Правовые услуги по валютному регулированию и контролю
↓ Правовые услуги, валютное регулирование и валютный контроль в условиях 2022 - 2024 гг.
↓ Правовые услуги в 2024 году ↓ Валютное регулирование и валютный контроль в 2022 - 2024 гг.
↓ Общие риски, проблемы и «белые» решения по валютному регулированию и контролю
↓ Незаконные операции ↓ Репатриация валюты ↓ Валютная отчетность ↓ Сделки / Налоги / Таможня
↓ Аналитическое рассмотрение вопросов, ситуаций, проектов физических и юридических лиц
↓ Системный анализ ↓ Поэлементный анализ ↓ Прецедентный анализ ↓ Анализ практики ситуаций
↓ Услуги физическим лицам → Услуги для ИП ↓ Услуги юридическим лицам
↓ Юридические консультации ↓ Правовая оценка ↓ Правовой консалтинг
↓ Устная консультация / правовая оценка ↓ Первичная подробная → С предварительным анализом
↓ Онлайн консультации ↓ Письменная консультация с анализом и комментариями
↓ Письменные правовые заключения → Валютно-правовой консалтинг и подготовка документов
↓ Правовые разработки ↓ Подготовка контрактов и документов
↓ Схемы платежей ↓ Решения до проверки органом ВК ↓ Ответы на запросы и требования органов ВК
↓ Анализ и разработка судебных перспектив ↓ Нестандартное соблюдение норм ↓ Редкие случаи ВК
НОВОСТИ И АНАЛИТИКА ПО СТРАНИЦЕ 19.10.2017 Пояснительная записка Правительства РФ к законопроекту № 287822-7 об изменении правил о валютном резидентстве, операциям и отчетности по счетам за рубежом
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона
"О внесении изменений в Федеральный закон
"О валютном регулировании и валютном контроле"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - законопроект) подготовлен для упрощения валютного регулирования и валютного контроля.
Целями законопроекта являются определение "валютного резидентства" физических лиц; устранение отдельных избыточных обременений для уполномоченных банков и физических лиц - резидентов при совершении валютных операций с использованием счетов (вкладов) физических лиц - резидентов, открытых ими в банках за пределами территории Российской Федерации; расширение перечня разрешенных случаев зачисления денежных средств на счета (вклады) физических лиц - резидентов, открытые ими в банках за пределами территории Российской Федерации, минуя уполномоченные банки; установление особенностей в отношении выполнения физическими лицами - резидентами обязанностей по уведомлению налоговых органов об их счетах (вкладах), открытых в банках за пределами территории Российской Федерации, а также по представлению отчетов налоговым органам о движении средств по зарубежным счетам (вкладам) физических лиц - резидентов, если срок пребывания физических лиц - резидентов за пределами территории Российской Федерации в течение календарного года в совокупности составил более 183 дней независимо от количества въездов на территорию Российской Федерации в таком календарном году.
Анализ практики применения вступившей в силу в июне 2012 г. редакции Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон), определяющего понятие "резидент", показал неоднозначность его понимания в отношении граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в иностранном государстве в течение не менее одного года, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве в течение не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года. Закон относит такую категорию граждан Российской Федерации к нерезидентам для целей осуществления валютных операций.
Такое определение представляет затруднение для российских банков при осуществлении той или иной валютной операции по поручению физического лица с учетом того, что в соответствии со статьей 849 Гражданского кодекса Российской Федерации операции по списанию средств со счета должны быть осуществлены банком не позднее дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа. Таким образом, банк должен определить, является ли физическое лицо резидентом, и правильно применить валютное законодательство в течение не более двух дней с момента представления клиентом платежного документа.
Кроме того, при правоприменении рассматриваемой нормы неясно, какой период времени должен рассматриваться для применения правила о совокупности виз, а также допустимо ли прерывание годичного срока пребывания гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации по разным обстоятельствам (краткосрочные поездки в Российскую Федерацию и т. д.).
Также формулировка указанной нормы создает проблемы для российских банков с определением статуса граждан Российской Федерации, пребывающих в иностранном государстве, с которым у Российской Федерации установлен безвизовый режим въезда и пребывания.
В этой связи законопроектом предлагается изложить подпункт "а" пункта 6 части 1 статьи 1 Закона в новой редакции.
Законопроектом исключается требование об обязательности представления физическим лицом - резидентом уполномоченному банку при первом переводе уведомления налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) с отметкой о принятии указанного уведомления (абзац третий части 4 статьи 12 Закона). Отмена указанного требования обусловлена подписанием Российской Федерацией многостороннего Соглашения компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 г., в рамках которого налоговые органы стран - подписантов указанного Соглашения обмениваются информацией о счетах (вкладах), открытых на их территории резидентами других стран - участниц Соглашения, в автоматическом режиме. Дополнительно предлагаемое законопроектом изменение устранит излишнее административное обременение как для физических лиц - резидентов, так и для уполномоченных банков.
Статьей 83 Налогового кодекса Российской Федерации установлены требования в отношении налогового учета организаций и физических лиц в налоговых органах. С целью реализации требований статьи 12 Закона и обеспечения реализации прав физических лиц - резидентов в случае отсутствия у них места учета в налоговом органе, в том числе по причине отсутствия места жительства (пребывания) на территории Российской Федерации, отсутствия недвижимого имущества на территории Российской Федерации, часть 2 статьи 12 Закона дополняется новыми абзацами, в соответствии с которыми устанавливаются требования к определению налоговых органов по месту учета резидента (юридических и физических лиц) только для целей Закона.
Законопроект устанавливает также отдельные особенности для совершения валютных операций с использованием счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации сотрудниками дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации, постоянных представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях (изменения в части 5 и пункте 1 части 61 статьи 12 Закона). С учетом указанных особенностей часть 5 статьи 12 Закона дополнена положениями в части использования юридическими и физическими лицами - резидентами своих банковских счетов для получения сумм от нерезидентов, причитающихся в качестве возмещения налога на добавленную стоимость и выплачиваемых компетентными органами государства пребывания таких сотрудников. Также законопроектом расширяется перечень разрешенных случаев зачисления денежных средств на счета (вклады) физических лиц - резидентов, открытые ими в банках за пределами территории Российской Федерации, минуя уполномоченные банки. К таким разрешенным случаям законопроект относит зачисление денежных средств на счета (вклады) физических лиц - резидентов, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, минуя уполномоченные банки, от следующих операций:
продажа нерезиденту принадлежащих физическому лицу - резиденту на праве собственности за пределами территории Российской Федерации транспортных средств;
продажа нерезиденту принадлежащего физическому лицу - резиденту недвижимого имущества, если такое недвижимое имущество зарегистрировано на территории иностранного государства, являющегося членом ОЭСР или ФАТФ, и такое иностранное государство присоединилось к многостороннему Cоглашению компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 г. или имеет с Российской Федерацией действующее двустороннее международное соглашение, предусматривающее автоматический обмен финансовой информацией, и при этом счет (вклад) физического лица - резидента открыт в банке, расположенном на территории такого иностранного государства (дополнение части 51 статьи 12 Закона).
С целью устранения неопределенности в правоприменении в части осуществления оплаты физическими лицами - резидентами товаров, работ, услуг на территории Российской Федерации с помощью банковских платежных карт, эмитированных иностранными банками, за счет средств указанных физических лиц - резидентов, зачисленных на их счета (вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, к которым привязаны указанные банковские платежные карты, законопроект вносит соответствующее изменение в часть 6 статьи 12 Закона.
Законопроектом также расширяется перечень валютных операций, которые могут совершаться гражданами Российской Федерации при их нахождении за пределами территории Российской Федерации (изменение в части 1 статьи 9 Закона). Кроме того, пункт 1 части 1 статьи 9 Закона приводится в соответствие с новой редакцией пункта 1 части 61 статьи 12 Закона. Законопроект дополняет перечень документов, которые могут запрашивать агенты валютного контроля у резидентов в связи с предлагаемыми изменениями, в том числе с учетом положений Федерального закона "Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации" (новая редакция пункта 14 и дополнение новым пунктом 19 части 4 статьи 23 Закона).
Законопроектом предусматривается одновременное представление некредитными финансовыми организациями, осуществляющими виды деятельности, указанные в Федеральном законе "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами налоговому органу по месту своего учета и Центральному банку Российской Федерации (дополнение части 7 статьи 12 Закона). Законопроектом предлагается освободить граждан Российской Федерации от выполнения обязанностей по уведомлению налоговых органов об их счетах (вкладах), открытых в банках за пределами территории Российской Федерации, от ограничений на совершение операций, а также по представлению отчетов налоговым органам о движении средств по зарубежным счетам (вкладам) физических лиц - резидентов, если срок пребывания граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней независимо от количества въездов на территорию Российской Федерации в таком календарном году (дополнение в части 8 статьи 12 Закона). В целях устранения избыточных обременений физических лиц - резидентов, связанных с обязанностью представления в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации уведомлений и отчетов о движении по счетам (вкладам) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в разные сроки, часть 8 статьи 12 Закона дополняется новым абзацем, в соответствии с которым для физических лиц - резидентов устанавливается срок представления уведомлений до 1 июня календарного года, следующего за истекшим календарным годом, если в истекшем календарном году срок пребывания таких физических лиц за пределами территории Российской Федерации в совокупности составил 183 дня и менее. Предлагаемый законопроектом совокупный срок пребывания граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (более 183 дней в течение каждого календарного года) определен с учетом анализа возникающих у разных категорий граждан реальных жизненных ситуаций (приезд в Российскую Федерацию в связи с отпуском, посещением родственников, отдых обучающихся за рубежом студентов во время каникул и др.), а также с целью сближения правового статуса граждан Российской Федерации, являющихся валютными резидентами, с их статусом налоговых резидентов в соответствии с требованиями статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с тем, что постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке представления физическими лицами - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации" установлена обязанность физических лиц - резидентов представлять налоговым органам отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации ежегодно до 1 июня года, следующего за отчетным годом, законопроектом предлагается установить срок вступления в силу принимаемого Федерального закона - 1 января 2018 г. Также законопроект учитывает срок начала обмена информацией между налоговыми органами стран, которые присоединились к многостороннему Соглашению компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 г., который установлен с 1 января 2018 г.
Необходимо также обеспечить возможность ознакомления граждан Российской Федерации с принятым Федеральным законом и обеспечить возможность исполнения требований Федерального закона гражданами Российской Федерации, не являвшимися резидентами по состоянию на 1 января 2018 г.
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" не повлекут дополнительных расходов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
|