Правовые услуги по валютному регулированию и контролю
↓ Правовые услуги, валютное регулирование и валютный контроль в условиях 2022 - 2024 гг.
↓ Правовые услуги в 2024 году ↓ Валютное регулирование и валютный контроль в 2022 - 2024 гг.
↓ Общие риски, проблемы и «белые» решения по валютному регулированию и контролю
↓ Незаконные операции ↓ Репатриация валюты ↓ Валютная отчетность ↓ Сделки / Налоги / Таможня
↓ Аналитическое рассмотрение вопросов, ситуаций, проектов физических и юридических лиц
↓ Системный анализ ↓ Поэлементный анализ ↓ Прецедентный анализ ↓ Анализ практики ситуаций
↓ Услуги физическим лицам → Услуги для ИП ↓ Услуги юридическим лицам
↓ Юридические консультации ↓ Правовая оценка ↓ Правовой консалтинг
↓ Устная консультация / правовая оценка ↓ Первичная подробная → С предварительным анализом
↓ Онлайн консультации ↓ Письменная консультация с анализом и комментариями
↓ Письменные правовые заключения → Валютно-правовой консалтинг и подготовка документов
↓ Правовые разработки ↓ Подготовка контрактов и документов
↓ Схемы платежей ↓ Решения до проверки органом ВК ↓ Ответы на запросы и требования органов ВК
↓ Анализ и разработка судебных перспектив ↓ Нестандартное соблюдение норм ↓ Редкие случаи ВК
НОВОСТИ И АНАЛИТИКА ПО СТРАНИЦЕ 02.07.2022 Разрешения, особенности, риски по зачислениям валютной выручки по внешнеторговым договорам на зарубежные счета резидентов
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 июня 2022 г. N 05-06-10/ВН-32847
ВЫПИСКА
ИЗ ПРОТОКОЛА ЗАСЕДАНИЯ ПОДКОМИССИИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ
КОМИССИИ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ИНОСТРАННЫХ
ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 21 ИЮНЯ 2022 ГОДА N 64/4
1. Признать утратившим силу разрешение, предусмотренное протоколом заседания Подкомиссии от 06.06.2022 N 59/1.
2. Руководствуясь пунктом 16 Правил выдачи Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации разрешений в целях реализации дополнительных временных мер экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации и иных разрешений, предусмотренных отдельными указами Президента Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2022 N 295, подкомиссией Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации принято единогласное решение разрешить резидентам - участникам внешнеэкономической деятельности зачисление иностранной валюты, полученной от нерезидентов по внешнеторговым договорам (контрактам), предусматривающим передачу нерезидентам товаров, оказание нерезидентам услуг, выполнение для нерезидентов работ, передачу нерезидентам результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (далее - валютная выручка), на свои счета (вклады), открытые в расположенных за пределами территории Российской Федерации банках и иных организациях финансового рынка (далее - счет за рубежом), запрет на осуществление которого установлен подпунктом "б" пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 28.02.2022 N 79.
3. Установить, что резиденты, зачислившие на счет за рубежом валютную выручку по заключенным с нерезидентами внешнеторговым договорам (контрактам), исполнение обязательств по которым определено в иностранной валюте, предусматривающим передачу резидентами нерезидентам товаров, классифицируемых в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза в позициях 0302 - 0308, 0511 91 909 0, 2501 00 - 2522, 2524 - 2530, 2601 - 2704 00 (кроме 2601 11 000 0, 2601 12 000 0), 2709 00, 2710, 2711, 2712 - 2713, 2715 00 000 0, 2902, 4401 - 4403, 4407, 7101 - 7103 (кроме 7102 39 000 0, 7103 91 000 - 7103 99 000 8), 7112, 7204, 7302, 7401 00 000 0, 7404 00, 7501, 7503 00, 7602 00, 7802 00 000 0, 7902 00 000 0, 8002 00 000 0, 8101 97 000 0, 8102 97 000 0, 8103 30 000 0, 8104 20 000 0, 8105 30 000 0, 8108 30 000 0, 8109 31 000 0, 8110 20 000 0, 8111 00 190 0, 8112 13 000 0, 8112 22 000 0, 8112 52 000 0, 8112 92 210, 8113 00 400 0, должны не позднее 120 рабочих дней со дня зачисления такой валютной выручки на счет за рубежом в полном объеме зачислить ее на счет в уполномоченном банке и осуществить ее обязательную продажу в размере и порядке, определенном в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.02.2022 N 79.
Выписка верна.
Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
А.В.МОИСЕЕВ
Комментарии
В формальных целях, это новое решение подкомиссии № 64/4 отменило схожее по содержанию решение подкомиссии от 06.06.2022 г. № 59/1. Фактически, новое решение № 64/4 устанавливает те же самые правила и условия, что и прежнее решение № 59/1, но только в отношении зачислений на зарубежные счета валютной выручки по внешнеторговым договорам за товары с вышеуказанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС. Соответственно, комментарии к рискам по таким зачислениям, приведенные в новости от 09.06.2022 г., остаются актуальными.
А в отношении валютной выручки за поставки резидентами – участниками ВЭД нерезидентам по внешнеторговым договорам прочих товаров, услуг, работ, результатов интеллектуальной деятельности теперь в силу решения № 64/4 установлено общее разрешение зачислять такую валютную выручку на зарубежные счета. Без прежних условий и ограничений, действовавших согласно отмененному решению № 59/1.
Тем не менее, часть ранее прокомментированных рисков по таким теперь «безусловным» зачислениям валютной выручки на зарубежные счета сохраняется. Для удобства, их можно повторить в данных комментариях к решению подкомиссии № 64/4:
- Разрешены зачисления только по внешнеторговым договорам. В частности, в целях Федерального закона № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», договоры на закупку и поставку товаров за пределами РФ без их импорта в РФ и экспорта из РФ не подпадают под понятие «внешнеторговых договоров». Соответствующие прецеденты в судебной практике по спорам по незаконным валютным операциям имеются. Следовательно, на зачисления валютной выручки по таким договорам данное разрешение не распространяется;
- По контрактам, поставленным на учет в банках РФ, пункт 5.1 Инструкции ЦБ РФ № 181-И устанавливает обязанность резидентов проводить расчеты по соответствующему контракту только через свои счета, открытые в уполномоченном банке, принявшем на учет контракт, и (или) через свой счет, открытый в банке-нерезиденте. То есть, не через (разные) счета, а только через один счет за рубежом. Нарушение этого правила также повлечет риски признания операций незаконными как операций, осуществленных с нарушением валютного законодательства РФ;
- Можно отметить некоторую правовую неопределенность с самим понятием «валютной выручки». Входят ли в него неустойки за просрочки, штрафы за ненадлежащее исполнение или неисполнение обязательств, обеспечительные платежи, «мобилизационные платежи», отступное, задаток и другие виды платежей. Соответственно, по зачислению таких платежей на зарубежные счета возникают риски признания их незаконными валютными операциями.
Дополнительно, для всех случаев таких теперь разрешенных зачислений валютной выручки по внешнеторговым договорам на зарубежные счета еще необходимо учитывать сравнительно новую обязанность резидентов обеспечить надлежащее исполнение или прекращение обязательств по внешнеторговым договорам с нерезидентами, по которым требования по репатриации валюты в РФ отменены. Эта обязанность теперь установлена частью 4 статьи 24 Федерального закона № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». По сути, это смягченное требование по репатриации валюты по экспортным контрактам. С той разницей, что в таких случаях валюту теперь не нужно получать обязательно на счета в банках РФ. Но обеспечивать ее поступление на зарубежный счет резидента в установленный внешнеторговым договором срок необходимо (если только обязательства нерезидента не будут исполнены иными разрешенными способами, что на практике обычно мало актуально). Под угрозой достаточно крупных штрафов 5% - 30% от не зачисленных в срок средств. Судебная практика по таким случаям уже есть и продолжает формироваться. А с 1 октября 2022 г. должны вступить в силу отложенные изменения Инструкции ЦБ № 181-И в части этой новой обязанности резидентов, что еще больше усилит валютный контроль над ее исполнением.
Кроме того, применительно к зачислениям валютной выручки на зарубежные счета по внешнеторговым договорам резидентов – юридических лиц, ИП и иных физических лиц, обязанных соблюдать Инструкцию ЦБ № 181-И, у них имеется ряд обязанностей представлять информацию и документы в российский банк, в котором договор поставлен на учет.
Также следует учитывать общие обязанности резидентов представлять уведомления об открытии / изменении реквизитов / закрытии зарубежных счетов и отчеты о движении средств по ним в свою ИФНС. В случае юридических лиц и ИП эти отчеты о движении средств также должны содержать правильную информацию о кодах видов валютных операций по зачислениям валютной выручки. Неправильная информация или ее отсутствие повлечет штрафы за ненадлежащее представление отчетов, что уже не раз имело место в ходе проверок ИФНС по соблюдению валютного законодательства и в судебной практике по валютным делам.
Правовое бюро «Проект-ВС», консалтинг по проектам резидентов за рубежом, подготовка и обоснование запросов и заявлений в органы РФ по сделкам и операциям в 2022 году, pvs.ru, 02.07.2022 г.
12.09.2022 Валютный контроль получения российским ИП выручки за разработку ПО на счет за рубежом после отмены общего запрета на зачисления инвалюты на зарубежные счета
|