Поддержка переговоров. Аргументация и обоснования по ВЭД и в РФ
► Экспертное сопровождение ВЭД ► Поддержка переговоров. Аргументация и обоснования
|
▼ Консалтинговая, правовая, информационная поддержка переговоров |
▼ Экспертиза и консультация по разрешению ситуации на переговорах |
▼ Поиск и анализ зарубежной информации по партнеру, сделке, проекту |
▼ Написание писем с аргументацией для достижения договоренностей |
▼ Поддержка ведения переписки и переговоров с иностранным партнером |
▼ Подготовка соглашений, контрактов, документов для переговоров |
|
|
|
|
|
НОВОСТИ И АНАЛИТИКА ПО СТРАНИЦЕ 27.06.2024 Осложнение возможности наличных расчетов по займам нерезидентам по Указу № 529 в связи с Обзором судебной практики Верховного Суда РФ от 26 июня 2024 г.
Частями 2 и 3 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» установлены общие правила об обязанностях резидентов – юридических и физических лиц – производить расчеты при осуществлении валютных операций (только) через банковские счета в уполномоченных банках. Не соблюдать эти общие правила допускается только в случаях исключений из них, установленных Законом № 173-ФЗ. В числе этих случаев нет исключения для наличных расчетов по займам, предоставляемым резидентами нерезидентам. То есть, такие расчеты (валютные операции) наличными признаются незаконными в целях части 1 статьи 15.25 КоАП.
Пунктом «б» части 4 Указа Президента РФ от 08.08.2022 г. № 529 было установлено, что при предоставлении и возврате займов российскими юридическими лицами и ИП требования абзаца первого части 2 статьи 14 (в части, касающейся соблюдения требования об обязательности формы расчетов) Закона № 173-ФЗ не применяются впредь до внесения изменений в этот закон. Правомерность приостановления Указом № 529 норм Закона № 173-ФЗ в судебной практике по валютным делам не рассматривалась, но в целом положения данного Указа № 529 применялись фактически в качестве норм закона, имеющих в том числе и обратную силу. Соответственно, появилась правовая возможность для наличных расчетов (валютных операций) по крайней мере российских юрлиц при предоставлении займов нерезидентам и возврате этих займов нерезидентами.
Правилами осуществления между резидентами и нерезидентами расчетов наличными денежными средствами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2022 г. № 2433, определен порядок осуществления между резидентами (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями) и нерезидентами расчетов наличными денежными средствами в случаях, предусмотренных подпунктом «б» пункта 4 Указа Президента РФ № 529. В частности, пунктом 2 Правил (в редакции постановления Правительства РФ от 24.06.2023 г. № 1024) установлено, что резиденты вправе получать от нерезидентов наличную иностранную валюту и (или) наличную валюту Российской Федерации в сумме, причитающейся в соответствии с условиями договоров займа в случае предоставления займов резидентами нерезидентам.
Однако 26 июня 2024 г. Президиум Верховного Суда РФ утвердил «Обзор судебной практики по отдельным вопросам применения статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Как сказано в Обзоре, в целях обеспечения правильного применения судами норм материального и процессуального права при разрешении дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением валютного законодательства РФ, по результатам изучения и обобщения судебной практики Верховный Суд РФ полагает необходимым обратить внимание на указанные в Обзоре примеры судебных дел. То есть, данные примеры следует рассматривать как правильно разрешенные дела, и другие подобные дела должны разрешаться подобным образом.
В части 2 Обзора в обобщенном виде указано, что получение юридическим лицом (резидентом) от гражданина-нерезидента валюты РФ в качестве исполнения обязательства по возврату займа, минуя счет в уполномоченном банке, подлежит квалификации как незаконная валютная операция, совершение которой образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП.
Далее в Обзоре приводятся обстоятельства судебного дела, согласно которым возврат российскому обществу денежных средств по займу иностранной гражданкой Г. был осуществлен наличными денежными средствами в валюте РФ. Указывается на вывод суда первой инстанции, что действия общества, не имеющего статуса банковской или иной кредитной организации, по получению наличных денежных средств от гражданина-нерезидента, минуя счет в уполномоченном банке, следует квалифицировать как незаконную валютную операцию в силу абзаца первого части 2 статьи 14 Закона № 173-ФЗ (того самого, который выделен подчеркиванием выше). Суды апелляционной и кассационной инстанций согласились с указанным выводом. При этом ни Указ Президента РФ № 529, ни утвержденные Правительством РФ Правила осуществления между резидентами и нерезидентами расчетов наличными денежными средствами в обстоятельствах дела не упоминаются.
Кроме того, в нескольких приведенных в Обзоре примерах судебных дел по репатриации валюты по части 2 статьи 19 Закона № 173-ФЗ (при импорте) Указ № 529 также никак не упоминается, хотя пунктом «б» части 4 Указа № 529 установлено, что и требования части 2 статьи 19 Закона № 173-ФЗ тоже не применяются впредь до внесения изменений в этот закон.
Таким образом, в отношении возможности получения резидентами наличных по займам, предоставленным нерезидентам, Обзор судебной практики по отдельным вопросам применения статьи 15.25 КоАП РФ, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 26 июня 2024 г., создает уникальную ситуацию противоречия или прямого несоответствия приведенного в Оборе примера судебного дела Указу Президента РФ № 529 и Правилам осуществления между резидентами и нерезидентами расчетов наличными денежными средствами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2022 г. № 2433 (в редакции постановления Правительства РФ от 24.06.2023 г. № 1024). Плюс неприменение Указа № 529 следует еще из нескольких приведенных в Обзоре примеров дел по репатриации валюты при импорте.
Можно предположить, что до устранения этого противоречия суды и инспекторы ИФНС как органов валютного контроля будут (начнут) руководствоваться именно Обзором Президиума ВС РФ. При необходимости, пытаясь под тем или иным предлогом отклонить применение Указа № 529 и Правил расчетов наличными с нерезидентами по постановлению Правительства РФ № 2433. В связи с этим, в практических целях получение наличных по займам, ранее предоставленным нерезидентам, пока лучше вообще не допускать. Уж слишком плотно наличные расчеты с нерезидентами ассоциируются в представлениях инспекторов и судей с незаконными валютными операциями. Тем не менее, если подобные наличные расчеты уже были совершены, для отстаивания их правомерности при рассмотрении административного дела о валютном правонарушении и (или) в суде крайне необходимо ссылаться на Указ № 529 (с судебной практикой по нему) и постановление Правительства РФ № 2433. И детально опровергать контрдоводы органов валютного контроля. Поскольку именно отсутствие таких правовых ссылок, доводов, аргументов, судебной практики в пользу резидентов и приводит к продолжающемуся принятию судами решений против резидентов. Которые теперь уже отразились даже и в Обзоре судебной практики ВС РФ. Что, однако, не означает невозможность его преодоления.
Правовое бюро «Проект-ВС», валютный консалтинг, консультации по валютному регулированию и валютному контролю, pvs.ru, 27.06.2024 г.
|