Аналитические правовые разработки и услуги по вопросам, ситуациям, деятельности
↓ Аналитическое рассмотрение правовых вопросов, ситуаций, деятельности
↓ Аналитические разработки ↓ Аналитические решения ↓ Специализированные ↓ Комплексные
↓ Применение к ситуации системного анализа правовых норм
↓ Идентификация ключевых элементов ↓ Сопоставление ситуации с основными нормами
↓ Применение к ситуации анализа нюансов правового регулирования
↓ Рассмотрение ситуации «вглубь» ↓ Нюансы законов ↓ Нюансы ситуации ↓ Языковые нюансы
↓ Применение к ситуации анализа деталей правоприменительной практики
↓ Рассмотрение ситуации «вширь» ↓ Проверки органов РФ ↓ Судебная практика ↓ Закономерности
↓ Применение к ситуации анализа новых правовых возможностей
↓ Рассмотрение ситуации «по новизне» ↓ Новые законы ↓ Новая практика ↓ Новые подходы
↓ Правовые заключения, консультации, анализ, разработки, выводы, идеи, рекомендации
↓ Формальные выводы и решения по смысловым элементам правовых норм
↓ Уточняющие и косвенные выводы и решения по разъяснениям контролирующих органов
↓ Прецедентные выводы и решения по деталям обстоятельств судебных дел
НОВОСТИ И АНАЛИТИКА ПО СТРАНИЦЕ 04.10.2022 Разрешение на дарение недвижимости «недружественными» иностранными лицами резидентам – физ. лицам в РФ. Толкование Указа № 81 в интересах резидентов в РФ и «зарубежных» валютных резидентов
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 сентября 2022 г. N 05-06-10/ВН-49653
ВЫПИСКА
ИЗ ПРОТОКОЛА ЗАСЕДАНИЯ ПОДКОМИССИИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ
КОМИССИИ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ИНОСТРАННЫХ
ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 26 СЕНТЯБРЯ 2022 ГОДА N 90/1
1. Руководствуясь пунктом 16 Правил выдачи Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации разрешений в целях реализации дополнительных временных мер экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации и иных разрешений, предусмотренных отдельными указами Президента Российской Федерации, а также реализации иных полномочий в указанных целях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2022 N 295, подкомиссией Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации принято единогласное решение разрешить резидентам-физическим лицам осуществление (исполнение) безвозмездных сделок (операций), влекущих за собой возникновение права собственности на недвижимое имущество, отчуждаемое иностранными лицами, связанными с иностранными государствами, которые совершают в отношении российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия, и (или) лицами, которые находятся под контролем указанных иностранных лиц, запрет на осуществление (исполнение) которых установлен абзацем третьим подпункта "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 01.03.2022 N 81.
Выписка верна.
Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
А.В.МОИСЕЕВ
Комментарий по приобретению недвижимости в РФ у «недружественных» иностранных лиц
По мнению ЦБ РФ, изложенному в официальном разъяснении ЦБ от № 2-ОР и письме ЦБ от 30.08.2022 г. № 010-31-4/8237, требования Указа № 81 не распространяются на сделки резидентов – физических лиц с отчуждением недвижимости за рубежом при соблюдении условий, указанных в пункте 1.11 этого разъяснения. Если основываться на позиции ЦБ, данное разрешение подкомиссии тоже следует понимать как относящееся к сделкам по отчуждению недвижимости на территории РФ.
В силу данного общего разрешения подкомиссии резиденты – физические лица вправе получать недвижимость в РФ безвозмездно, то есть и в особенности, в дар от «недружественных» иностранных лиц без необходимости индивидуального разрешения подкомиссии. Как правило, такие сделки дарения недвижимости совершаются между близкими родственниками.
С другой стороны, наличие такого общего разрешения в целях Указа № 81 фактически только на сделки дарения, на сегодняшний день, указывает на отсутствие такого общего разрешения на обычную продажу недвижимости «недружественными» иностранными лицами.
Понятие «недружественных» иностранных лиц в этих целях более полно изложено в подпункте «а» пункта 1 Указа № 81. В котором указано, что к «недружественным» иностранным лицам относятся случаи «в том числе если такие иностранные лица имеют гражданство этих государств, местом их регистрации … являются эти государства». По формальным критериям, это создает риск отнесения граждан РФ, постоянно проживающих за рубежом и имеющих (второе) гражданство или ВНЖ («регистрацию») «недружественного» иностранного государства, в категорию «недружественных» иностранных лиц при продаже ими своей недвижимости в РФ. В особенности, в случае указания таких данных продавца в договоре купли-продажи недвижимости. Как следствие, это влечет риск необходимости иметь резиденту-покупателю разрешение подкомиссии на покупку недвижимости в РФ у «недружественного» иностранного лица в целях Указа № 81, для регистрации права собственности на недвижимость.
Вариантом решения по этому риску может быть акцентирование в документах по сделке именно российских обстоятельств продавца и толкование Указа № 81 таким образом, что согласно формулировке подпункта «а» пункта 1 Указа № 81 и ряда других Указов Президента РФ в 2022 г. в категорию «недружественных» иностранных лиц подпадают не вообще лица с гражданством или ВНЖ «недружественных» государств, а случаи лиц «если такие иностранные лица имеют гражданство этих государств, местом их регистрации … являются эти государства».
Правовое бюро «Проект-ВС», консалтинг по сделкам 2022 г, консалтинг для нерезидентов 2022, подготовка и обоснование запросов и заявлений в органы РФ по сделкам и операциям в 2022 году, pvs.ru 04.10.2022 г.
|