Правовые услуги по валютному регулированию и контролю
↓ Правовые услуги, валютное регулирование и валютный контроль в условиях 2022 - 2024 гг.
↓ Правовые услуги в 2024 году ↓ Валютное регулирование и валютный контроль в 2022 - 2024 гг.
↓ Общие риски, проблемы и «белые» решения по валютному регулированию и контролю
↓ Незаконные операции ↓ Репатриация валюты ↓ Валютная отчетность ↓ Сделки / Налоги / Таможня
↓ Аналитическое рассмотрение вопросов, ситуаций, проектов физических и юридических лиц
↓ Системный анализ ↓ Поэлементный анализ ↓ Прецедентный анализ ↓ Анализ практики ситуаций
↓ Услуги физическим лицам → Услуги для ИП ↓ Услуги юридическим лицам
↓ Юридические консультации ↓ Правовая оценка ↓ Правовой консалтинг
↓ Устная консультация / правовая оценка ↓ Первичная подробная → С предварительным анализом
↓ Онлайн консультации ↓ Письменная консультация с анализом и комментариями
↓ Письменные правовые заключения → Валютно-правовой консалтинг и подготовка документов
↓ Правовые разработки ↓ Подготовка контрактов и документов
↓ Схемы платежей ↓ Решения до проверки органом ВК ↓ Ответы на запросы и требования органов ВК
↓ Анализ и разработка судебных перспектив ↓ Нестандартное соблюдение норм ↓ Редкие случаи ВК
НОВОСТИ И АНАЛИТИКА ПО СТРАНИЦЕ 05.09.2022 О применении разъяснения ЦБ № 2-ОР и письма ЦБ от 30.08.2022 г. № 010-31-4/8237 к сделкам с ценными бумагами и недвижимостью за рубежом в интересах резидентов
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 августа 2022 г. N 010-31-4/8237
Банк России рассмотрел обращение и сообщает следующее.
Положения Указа Президента Российской Федерации от 01.03.2022 N 81 "О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации" (далее - Указ N 81) имеют своей целью обеспечение защиты национальных интересов Российской Федерации, ее финансовой стабильности, вследствие чего сфера действия особого (временного) порядка ограничена необходимостью достижения указанных целей.
Официальные разъяснения Банка России не содержат норм права, целью их подготовки является предоставление официального (делегированного в данном случае) толкования правовых норм, содержащихся в нормативном правовом акте.
При подготовке официальных разъяснений Банк России использует все существующие способы толкования правовых норм, включая телеологический способ.
Официальное разъяснение Банка России от 18.03.2022 N 2-ОР <1> сформулировано исходя из целей принятия Указа N 81 и указанных подходов.
--------------------------------
<1> Официальное разъяснение Банка России от 18.03.2022 N 2-ОР "О применении отдельных положений Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 2022 года N 79 "О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций", Указа Президента Российской Федерации от 1 марта 2022 года N 81 "О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации" и Указа Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 года N 95 "О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами".
В этой связи также сообщаем, что разрешение на совершение сделок (операций), упоминаемое в Указе N 81, не требуется в случае осуществления сделок, соответствующих либо условиям, указанным в абзацах втором и четвертом подпункта 1.11 пункта 1 официального разъяснения Банка России от 18.03.2022 N 2-ОР, либо условиям, указанным в абзацах третьем и четвертом того же подпункта.
Статс-секретарь -
заместитель Председателя
А.Г.ГУЗНОВ
Комментарий о применении данного письма ЦБ в интересах резидентов
В практических целях, данное письмо ЦБ от 30 августа 2022 г. № 010-31-4/8237 можно считать дополнением к проблематике вопросов по сделкам и валютным операциям с ценными бумагами и недвижимостью за рубежом, рассмотренной в новости от 23.06.2022 г.
С тех пор, в связи с Указом № 430 и последующими сообщениями ЦБ валютное регулирование операций по таким сделкам за рубежом фактически вернулось, с некоторыми оговорками, к нормам Федерального закона № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
В отношении регулирования собственно таких сделок, или вопроса о разрешениях на такие сделки в целях Указа № 81 (что затрагивает также и сферу валютного регулирования, особенно по рискам ответственности за нарушения), теперь дополнительно можно основываться на данном письме ЦБ от 30 августа 2022 г. № 010-31-4/8237. Это дополнительное правовое обоснование видится в том, что вот, ЦБ сообщает, что его официальные разъяснения не являются нормами права, но являются их официальным толкованием. И с точки зрения официального толкования Указа № 81, сфера его действия ограничена заявленными целями этого Указа по обеспечению «защиты национальных интересов Российской Федерации, ее финансовой стабильности». А значит, для сделок с иностранными недвижимостью и ценными бумагами за рубежом, при соблюдении условий подпункта 1.11 пункта 1 официального разъяснения ЦБ № 2-ОР, разрешений по Указу № 81 не требуется.
С другой стороны, следует отметить, что суды и органы валютного контроля для обоснования крупных штрафов за валютные нарушения постоянно применяют этот телеологический способ толкования правовых норм в противоположном смысле. А именно, неустанно ссылаются на цели Федерального закона № 173-ФЗ по обеспечению «стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации», на цели защиты интересов РФ, безопасности РФ и т. п. как обоснование применения валютно-правовых норм РФ к сделкам и операциям резидентов за рубежом. Плюс в судебных постановлениях по валютным делам местом совершения валютного правонарушения чаще всего признается не фактическое место сделки или операции, а адрес регистрации резидента в РФ. Могут быть и другие контрдоводы относительно официального разъяснения ЦБ № 2-ОР.
Таким образом, налоговые инспекции как органы валютного контроля в сфере сделок и операций резидентов с недвижимостью и ценными бумагами за рубежом при желании могут выдвигать весомые возражения против данной правовой позиции ЦБ. Поэтому основываться на официальном разъяснении ЦБ № 2-ОР и письме ЦБ от 30 августа 2022 г. № 010-31-4/8237 следует с осторожностью, с учетом существенных обстоятельств конкретной ситуации, практики отношений со своей ИФНС, с использованием прочих возможных по ситуации средств правовой защиты и мер минимизации рисков.
Правовое бюро «Проект-ВС», подготовка и обоснование запросов и заявлений в органы РФ по сделкам и операциям в 2022 году, pvs.ru, 05.09.2022 г.
|