Правовые услуги по валютному регулированию и контролю
↓ Правовые услуги, валютное регулирование и валютный контроль в условиях 2022 - 2024 гг.
↓ Правовые услуги в 2024 году ↓ Валютное регулирование и валютный контроль в 2022 - 2024 гг.
↓ Общие риски, проблемы и «белые» решения по валютному регулированию и контролю
↓ Незаконные операции ↓ Репатриация валюты ↓ Валютная отчетность ↓ Сделки / Налоги / Таможня
↓ Аналитическое рассмотрение вопросов, ситуаций, проектов физических и юридических лиц
↓ Системный анализ ↓ Поэлементный анализ ↓ Прецедентный анализ ↓ Анализ практики ситуаций
↓ Услуги физическим лицам → Услуги для ИП ↓ Услуги юридическим лицам
↓ Юридические консультации ↓ Правовая оценка ↓ Правовой консалтинг
↓ Устная консультация / правовая оценка ↓ Первичная подробная → С предварительным анализом
↓ Онлайн консультации ↓ Письменная консультация с анализом и комментариями
↓ Письменные правовые заключения → Валютно-правовой консалтинг и подготовка документов
↓ Правовые разработки ↓ Подготовка контрактов и документов
↓ Схемы платежей ↓ Решения до проверки органом ВК ↓ Ответы на запросы и требования органов ВК
↓ Анализ и разработка судебных перспектив ↓ Нестандартное соблюдение норм ↓ Редкие случаи ВК
НОВОСТИ И АНАЛИТИКА ПО СТРАНИЦЕ 27.11.2022 ЦБ косвенно подтвердил неприменение требований по репатриации валюты и по расчетам только через банки РФ при ВТД и займах ЮЛ и ИП нерезидентам
Согласно пункту 1.4 официального разъяснения ЦБ от 23.11.2022 г. № 11-ОР о применении отдельных положений Указов Президента РФ №№ 95, 430 и 529:
«1.4. В соответствии с пунктом 4 Указа № 529 предусмотренные им нормы прекращают действие после вступления в силу закона, вносящего изменения в Федеральный закон от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон № 173-ФЗ) в части следующих отношений, регулируемых Указом № 529: ограничений по сумме переводов денежных средств в иностранной валюте физическим лицом - резидентом, установленных пунктом 12 части 1 статьи 9 Федерального закона № 173-ФЗ, требований абзаца первого части 2 статьи 14 (в части, касающейся соблюдения требования об обязательности формы расчетов), частей 1 и 2 статьи 19 Федерального закона № 173-ФЗ, права российских юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществлять зачет своих требований к нерезидентам и обязательств перед ними или замену обязательств нерезидентов новыми обязательствами.
При этом с даты издания Указа № 529 до даты издания настоящего официального разъяснения нормы Федерального закона № 173-ФЗ не менялись в части отношений, регулируемых пунктом 4 Указа № 529».
Упрощенно, пункт 4 Указа № 529 установил нормы о неприменении при ведении внешнеторговой деятельности и предоставлении российскими юридическими лицами и ИП займов нерезидентам двух системообразующих положений валютного законодательства РФ – по репатриации валюты и по обязательности расчетов с нерезидентами только через банки РФ (с некоторыми исключениями). Под условием, что данные нормы Указа № 529 действуют «впредь до внесения изменений в Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
После этого в Федеральный закон № 173-ФЗ были внесены (вступили в силу) изменения в отношении других положений закона. Теперь же ЦБ РФ официально разъяснил, что нормы пункта 4 Указа № 529 продолжают действовать. В том смысле, что вступившие в силу изменения закона № 173-ФЗ положения пункта 4 Указа № 529 не затрагивают.
Таким образом, официальное разъяснение ЦБ № 11-ОР косвенно подтверждает, что данные нормы пункта 4 Указа № 529 должны применяться. Однако в судебной практике эти нормы до сих пор не отражаются. Суды продолжают подтверждать штрафы на участников ВЭД за нарушения, в частности, по репатриации валюты. В связи с этим следует еще раз обратить внимание на необходимость ссылаться на пункт 4 Указа № 529 как довод, основание для непривлечения к ответственности за нарушения по репатриации валюты и в соответствующих случаях по незаконным валютным операциям в ответ на претензии ИФНС и таможен органов валютного контроля.
Дополнительно, данное официальное разъяснение ЦБ № 11-ОР дает еще одно (косвенное) правовое основание не сообщать в российские банки информацию о сроках по репатриации валюты. Поскольку валютный контроль над банками осуществляет именно ЦБ. Что может быть особенно актуально по импортным контрактам, так как по большинству экспортных контрактов обязанность по репатриации валюты заменена на другую аналогичную обязанность резидентов обеспечивать исполнение нерезидентами обязательств по внешнеторговым контрактам. Но в практических целях такое несообщение информации о сроках по репатриации валюты по контрактам может повлечь осложнения в отношениях с конкретными российскими банками, которые, как правило, придерживаются консервативных позиций и будут требовать выполнения соответствующих обязанностей резидентов по Инструкции ЦБ № 181-И. Поэтому применять эту возможность следует с учетом обстоятельств конкретной ситуации, в том числе в смягченном варианте путем письма в свой банк со ссылками на пункт 4 Указа № 529 и официальное разъяснение ЦБ № 11-ОР как на правовые основания для несообщения информации.
Правовое бюро «Проект-ВС», валютный консалтинг, консалтинг по разрешению ситуаций по репатриации валюты, pvs.ru, 27.11.2022 г.
12.06.2023 Позиция ФНС по Указу № 529 в части неприменения требований по репатриации валюты и возможность опровержения подобных позиций исходя из судебной практики
26.01.2023 Суд наконец-то применил Указ № 529 в деле по репатриации валюты при импорте товаров
04.09.2022 О необходимости ссылаться на Указ № 529 как довод для непривлечения к ответственности за нарушения по репатриации валюты
|