Анализ рисков и подготовка изменений по контракту ВЭД рус/англ
♦ Поддержка заключения контрактов ► Контракт «Измененный» рус/англ
▼ Услуга для повышения защиты интересов по контракту ВЭД рус/англ
▼ Анализ как коммерческих, так и формальных рисков по контракту
▼ Рекомендации по улучшению коммерческих условий контракта
▼ Предложение условий по гарантиям исполнения контракта
▼ Соблюдение законодательства РФ о внешнеторговой деятельности
▼ Соблюдение требований валютного и финансового контроля в банке
▼ Предложение условий для упрощения таможенного оформления
▼ Снижение рисков по налогу на прибыль и НДС в РФ
▼ Устранение искажений и разночтений в русском и английском текстах
▼ Изменения на международном юридическом английском языке
▼ Двуязычные изменения рус/англ. без искажений перевода
▼ Выверка единой и правильной терминологии по контракту рус/англ.
▼ Комментарии к изменениям контракта для российской стороны
▼ Срок подготовки изменений, как правило, 3-4 дня, срочно от 2 дней
▼ Цены в зависимости от требующихся решений по контракту
▼ Оформление и оплата на бюро "Проект-ВС"
▼ Запрос услуги по e-mail с приложением контракта ВЭД
► Правовые заключения по контрактам ВЭД рус/англ.
► Экспертиза и корректировка контракта ВЭД рус/англ.
НОВОСТИ И АНАЛИТИКА ПО СТРАНИЦЕ 05.05.2014 Киберсанкции. Oracle и Microsoft могут прекратить поддержку банков из санкционного списка
К российским банкам, попавшим в санкционный список США, могут применить карательные меры не только международные платежные системы, но и компании - разработчики программного обеспечения (ПО). Российские банки сильно зависимы от иностранных поставщиков: до 50% используемого ими софта приходится на западные компании, которые могут в любой момент приостановить лицензионную поддержку.
Двойной удар
О том, что американские компании Oracle и IBM могут приостановить обслуживание банка "Россия" - первого банка, подпавшего под действие санкций США 20 марта, РБК рассказал источник, близкий к банку. "Конкретного решения нет, - уточняет он. - Все на стадии переговоров еще с момента включения банка в санкционный список". Другой источник РБК, близкий к банку и компании Oracle, подчеркнул, в частности, что Oracle взвешивает все "за" и "против" такого решения. "Отключение крупных банков может подорвать IT-компаниям продажи в России", - отмечает он.
О том, что есть риск того, что банки из черного списка могут остаться без техподдержки, в среду, 30 апреля, заявил и представитель ЦБ. "Существует риск того, что компании, в отношении которых введены санкции, могут потерять техподдержку, а в худшем случае - право пользования лицензиями на ПО иностранных, как правило американских, производителей", - сказал агентству ИТАР-ТАСС заместитель начальника Главного управления безопасности и защиты информации ЦБ Артем Сычев. Он пояснил, что возможность отзыва лицензии на ПО зависит от условий конкретного договора.
На данный момент США ввели санкции в отношении четырех банков - "России", его "дочки" Собинбанк, СМП Банка с дочерним Инвесткапиталбанком, международные платежные системы Visa и MasterСard заблокировали проведение операций по картам этих банков. Пресс-службы "России" и Собинбанка отказались комментировать возможные санкции со стороны западных IT-компаний, представители СМП Банка и Инвесткапиталбанка сообщили РБК, что никаких информационных уведомлений от зарубежных поставщиков ПО не получали. В Собинбанке также сообщили, что не получали уведомлений, связанных с санкциями, от IT-компаний.
В пресс-службе IBM отказались предоставить комментарий. В пресс-службе Oracle не ответили на запрос РБК.
Как все устроено
Сегодня расстановка сил российских и западных поставщиков ПО в банках выглядит следующим образом. Есть несколько компонентов программного обеспечения в банках. Первое - это базовые системы - Core Banking, заточенные под основные банковские операции и продукты. В основном это российские разработки (97%). Далее следует программное обеспечение для автоматизации фронт-офисных операций. Доля иностранцев здесь составляет 30 40% (Oracle Siebel, Microsoft CRM). Третье - это процессинг, он обеспечивается российскими и западными компаниями примерно поровну. Работа на финансовых рынках в бэк-офисе автоматизируется в основном российскими компаниями, а во фронт-офисах в торговых системах используются чаще всего иностранные технологии и ПО. И наконец - внутрихозяйственная деятельность, для которой в 80 85% случаев используются решения отечественных компаний. Крупнейшие 100 150 банков наряду с российскими системами иногда используют иностранные разработки для учета зарплат и ведения кадрового делопроизводства.
"Наиболее критичными компонентами с этой точки зрения являются фронт-офисные приложения, - поясняет член совета директоров компании "Диасофт" Александр Генцис. - Проблема в том, что без обновления ПО и качественной поддержки банкам сложно будет разрабатывать новые продукты, развивать отношения с клиентами, что может затормозить развитие бизнеса банков".
Работа фронт-офиса в банке - это, например, выполнение поручений клиентов, таких как открытие вклада, перевод денег со счета на счет, информационное обслуживание клиентов, а также активные продажи, что практикуется в ряде банков.
У российских банков довольно существенная доля зарубежного ПО. У Сбербанка она составляет примерно 50%, столько же в Бинбанке. ВТБ на 60% использует программное обеспечение российских компаний. По приблизительным оценкам Промсвязьбанка, доля российских разработок в прикладном ПО (обеспечивает профильную банковскую деятельность) составляет около 70%, в системном (базовая инфраструктура) - не более 10%.
Не так страшен софт
Эксперты указывают на то, что приостановка лицензионной поддержки со стороны американских IT-компаний не парализует работу банка. Даже если компании перестанут поставлять новые версии софта, банки еще долгое время смогут работать на существующих версиях. "Запрет на использование ПО не приводит к полной остановке сервисов. Это не те санкции, которые могут влиять на деятельность банка в моменте", - отмечает вице-президент СМП Банка Елена Дворовых.
Впрочем, использование приобретаемых решений предполагает их постоянный апдейт, связанный с исправлением ошибок, устранением выявленных уязвимостей, развитием функциональности решения и т. п. И если поставщик решения прекращает его поддержку для покупателя, то у последнего возникают проблемы. "В частности, он не сможет соответствовать меняющимся стандартам и требованиям рынка, - поясняет гендиректор ЗАО "Платежные технологии" Игорь Голдовский. - Например, в соответствии с требованиями Visa и MasterСard банку - участнику этих платежных систем необходимо дважды в год обновлять свое прикладное ПО для процессинга транзакций по картам этих систем. Без поддержки со стороны поставщиков этого прикладного ПО сделать это невозможно, так как в подавляющем большинстве случаев у банка нет исходных кодов этого ПО".
Еще одна национальная система?
Российских разработок, которые могли бы оперативно и на 100% заменить американский софт, пока нет. В случае применения западными IT-компаниями карательных мер законодателям и участникам рынка придется задуматься о создании альтернативных разработок, так же как это сейчас происходит с построением национальной системы платежных карт, которая, по замыслу законодателей, сделает российские банки независимыми от Visa и MasterСard. "Теоретически можно построить свою операционную систему, но на первом этапе она будет нишевой и уязвимой к атакам хакеров: при малом количестве пользователей ошибки распознаются труднее в отличие, например, от Windows, в которой статистически уже все пробелы обнаружены", - полагает председатель совета ассоциации "Электронные деньги" Виктор Достов, добавляя, что массовое ПО много раз проверено и аудировано, а процесс по созданию нового нужно начинать с нуля и своими силами.
Пока же у банков есть несколько способов минимизации зависимости от зарубежных разработчиков. Например, Промсвязьбанк, по словам директора его службы предоставления и развития IT-сервисов Сергея Саютина, заключает прямые контракты на сопровождение программного обеспечения с российскими компаниями, у которых есть знания и опыт работы с конкретным продуктами. "Такой подход позволяет нам существенно сокращать время на устранение ошибок в работе ПО", - отмечает он.
Источник: rbc, astera.ru 05.05.2014
|