Правовые услуги по валютному регулированию и контролю
↓ Правовые услуги, валютное регулирование и валютный контроль в условиях 2022 - 2024 гг.
↓ Правовые услуги в 2024 году ↓ Валютное регулирование и валютный контроль в 2022 - 2024 гг.
↓ Общие риски, проблемы и «белые» решения по валютному регулированию и контролю
↓ Незаконные операции ↓ Репатриация валюты ↓ Валютная отчетность ↓ Сделки / Налоги / Таможня
↓ Аналитическое рассмотрение вопросов, ситуаций, проектов физических и юридических лиц
↓ Системный анализ ↓ Поэлементный анализ ↓ Прецедентный анализ ↓ Анализ практики ситуаций
↓ Услуги физическим лицам → Услуги для ИП ↓ Услуги юридическим лицам
↓ Юридические консультации ↓ Правовая оценка ↓ Правовой консалтинг
↓ Устная консультация / правовая оценка ↓ Первичная подробная → С предварительным анализом
↓ Онлайн консультации ↓ Письменная консультация с анализом и комментариями
↓ Письменные правовые заключения → Валютно-правовой консалтинг и подготовка документов
↓ Правовые разработки ↓ Подготовка контрактов и документов
↓ Схемы платежей ↓ Решения до проверки органом ВК ↓ Ответы на запросы и требования органов ВК
↓ Анализ и разработка судебных перспектив ↓ Нестандартное соблюдение норм ↓ Редкие случаи ВК
НОВОСТИ И АНАЛИТИКА ПО СТРАНИЦЕ 14.12.2010 Валютные операции и «антиотмывочное законодательство»
В следующем году таможенники могут получить право "блокировать" перемещение наличной валюты через границы Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, если у финансовых разведок или правоохранительных органов возникнет сомнение в легальном происхождении денег
Сегодня открывается заседание Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ). О том, какие еще вопросы будут обсуждать эксперты, что планируется предпринять для совершенствования российского "антиотмывочного" механизма и как финансовые разведчики видят роль гражданского общества в противодействии легализации преступных доходов, корреспонденту "Российской газеты" рассказал начальник юридического управления Росфинмониторинга, сопредседатель рабочей группы ЕАГ по оценкам и правовым вопросам Павел Ливадный.
Российская газета: Павел Валерьевич, Росфинмониторинг подготовил поправки в "антиотмывочное" законодательство. Какие вопросы будут регулироваться по-новому?
Павел Ливадный: Речь пойдет о новых правилах организации обязательного контроля за банковскими операциями. Росфинмониторинг предлагает по максимуму "замораживать" любые банковские счета и вклады при подозрении, что их владельцы имеют отношение к террористической деятельности. Полемика сейчас идет вокруг сроков "заморозки". Например, в некоторых странах, где подобные нормы уже действуют, предусматривается до 70 суток "ареста" вкладов. В других странах к потенциальным террористам закон более беспощаден. Вклады и счета блокируют бессрочно.
Подробно в "антиотмывочный" закон планируется прописать надзор за финансовыми операциями, которые до сих пор законодательно не попадали в сферу внимания финразведки. Это прежде всего борьба с киберпреступностью в Интернете в условиях развития и распространения новых технологий и способов платежей, в том числе без личного присутствия клиента. Меры предусматривают ограничение эмитентов электронных денег, "привязку" высокоскоростных финансовых интернет-транзакций к банковским счетам клиентов.
Постоянно финразведка будет мониторить и платежи с использованием терминалов моментальных платежей.
С "нуля" в "антиотмывочном" законодательстве придется, вероятно, описывать и контроль за высокорисковыми операциями в области инноваций. Правда, для начала этот новый для России вид деятельности нуждается в осмыслении. Ни один сектор экономики не является априори криминальным. Риски его криминализации надо до конца понимать и выявлять, прежде чем на них реагировать, для чего и служит применяемый нами риск-ориентированный подход к контрольной деятельности. Опасны не льготы сами по себе, которые государство планирует выделять инновационным компаниям, а технологии финансирования. Когда есть льготы, найдутся люди, которые пожелают ими воспользоваться в корыстных интересах.
РГ: Сегодня активно формируется правовое пространство Таможенного союза. Ожидают ли нас в этой связи какие-либо изменения в правилах по перемещению ценностей через таможенную границу?
Ливадный: Летом 2010 года в рамках Союза подписан Договор о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза, включающий и новые требования к декларированию наличной валюты. Он вступит в силу на территории всех трех государств уже в январе 2011 года.
Но специалисты государств, входящих в Союз, уже подготовили еще один проект межправительственного соглашения, направленный на усиление контроля за перемещением наличной валюты и денежных инструментов через границу Таможенного союза. Речь в данном случае идет о суммах начиная с 10 тысяч долларов, которые в настоящее время граждане обязаны письменно декларировать при пересечении границ Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана.
Возможно, в следующем году таможенники получат право "блокировать" на срок до 30 дней перемещение (ввоз и вывоз) наличной валюты через границы Таможенного союза, если у финразведок либо правоохранительных органов России, Белоруссии и Казахстана возникнет сомнение в легальном происхождении денег. Запрет на вывоз сомнительных капиталов - требование международного сообщества, в частности, борцов с "грязными деньгами" из ФАТФ. Перемещение через границу наличных денег считается одной из высокорисковых операций. Такая мера, ужесточающая контроль на российской границе, готовилась давно. Однако теперь она затронет все страны Таможенного союза. Кстати, Казахстан и Белоруссия входят в Евразийскую группу по борьбе с "отмыванием" денег. Так что при подписании межправительственного соглашения заминок возникнуть не должно.
РГ: Опубликовано исследование роли гражданского общества в развитии системы по борьбе с "грязными" деньгами в странах Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма. Как вы оцениваете его результаты?
Ливадный: Большинство опрошенных в рамках исследования экспертов - а это руководители финансовых компаний и высших учебных заведений, ведущие экономисты, представители международных и общественных организаций Евразийского региона - отметили достаточно высокую роль гражданского общества в борьбе с отмыванием "грязных" денег и финансированием терроризма. Тем не менее почти 38 процентов респондентов считают, что оно не может оказать серьезного влияния на повышение прозрачности финансовой системы и создать барьеры для пресечения преступной деятельности.
Это не может нас не настораживать, ведь мы рассматриваем институты гражданского общества, бизнес-структуры и рядовых граждан как неоценимых союзников в выполнении нами своих функций. Показательно, что, как отметила Елена Михайлова, руководитель аналитических проектов агентства "ИМА-консалтинг", проводившего исследование, респонденты проявили острый интерес к проблематике, имеющей непосредственное отношение к потребительскому рынку финансовых услуг, что свидетельствует о значительном потенциале более широкого вовлечения институтов гражданского общества в такую борьбу. Оцениваем приведенный результат исследования как своего рода вызов активизации для вовлечения граждан в процессы борьбы с "отмыванием" денег.
РГ: И какой же ответ планирует дать Росфинмониторинг на этот вызов, учитывая вашу традиционную и неизбежную информационную "закрытость"?
Ливадный: Со следующего года на сайте Росфинмониторинга начнется общественное обсуждение подготавливаемых поправок к главному "антиотмывочному" 115-му федеральному закону. Это нововведение находится в русле инициатив президента страны по развитию гражданского общества, которые он изложил в Послании Федеральному Собранию. Мы вдохновились емкими результатами гражданского обсуждения закона "О полиции". Впервые любые заинтересованные представители гражданского общества, добровольные общественные ассоциации и объединения смогут активно участвовать в обсуждении и наших законодательных инициатив.
Росфинмониторинг хотел бы вовлечь в борьбу с "грязными" капиталами простых граждан, которые могут отстаивать свои и общественные интересы как индивидуально, так и коллективно, используя различные механизмы от разного рода собраний по месту жительства до политических партий. Особо интересует в данном случае финразведчиков "прачечная" деятельность ТСЖ (товариществ собственников жилья) и их управляющих компаний. В этом секторе ситуация по "отмыванию" денег в 2010 году обострилась. И от граждан, способных на местах "контролировать" действия своих ТСЖ, очень многое зависит. Любые сигналы о нарушениях мы не оставляем без внимания и используем для проведения финансовых исследований. В некоторых случаях сразу ретранслируем их в органы прокуратуры. Примерно две трети полученных сигналов в той или иной мере подтверждаются. Таким образом, граждане могут стать, и уже становятся, бесценными поставщиками информации о подозрительной деятельности по управлению финансовыми потоками конкретных должностных лиц, государственных и муниципальных органов власти, а также незаконном обогащении чиновников, махинациях с бюджетными средствами. Очень много такой информации идет по системе ЖКХ.
РГ: Анонимна ли эта информация?
Ливадный: Закон исходит из того, что за "маской" информация скрываться не должна. Люди должны активно проявлять свою гражданскую позицию. В случае необходимости государство предоставляет им защиту.
"Российская газета", tks.ru 14.12.2011
|