Правовые услуги по валютному регулированию и контролю
↓ Правовые услуги, валютное регулирование и валютный контроль в условиях 2022 - 2024 гг.
↓ Правовые услуги в 2024 году ↓ Валютное регулирование и валютный контроль в 2022 - 2024 гг.
↓ Общие риски, проблемы и «белые» решения по валютному регулированию и контролю
↓ Незаконные операции ↓ Репатриация валюты ↓ Валютная отчетность ↓ Сделки / Налоги / Таможня
↓ Аналитическое рассмотрение вопросов, ситуаций, проектов физических и юридических лиц
↓ Системный анализ ↓ Поэлементный анализ ↓ Прецедентный анализ ↓ Анализ практики ситуаций
↓ Услуги физическим лицам → Услуги для ИП ↓ Услуги юридическим лицам
↓ Юридические консультации ↓ Правовая оценка ↓ Правовой консалтинг
↓ Устная консультация / правовая оценка ↓ Первичная подробная → С предварительным анализом
↓ Онлайн консультации ↓ Письменная консультация с анализом и комментариями
↓ Письменные правовые заключения → Валютно-правовой консалтинг и подготовка документов
↓ Правовые разработки ↓ Подготовка контрактов и документов
↓ Схемы платежей ↓ Решения до проверки органом ВК ↓ Ответы на запросы и требования органов ВК
↓ Анализ и разработка судебных перспектив ↓ Нестандартное соблюдение норм ↓ Редкие случаи ВК
НОВОСТИ И АНАЛИТИКА ПО СТРАНИЦЕ 15.09.2022 Разрешение резидентам продавать недвижимость «недружественным» иностранным юридическим лицам и юридическим лицам под их контролем. Соотношение с валютным регулированием РФ
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 сентября 2022 г. N 05-06-10/ВН-46769
ВЫПИСКА
ИЗ ПРОТОКОЛА ЗАСЕДАНИЯ ПОДКОМИССИИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ
КОМИССИИ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ИНОСТРАННЫХ
ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 7 СЕНТЯБРЯ 2022 ГОДА N 85
1. Руководствуясь пунктом 16 Правил выдачи Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации разрешений в целях реализации дополнительных временных мер экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации и иных разрешений, предусмотренных отдельными указами Президента Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2022 N 295, подкомиссией Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации принято единогласное решение разрешить резидентам осуществление (исполнение) сделок (операций), влекущих за собой возникновение права собственности на недвижимое имущество, приобретаемое иностранными юридическими лицами, связанными с иностранными государствами, которые совершают в отношении российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия, и (или) юридическими лицами, которые находятся под контролем иностранных лиц, связанных с иностранными государствами, которые совершают в отношении российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия, независимо от места их регистрации или места преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности.
2. Установить, что вышеуказанное разрешение действует без ограничения срока.
Выписка верна.
Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
А.В.МОИСЕЕВ
Комментарий по деталям разрешения и его соотношению с правовым регулированием 2022 г. и валютным регулированием РФ
Исходя из буквального понимания (толкования) текста данной выписки, упрощенно можно сказать:
- Разрешены только сделки и операции по отчуждению резидентами недвижимости (то есть, сделки по продаже, так как прочие способы отчуждения недвижимости юр. лицам можно считать редкими и в данном комментарии не рассматривать). На приобретение (покупку) недвижимости нерезидентами у «недружественных» лиц данное разрешение не распространяется.
- Продажа резидентами недвижимости допускается 2 категориям лиц:
- «Недружественным» иностранным юридическим лицам. В целях валютного регулирования в РФ, такие лица будут являться валютными нерезидентами. Соответственно, операции с ними в рамках данного разрешения будут являться валютными операциями.
- Юридическим лицам, подконтрольным «недружественным» иностранным юридическим лицам. Это могут быть как валютные резиденты, так и валютные нерезиденты.
- Поскольку разрешение дано только в отношении покупателей – юридических лиц, на сделки с покупателями (приобретателями) – физическими лицами оно не распространяется.
В разрешении также не указано, идет ли речь о недвижимости в РФ и (или) о недвижимости за рубежом. Подкомиссия имеет полномочия давать разрешения на «сделки (операции)» в том числе с недвижимостью в целях Указа № 81. Также подкомиссия имеет полномочия давать разрешения на валютные операции (не в сфере недвижимости) в целях Указа № 79. Следовательно (упрощенно), данное разрешение подкомиссии дано в целях Указа № 81. Согласно Официальному разъяснению ЦБ № 2-ОР и письму ЦБ от 30.08.2022 г. № 010-31-4/8237 разрешения на сделки с зарубежной недвижимостью в целях Указа № 81 не требуются при условии соблюдения требований пункта 1.11 Официального разъяснения ЦБ № 2-ОР. Таким образом, если основываться на данных правовых актах ЦБ, рассматриваемое разрешение подкомиссии относится только к недвижимости в РФ.
Если же считать упомянутые правовые акты ЦБ недостаточными правовыми основаниями для сужения сферы действия Указа № 81, то данное разрешение подкомиссии можно понимать как распространяющееся и на сделки (операции) резидентов с недвижимостью за рубежом. В этом плане, по состоянию на сегодня, наличие разрешения на продажу недвижимости «недружественным» иностранным юридическим лицам в некотором смысле подчеркивает отсутствие разрешения на такую продажу «недружественным» иностранным физическим лицам.
Данную выписку из протокола заседания подкомиссии также нельзя считать разрешением в целях Указа № 252 о контрсанкциях РФ. В силу этого Указа запрещены сделки с лицами, находящимися под санкциями РФ, и с находящимися под их контролем организациями, а также финансовые операции, выгодоприобретателями по которым являются лица, находящиеся под санкциями РФ.
Кроме того, формулировку разрешения на «сделки (операции)» не следует понимать как разрешение на любые валютные операции по указанным в разрешении сделкам с недвижимостью. В этой части, исходя из особенностей соотношения «президентского» регулирования 2022 г. и федерального законодательства РФ, должны превалировать нормы Федерального закона № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». А в силу норм Закона № 173-ФЗ по таким сделкам с недвижимостью не будут разрешены валютные операции с нерезидентами с расчетами наличными, чеками, векселями, с зачислениями инвалюты на зарубежные счета резидентов – юридических лиц (продавцов недвижимости).
Правовое бюро «Проект-ВС», валютный консалтинг, консалтинг по сделкам 2022 г., подготовка и обоснование запросов и заявлений в органы РФ по сделкам и операциям в 2022 году, pvs.ru, 15.09.2022 г.
|