Коммерческие требования / риски |
|
► |
|
▲ | | | | |
Минимизация рисков
Соблюдение требований
|
|
► |
|
► |
|
► |
Банковские требования / риски |
|
► |
Банковские гарантии |
Платежные реквизиты |
|
► |
Таможенные требования / риски |
|
► |
|
► |
Налоговые требования / риски |
|
► |
(Без) НДС |
Удержание налогов |
Льготы по конвенциям |
Документы по расходам |
Налоги на "безвозмездность" |
|
▼ | | | | |
Двуязычные нюансы англ./рус. |
|
► |
|
НОВОСТИ И АНАЛИТИКА ПО СТРАНИЦЕ
19.12.2013
Вывод денег через Таможенный союз не прекращается
Форсированная борьба с выводом капитала через страны Таможенного союза, которая вылилась в серьезные обременения для российских банков, пока не принесла ощутимого результата. За девять месяцев текущего года из России за счет схемы фиктивного импорта вывели $22 млрд — в помесячном пересчете это даже несколько больше, чем в прошлом году
Чиновники надеются, что принятые меры дадут эффект в ближайшем будущем: банкиры уже начали пользоваться новой возможностью по отказу в проведении подозрительных операций. Скептики пессимистичны из-за отсутствия реальных фактов привлечения к ответственности за вывод капитала.
Данные о масштабах вывода капитала за рубеж по сомнительным основаниям обнародовала вчера председатель ЦБ Эльвира Набиуллина. По оценкам ЦБ, в 2012 году объем такого вывода составил $39 млрд, за девять месяцев 2013 года — около $22 млрд. По ее словам, из этих $61 млрд в 2012-2013 годах через страны Таможенного союза (ТС) было выведено около $47 млрд. В 2012 году через "союзные схемы" было выведено порядка $25 млрд, давал ЦБ официальные оценки летом текущего года. Из них более $15 млрд — через Белоруссию и около $10 млрд — через Казахстан. Эти цифры зафиксированы в письмах 104-Т и 110-Т регулятора. Сопоставление их с оценкой, обнародованной госпожой Набиуллиной, дает результат девяти месяцев этого года — через Таможенный союз из России утекло около $22 млрд. В пересчете на помесячный отток такой результат даже несколько хуже, чем в прошлом году. "К сожалению, 2013 год подтверждает сохранение проблем в этой сфере",— констатировала глава ЦБ.
В так называемых союзных схемах используется фиктивный импорт, когда российские компании оплачивают якобы имеющие место поставки товаров из стран ТС (Белоруссия и Казахстан) на счета третьих лиц, находящихся в других юрисдикциях. Со странами ТС у России действует упрощенный порядок оформления сделок, при котором оформляется не грузовая таможенная декларация, подлинность которой можно проверить по базе Федеральной таможенной службы (ФТС), а товарно-транспортная накладная (ТТН), не предполагающая такого контроля. Это серьезно затрудняет контроль за реальностью поставок товаров.
Впервые проблему ЦБ изложил еще в 2010 году. Тогда же появились первые рекомендации для банков по борьбе с ней. Они заключались в том, чтобы проверять достоверность ТТН по базе данных расчетного центра Национального банка Белоруссии. В 2011 году банкам были даны рекомендации учитывать также информацию о банкротстве белорусских компаний-грузоотправителей, размещенную на официальном сайте Высшего хозяйственного суда Белоруссии. В конце 2012 года стало понятно, что, после того как регуляторы закрутили гайки по белорусским схемам, стали активно развиваться аналогичные казахстанские. Весь 2013 год рекомендации по борьбе и с теми и с другими активно издавались ЦБ в качестве писем российским банкам — так называемых "тэшек". Проверкой подлинности ТТН дело уже не ограничивалось. От банков потребовали проверять достоверность данных о клиентах и их контрагентах в открытых источниках, внешнеторговых контрактах и передавать их в ЦБ, информировать Росфинмонторинг обо всех таких операциях и пр. В августе вышло особенно жесткое письмо (150-Т), в котором банкам прямо указали на необходимость отказывать клиентам в проведении таких операций.
Прямого ответа, почему все это не помогло, не дает никто. Зато все указывают, что в последнее время эффект от принятых мер все же стал заметен, а в будущем проявится еще больше. "Позитивная динамика в последнее время все же есть — она наметилась после вступления летом в силу поправок к антиотмывочному закону (внесены законом 134-ФЗ.— "Ъ"), в частности позволяющих отказывать в проведении сомнительных операций или открытии банковского счета",— говорит источник "Ъ", знакомый с позицией Банка России. Кроме того, продолжает собеседник "Ъ", закон недавно начал действовать, нужно некоторое время, чтобы банки научились пользоваться предусмотренными в нем новыми инструментами. Уже в следующем году позитивная динамика может быть заметна и в цифрах, отмечает он. С этим согласны и банкиры. "После вступления в силу 134-ФЗ банки начали постепенно его применять",— поясняет председатель совета директоров МДМ-банка Олег Вьюгин. Раньше в случае возникновения подозрений банки начинали заваливать клиента дополнительными запросами вплоть до установления индивидуальных заградительных тарифов на такие операции, что нередко вызывало судебные претензии клиентов, поясняет он. "Теперь банки просто отказывают клиентам, и это найдет отражение в статистике в следующем году",— считает господин Вьюгин.
Оптимистично настроены и в Росфинмониторинге, и в МВД. "Мы совместно с Федеральной таможенной службой и ЦБ, а также с нашими коллегами в Белоруссии и Казахстане уже подготовили ряд предложений об установлении механизма, который должен способствовать минимизации этих схем, реализация этого механизма — вопрос следующего года",— рассказал заместитель директора Росфинмониторинга Павел Ливадный, отказавшись уточнить детали. В МВД отмечают, что именно в этом году в Уголовный кодекс (УК) были внесены изменения, в частности давшие определение такому преступлению, как "невозврат валютной выручки", и усилившие меры ответственности за подобные нарушения. "В итоге только в декабре по усовершенствованной ст. 193 УК РФ были заведены десятки уголовных дел",— пояснили в пресс-центре МВД России. В Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) формирование "серых зон" (вывод капитала, фиктивные сделки, каналы контрабанды и контрафакта) из-за создания ТС называют результатом "недоинтеграции". "Актуальная задача в этой связи — налаживание сотрудничества ЕЭК и уполномоченных органов в сфере валютного регулирования и контроля и, в частности, формирования интегрированного финансового рынка стран ТС и единого экономического пространства",— отмечают в ЕЭК. Получить комментарий ФТС вчера вечером не удалось.
Впрочем, с позитивными прогнозами согласны не все. "Если компетентные органы не ловят преступников, банки их не поймают,— говорит глава службы финансового мониторинга одного из банков.— А раз нет ответственности, схемы будут процветать". При этом если к единому экономическому пространству присоединят и другие страны, что сейчас широко обсуждается, ситуация лишь ухудшится, заключает он.
КоммерсантЪ, tks.ru 19.12.2013