Правовые услуги по валютному регулированию и контролю
↓ Правовые услуги, валютное регулирование и валютный контроль в условиях 2022 - 2024 гг.
↓ Правовые услуги в 2024 году ↓ Валютное регулирование и валютный контроль в 2022 - 2024 гг.
↓ Общие риски, проблемы и «белые» решения по валютному регулированию и контролю
↓ Незаконные операции ↓ Репатриация валюты ↓ Валютная отчетность ↓ Сделки / Налоги / Таможня
↓ Аналитическое рассмотрение вопросов, ситуаций, проектов физических и юридических лиц
↓ Системный анализ ↓ Поэлементный анализ ↓ Прецедентный анализ ↓ Анализ практики ситуаций
↓ Услуги физическим лицам → Услуги для ИП ↓ Услуги юридическим лицам
↓ Юридические консультации ↓ Правовая оценка ↓ Правовой консалтинг
↓ Устная консультация / правовая оценка ↓ Первичная подробная → С предварительным анализом
↓ Онлайн консультации ↓ Письменная консультация с анализом и комментариями
↓ Письменные правовые заключения → Валютно-правовой консалтинг и подготовка документов
↓ Правовые разработки ↓ Подготовка контрактов и документов
↓ Схемы платежей ↓ Решения до проверки органом ВК ↓ Ответы на запросы и требования органов ВК
↓ Анализ и разработка судебных перспектив ↓ Нестандартное соблюдение норм ↓ Редкие случаи ВК
НОВОСТИ И АНАЛИТИКА ПО СТРАНИЦЕ 12.07.2022 Неопределенность Указа № 430 в части снятия общего запрета на зачисления инвалюты на зарубежные счета резидентов и переводы электронных средств. Запрет по дивидендам
Подпункт «б» пункта 1 Указа Президента РФ от 05.07.2022 г. № 430 «О репатриации резидентами – участниками внешнеэкономической деятельности иностранной валюты и валюты Российской Федерации» устанавливает:
«б) положения подпункта "б" пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 2022 г. № 79 "О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций" применяются, в случае если зачисление иностранной валюты и осуществление переводов денежных средств связаны с перечислением резидентами денежных средств, полученных в виде дивидендов по акциям российских акционерных обществ либо при распределении прибыли российских обществ с ограниченной ответственностью, хозяйственных товариществ и производственных кооперативов».
Далее, пункт 2 этого же Указа № 430 устанавливает:
«2. Предоставить Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации полномочие вводить ограничения на зачисление резидентами иностранной валюты на свои счета (вклады), открытые в расположенных за пределами территории Российской Федерации банках и иных организациях финансового рынка, а также на осуществление переводов денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг».
Согласно преамбуле Указа № 430, эти нормы установлены «в дополнение к мерам, предусмотренным» Указами №№ 79, 81, 95. Очевидно, что приведенные выше подпункт «б» пункта 1 и пункт 2 Указа № 430 установлены в дополнение к мерам, предусмотренным Указом № 79 в части общего запрета на зачисления резидентами инвалюты на счета за рубежом и на переводы электронных денежных средств, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг.
Следовательно, теперь введенный Указном № 79 общий запрет на зачисления резидентам инвалюты на зарубежные счета и на переводы электронных средств, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, должен применяться (согласно его дополнению Указом № 430) «в случае если зачисление иностранной валюты и осуществление переводов денежных средств связаны с перечислением резидентами денежных средств, полученных в виде дивидендов по акциям российских акционерных обществ либо при распределении прибыли российских обществ с ограниченной ответственностью, хозяйственных товариществ и производственных кооперативов». Одновременно, полномочиями вводить ограничения в этой сфере наделяется Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ.
Исходя из системного (взаимосвязанного) толкования этих положений можно утверждать, что теперь запрет на зачисления резидентами инвалюты на зарубежные счета применяется только в описанном в Указе № 430 случае вывода дивидендов из РФ. А в остальных случаях могут быть ограничения, устанавливаемые Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ. Иначе, при сохранении действия общего запрета по Указу № 79, не было бы смысла дополнять этот запрет и так подпадающим под него частным случаем вывода дивидендов из РФ и наделять Правительственную комиссию полномочиями вводить какие-то ограничения в дополнение к этому общему запрету.
Однако, такое толкование кардинально меняет «президентское» регулирование 2022 г. в отношении зачислений инвалюты на счета резидентов за рубежом и переводов электронных средств, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг. Вместо общего запрета в данной сфере с рядом исключений (разрешений) теперь фактически получается общее разрешение с возможными исключениями (ограничениями). И тогда на первый план снова выходят нормы по зарубежным счетам резидентов, установленные валютным законодательством РФ, принятым до 2022 г. и продолжающим действовать и в настоящее время.
Как представляется, такое кардинальное изменение данного регулирования требует более четкого официального изложения. По причине загруженности делами и просто в силу человеческого фактора инспекторы валютного контроля в банках и ИФНС и судьи первой инстанции, да и сами резиденты, зачастую не имеют времени, возможности, желания заниматься системными толкованиями разных пунктов разных президентских указов. И вследствие этого могут продолжать исходить из общего запрета по Указу № 79 и системы изданных к нему отдельных разрешений подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ.
Исходя из общей логики валютно-правового регулирования 2022 г. данную неопределенность должны разрешить последующие официальные разъяснения подпункта «б» пункта 1 Указа № 430 со стороны ЦБ РФ (официальное разъяснение ЦБ от 08.07.2022 г. № 8-ОР касается другого пункта Указа № 430) и новые решения (подкомиссии) Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ.
Пока же, по вопросам конкретных валютных операций за рубежом в практических целях видимо придется учитывать риски как по «запретному» президентскому валютно-правовому регулированию 2022 г., так по нормам валютного законодательства в части правового режима счетов резидентов РФ за рубежом. В любом случае, к конкретной ситуации могут быть применимы и другие запреты 2022 г., помимо запрета на зарубежные зачисления и электронные переводы по Указу № 79.
Правовое бюро «Проект-ВС», консалтинг по счетам резидентов за рубежом, подготовка и обоснование запросов и заявлений в органы РФ по сделкам и операциям в 2022 году, pvs.ru 11.07.2022 г.
06.09.2022 ЦБ официально разъяснил, что запрет на зачисления инвалюты на зарубежные счета ограничен случаями вывода дивидендов из РФ и что банки должны проверять происхождение средств
19.08.2022 Ограниченное разрешение резидентам – физическим лицам зачислять инвалюту от дивидендов в РФ на счета за рубежом и комментарий к нему
18.08.2022 Новые возможности и «подводные камни» по переводам физическими лицами - резидентами инвалюты в связи с Указом № 529
02.08.2022 Об ответах ЦБ на вопросы о возможности зачисления иностранной валюты на свой счет в зарубежном банке и о переводах другому человеку за рубеж
|