ясня­ет воп­росы при­ме­не­ния отдель­ных поло­же­ний Указа N 254.

В соответствии с пунктом 3 Указа N 254 исполнение общест­вами с огра­ничен­ной ответ­ствен­ностью, хозяй­ст­вен­ными това­рище­ст­вами, про­извод­ствен­ными коопе­рати­вами, являю­щим­ися рези­ден­тами (далее - рези­денты), обяза­тельств по выплате при­были участ­никам таких обществ, това­ри­ществ, коопе­ра­тивов, являю­щимся лицами недру­жест­вен­ных ино­ст­ран­ных госу­дарств <1>, без соблю­дения вре­мен­ного поря­дка испол­нения обяза­тельств, уста­нов­лен­ного Ука­зом Прези­дента Рос­сий­ской Феде­рации от 5 марта 2022 года N 95 "О вре­мен­ном поря­дке испол­нения обяза­тельств перед неко­торыми иност­ран­ными креди­торами", а именно без зачи­сле­ния причи­тающе­гося лицу недру­жест­вен­ного ино­ст­ран­ного госу­дар­ства испол­нения на счет типа "С", осущест­вля­ется на осно­вании разре­шений, выдава­емых Бан­ком Рос­сии в отно­шении рези­ден­тов, являю­щихся кре­дит­ными органи­заци­ями и некре­дит­ными финан­совыми органи­за­циями, либо Прави­тельст­венной комис­сией по конт­ролю за осу­щест­вле­нием иност­ран­ных инвес­тиций в Рос­сий­ской Феде­рации в отно­шении дру­гих рези­дентов.

--------------------------------

<1> Кредиторы по соответствующим обязательствам, исполне­ние кото­рых осу­щест­вля­ется в соот­вет­ствии с пунк­том 1 Указа N 254 в поря­дке, преду­смот­рен­ном пунк­тами 2 - 9 Указа Прези­дента Рос­сий­ской Феде­рации от 5 марта 2022 года N 95 "О вре­мен­ном поря­дке испол­нения обяза­тельств перед некото­рыми ино­ст­ран­ными кре­дито­рами", или в поря­дке, преду­смот­рен­ном пунк­том 3 Указа N 254.

В этой связи прекращение обязательств резиден­тов по выплате при­были их участ­никам, являю­щимся лицами недру­жест­венных ино­ст­ран­ных госу­дарств, заче­том допу­ска­ется только на осно­вании раз­ре­ше­ний, выда­ва­емых Бан­ком Рос­сии в отно­шении рези­ден­тов, являю­щихся кре­дит­ными орга­низа­циями и некре­дит­ными финан­совыми органи­за­циями, либо Прави­тель­ствен­ной комис­сией по конт­ролю за осу­щест­вле­нием ино­ст­ран­ных инвес­тиций в Рос­сий­ской Феде­рации в отно­шении дру­гих рези­дентов.

2. Настоящее официальное разъяснение подлежит разме­щению на офици­аль­ном сайте Банка Рос­сии в инфор­маци­онно-­теле­комму­ника­цион­ной сети "Интер­нет" и приме­няется с даты его разме­щения.

Председатель Центрального банка
Российской Федерации
Э.С.НАБИУЛЛИНА


Согласно первоначальной редакции Указа № 254 полно­мочия по выдаче разре­шений на испол­нение обяза­тельств по выплате при­были рези­ден­тов ино­ст­ран­ным креди­торам без соблю­дения поря­дка, преду­смот­рен­ного Ука­зом № 254, «в отно­шении дру­гих рези­ден­тов» были предо­став­лены Мини­стер­ству финан­сов РФ по согла­сова­нию с ЦБ РФ. Эти полно­мочия были пере­даны «Прави­тель­ствен­ной комис­сии по конт­ролю за осу­щест­вле­нием ино­ст­ран­ных инвес­тиций в Россий­ской Феде­ра­ции» в силу Указа Прези­дента РФ от 09.09.2024 г. № 767 «О вне­се­нии изме­нений в неко­торые Указы Прези­дента Россий­ской Феде­ра­ции». При этом в Указ № 254 было добав­лено поло­жение, что такие разре­шения «при необхо­димо­сти могут содер­жать усло­вия испол­нения обяза­тельств по выплате при­были рези­ден­тов ино­ст­ран­ным кре­ди­торам».

В данном официальном разъяснении ЦБ не упомянуто, что Указ № 95 распро­стра­ня­ется на испол­нение обяза­тельств в раз­мере, пре­выша­ющем 10 млн. руб­лей в кален­дар­ный месяц. Из-за чего может сложи­ться впе­чат­ление, что согла­сно этому разъ­ясне­нию ЦБ выплата при­были рос­сий­ских ООО «недру­жест­вен­ным» ино­ст­ран­ным участ­никам может осу­щест­вля­ться только либо на счет типа «С», либо по разре­шению Прави­тель­ст­вен­ной комис­сии (или ЦБ). Между тем, и в Указе № 254, и в дан­ном разъ­ясне­нии ЦБ от 30.10.2024 г. № 4-ОР под поря­дком, преду­смот­рен­ном Указом № 95, пони­ма­ется поря­док, уста­нов­лен­ный пунк­тами 2 – 9 Указа № 95. А пункт 2 Указа № 95 как раз и уста­нав­ли­вает ука­зан­ное поро­говое зна­че­ние 10 млн. руб.

Как указано, в частности, в письме ЦБ РФ от 11 апреля 2022 г. N 12-4-ОГ/6846, согла­сно пун­кту 1.10 офици­аль­ного разъ­ясне­ния ЦБ № 2-ОР от 18.03.2022 г. в целях приме­нения Указа № 79, Указа № 81 и Указа № 95 при опре­деле­нии лиц, являю­щихся рези­ден­тами, необхо­димо руко­водст­вова­ться поня­тием «рези­дент», опре­делен­ным в ста­тье 1 Феде­раль­ного закона № 173-ФЗ «О валют­ном регу­лиро­ва­нии и валют­ном конт­роле». Соответ­ст­венно, исходя из отсы­лки в Указе № 254 на поря­док, преду­смот­рен­ный Ука­зом № 95, в целях Указа № 254 также сле­дует руко­вод­ство­ваться поня­тием валют­ного рези­дента.

Верховный Суд РФ в определении от 25 июля 2024 г. № 305-ЭС24-11083 по делу № А40-66692/2023 по иско­вому заяв­ле­нию Dolcemia Holdings Limited к акцио­нер­ному обще­ству Финан­совая ком­па­ния «Про­фит Хауз» (номи­на­ль­ному держа­телю цен­ных бумаг на осно­вании депо­зи­тар­ного дого­вора) об обяза­нии пере­чис­лить 9 337 965 рублей, состав­ляющих сумму диви­ден­дов за пер­вое полу­го­дие 2022 года, по акциям эми­тента – акцио­нер­ного обще­ства «Омск­Водо­канал», под­твер­дил, что поро­говую сумму (диви­ден­дов) в раз­мере 10 млн. руб. в целях Указов № 254 и № 95 сле­дует рассмат­ривать без учета (вычета) налога в РФ. В дан­ном деле эта сумма соста­вила 11 002 320 руб., соот­ветст­венно превы­сила порог 10 млн. руб. и поэ­тому остав­шаяся после вычета налога сумма диви­ден­дов в раз­мере 9 337 965 руб. была право­мерно пере­чис­лена на счет типа «С», а не на рас­чет­ный счет нере­зиде­нта по анкете клиента.

Таким образом, с даты размещения официального разъясне­ния ЦБ от 30.10.2024 г. № 4-ОР на офици­аль­ном сайте ЦБ в сети Интер­нет, то есть, с 30 октя­бря 2024 года, прекра­щение обяза­тельств валют­ных рези­ден­тов РФ по выплате при­были их «недру­жест­вен­ным» участ­ни­кам-нере­зиден­там в раз­мере начи­слен­ных сумм (распре­де­лен­ной при­были) без вычета налога в РФ свыше 10 млн. руб. в кален­дар­ный месяц заче­том допу­ска­ется только на осно­вании разре­шений ЦБ или Прави­тель­ст­вен­ной комиссии.

Если зачет все же будет проведен в наруше­ние дан­ного разъ­ясне­ния ЦБ и соот­вет­ст­венно Ука­зов № 254 и № 95, то ответ­ствен­ность за это нару­шение, веро­ятно, может опре­деля­ться как за неза­кон­ную валют­ную опе­ра­цию по отчуж­де­нию нере­зи­денту денеж­ных средств, до зачета причи­тав­шихся рези­денту, или, в зави­симо­сти от ситу­ации, как за непо­луче­ние пла­тежа от нере­зиде­нта в целях обя­зан­ности по репат­риа­ции валюты по ста­тье 19 Феде­раль­ного закона «О валют­ном регу­лиро­вании и валют­ном конт­роле» № 173- ФЗ (в слу­чаях, когда эта обя­зан­ность не отме­нена) или в целях обя­зан­ности рези­ден­тов обе­спе­чи­вать испол­нение (пла­теж­ных) обяза­тельств нере­зиден­тов по части 4 ста­тьи 24 закона № 173-ФЗ (по внеш­не­тор­го­вым конт­рак­там, по кото­рым обя­зан­ность по репат­риа­ции валюты отме­нена).

Ранее в валютном законодательстве РФ вопрос о (не)право­мер­ности заче­тов возни­кал в целях обя­зан­ности рези­ден­тов по репат­риа­ции валюты по ста­тье 19 закона № 173-ФЗ. При этом круп­ные штрафы могли возник­нуть не в силу собст­венно зачета, а в силу неиспол­нения из-за зачета обя­зан­но­сти рези­ден­тов по репат­риа­ции валюты. Приме­ните­льно же к уста­нов­лен­ному Ука­зом № 254 осо­бому поря­дку выплаты при­были «недру­жест­вен­ным» участ­никам ООО, про­веде­ние неза­кон­ного зачета прямо не подпа­дает под поня­тия «валют­ных опера­ций» согла­сно поло­же­ниям ста­тьи 1 закона № 173-ФЗ в обыч­ном пони­мании, так как при зачете все же не отчуж­да­ются денеж­ные сред­ства, а пре­кра­щается обяза­тель­ство по их уплате. Тем не менее, в новых усло­виях право­вого регу­лиро­вания опера­ций и сде­лок с «недру­жест­вен­ными» ино­ст­ран­ными лицами в 2022 – 2024 гг. органы валют­ного конт­роля и суды впо­лне могут истол­ковать подоб­ный зачет как по сути отчуж­дение нере­зиде­нту денеж­ных средств, до зачета причи­тав­шихся рези­денту, что тогда подпа­дет под вид валют­ной опера­ции согла­сно под­пун­кту «б» пун­кта 9 части 1 ста­тьи 1 закона № 173-ФЗ.

Правовое бюро «Проект-ВС», правовой консалтинг по сдел­кам и опе­ра­ци­ям с «недру­жест­вен­ными» нере­зи­ден­тами, уст­ная кон­суль­та­ция по валют­ному конт­ролю и ВЭД с пред­вари­тель­ным ана­ли­зом, pvs.ru, 15.11.2024 г.

Материалы
по этой странице
?Ценные бумаги за рубежом. НДФЛ и ва­лют­ный контроль в РФ

?Валютно-финансовые условия контракта ВЭД

?Риски и проблемы в банках при ведении ВЭД

?Резиденты и не­ре­зи­ден­ты в целях валютного за­ко­но­да­тель­ст­ва РФ

?Валютные операции по валютному за­ко­но­да­тель­ст­ву РФ

?Разрешенные валютные операции между резидентами

?Разрешенные валютные операции минуя счета в уполномоченных РФ

?Незаконные валютные операции

?Репатриация ре­зи­ден­та­ми иностранной ва­лю­ты и валюты Рос­сий­ской Федерации

?Минимизация риска штрафа за не­обес­пе­че­ние поступления валюты или товаров из-за рубежа

?Обязанность резиден­тов вести учет и отчетность по валютным операциям

?Коды видов валютных операций

?Документы для проведения валютных операций

?Учет контрактов и кре­дит­ных договоров в упол­номоченных банках

?Справка о под­твер­ж­да­ю­щих документах

?Подтверждающие документы по ис­пол­не­нию, из­ме­не­нию, пре­кра­ще­нию обя­за­тельств по кон­т­рак­ту (кре­дит­но­му до­го­во­ру, займу)

?Ведомость бан­ков­ско­го контроля (ВБК) по контракту

?Ведомость бан­ков­ско­го контроля (ВБК) по кредитному договору

?Счета резидентов РФ за рубежом. Валютные операции и валютный контроль. Налоги в РФ

?Признаки сомнитель­ных операций (фиктивных сделок) в банках

?Критерии выявления и признаки необычных сделок

?Признаки сомнитель­ных операций со странами ТС, ЕАЭС

?Противодействие банков сомнительным операциям

?Четвертый этап амнистии капиталов для фи­зи­чес­ких лиц в 2022 - 2023 гг. Специальная декларация

?Валютный контроль на таможне над рас­че­та­ми участников ВЭД

?Преимущества под­готовки юридических тек­с­тов сразу на двух языках

Новости
и аналитика (538)
18.11.2024
Прецедент от­вет­ст­вен­но­сти физ­лица РФ - зай­мо­да­те­ля за нере­пат­ри­а­цию зай­ма, вы­дан­но­го граж­да­ни­ну Швей­ца­рии, в виде штра­фа 15% (7,5% при ран­ней уплате)

15.11.2024
Об офи­ци­а­ль­ном разъ­яс­не­нии ЦБ от 30.10.2024 г. № 4-ОР о пре­кра­ще­нии обя­за­тельств по вы­пла­те при­бы­ли ООО «не­дру­же­ст­вен­ным» уча­ст­ни­кам за­четом

29.10.2024
Штраф 4,1 млн. руб. (30%) за не­за­кон­ный на­лич­ный рас­чет при по­куп­ке ав­то­мо­би­ля в Бе­ла­ру­си, на ос­но­ва­нии до­ку­мен­тов из на­ло­го­вой ин­с­пек­ции Бе­ла­руси

17.09.2024
Вправе ли на­ло­го­вая за­пра­ши­вать по ва­лю­т­но­му кон­т­ро­лю све­де­ния и до­ку­ме­н­ты о на­ли­чии гра­ж­да­н­ст­ва ино­ст­ран­ных го­су­дарств и ВНЖ в ино­ст­ран­ных го­су­дар­ст­вах

31.08.2024
Два штрафа по 30% за пе­ре­да­чу и по­лу­че­ние гра­ж­да­ни­ном РФ на­лич­ной ин­ва­лю­ты по од­но­му зай­му род­ст­вен­ни­ку-­не­ре­зи­ден­ту в Бе­ла­руси

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ПО ВАЛЮТНОМУ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
И КОНТРОЛЮ
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования

Аналитические правовые услуги по ВЭД, валютному контролю, Испании
Описание услуг на сайте не является публичной офертой услуг
Правовое бюро "Проект-ВС" (Москва) • 2001-2024 • Контакты
© Автор сайта:
Славинский В. Ч. Все права сохранены
ВАЛЮТНОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ
И КОНТРОЛЬ
ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ