Услуги разработки контрактов ВЭД и договоров в РФ
♦ Решение предконтрактных вопросов и правовые концепции проектов ► Услуги разработки контрактов
По важным сделкам |
Акценты |
Усиление условий |
Балансирование |
Алгоритмы исполнения |
Обязательные условия |
Валютный и финансовый контроль |
Таможенное оформление |
Налоги |
Терминология |
На русском |
На английском |
Эквивалентность рус/англ |
Оформление |
Комментарии |
НОВОСТИ И АНАЛИТИКА ПО СТРАНИЦЕ 31.05.2024 Расширение практики валютного контроля налоговых органов в сфере выявления незаконных валютных операций
Расширение валютного контроля над незаконными валютными операциями по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ можно назвать общей тенденций валютного контроля налоговых органов. Заключается она в том, что появляются все новые прецеденты, дела новых категорий, все новые особенности валютных проверок, которых раньше не было. В том числе на основе усиления контроля над деталями валютных операций, обстоятельств, документов, расширения видов доказательств правонарушений, углубленного толкования валютно-правовых норм и связанных с ними норм прочих отраслей законодательства РФ не в интересах резидентов, как юридических лиц, так и физических лиц. Нагляднее это можно пояснить на недавних примерах из судебной практики по валютным делам.
Из решения Мосгорсуда от 5 апреля 2024 г. по делу № 7-5349/2024 о привлечении гражданки П. к ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП за совершение незаконной валютной операции по продаже наличных фунтов стерлингов в Москве:
«Как усматривается из материалов рассматриваемого дела и установлено судьей районного суда, должностными лицами ИФНС N 34 по адрес выявлено, что в 12.45 час. 13 декабря 2022 года П., предварительно разместившая в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" электронное сообщение в мессенджере "Телеграмм", о намерении совершить продажу наличной иностранной валюты по выгодному курсу, отличному от официального курса Банка России, минуя уполномоченные банки, в кафе "Прайм", расположенном в бизнес-центре "Омега Плаза" по адресу: адрес, в нарушение требований п. 1 ст. 9, п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", осуществила продажу физическому лицу наличных денежных средств в иностранной валюте в размере сумма Соединенного Королевства банкнотами номиналом по сумма по курсу сумма за сумма Соединенного Королевства, минуя уполномоченные банки, осуществив тем самым незаконную валютную операцию с использованием иностранной валюты, в связи с чем действия данного лица квалифицированы по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
… виновность подтверждаются совокупностью представленных в материалы дела и подробно исследованных судьей районного суда доказательств, в том числе, определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, скриншотами переписки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" электронное сообщение в мессенджере "Телеграмм", о намерении фиоА совершить продажу наличной иностранной валюты по выгодному курсу, отличному от официального курса Банка России, минуя уполномоченные банки; фотоматериалом купюр денежных банкнот; распиской в получении денежных средств; письменными объяснениями оперуполномоченных 1 отделения ОЭБиПК УВД по адрес ГУ МВД России по адрес фио и фио, данными начальнику отдела камеральных проверок N 9 ИФНС России N 5…
Ссылки в жалобе на официальное заявление Банка Англии, размещенное в СМИ, о том, что банкноты номиналом … Соединенного Королевства вышли из обращения с 01 октября 2022 года, в связи с чем действия заявителя по их продаже не имеют правового значения, не свидетельствуют об осуществлении П. законной валютной операцией, об отсутствии ее вины в осуществлении продажи физическому лицу наличных денежных средств в иностранной валюте в размере сумма Соединенного Королевства банкнотами номиналом по сумма по курсу сумма за сумма Соединенного Королевства, минуя уполномоченные банки, с учетом того, что владельцы указанных банкнот бессрочно могут внести на счет, открытый в банке Соединенного Королевства, а также обменять их на новые купюры в банке Соединенного Королевства».
В данном деле обращает на себя внимание признание выведенных из обращения купюр фунтов стерлингов иностранной валютной в целях валютного регулирования в РФ. В бытовом понимании, это уже не валюта. Но согласно последней фразе в подпункте «а» пункта 2 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» денежные знаки в виде банкнот иностранных государств, «изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену», действительно признаются иностранной валютой. С другой стороны, возможной разрешающей нормой для валютной операции в данной ситуации мог бы быть пункт 4 части 3 статьи 14 закона № 173-ФЗ, допускающий «приобретение и отчуждение физическим лицом – резидентом в целях коллекционирования единичных денежных знаков и монет» минуя счета в уполномоченных банках. Однако прочие обстоятельства ситуации явно указывают, что в данном случае наличные фунты стерлингов были проданы не в целях коллекционирования.
Из постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 мая 2024 г. по делу № А40-219146/23 и решения Арбитражного суда г. Москвы от 30 января 2024 г. по этому же делу о наложении штрафа и выдаче предписания об устранении причин и условий правонарушения в отношении ООО «Ф.О.Н.» за выплату наличными денежными средствами физическому лицу – валютному нерезиденту выигрыша как результата азартной игры:
«В апелляционной жалобе ООО "Ф.О.Н." ссылается на то, что возникшие правоотношения между организатором азартных игр и участником азартных игр относятся к услугам населению. Прием денежных средств в оплату ставки является подтверждением заключения договора, а выплата денежных средств в виде выигрыша при наличии оснований – его исполнением со стороны организатора азартных игр.
Отклоняя указанный довод, коллегия исходит из того, что деятельность ООО "Ф.О.Н." регулируется Федеральным законом от 29.12.2006 г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 244-ФЗ).
Как следует из п. 6 ст. 4 Федерального закона № 244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр - деятельность по оказанию услуг по заключению с участниками азартных игр основанных на риске соглашений о выигрыше или по организации заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры.
Выигрыш – денежные средства или иное имущество, в том числе имущественные права, подлежащие выплате или передаче участнику азартной игры при наступлении результата азартной игры, предусмотренного правилами, установленными организатором азартной игры (п. 4 ст. 4 Федерального закона № 244-ФЗ).
Исходя из вышеизложенного следует, что выплата выигрыша не может рассматриваться как услуга, а представляет собой результат азартной игры, в соответствии с Федеральным законом N 244-ФЗ».
«В рамках осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах могут иметь место два вида расчетов между юридическим лицом-резидентом и физическим лицом-нерезидентом.
Первый расчет заключается в получении денежных средств от физического лица-нерезидента за оказание услуги по организации проведения азартных игр, что выражается в приеме ставки. Второй расчет заключается в выплате физическому лицу-нерезиденту выигрыша как результата азартной игры».
«Выплата выигрыша лицу, находящемуся в статусе нерезидента, должна осуществляться с соблюдением требований валютного законодательства Российской Федерации исключительно на банковский счет (ст. 2 ФЗ № 244-ФЗ). Так как только путем расчета через банковский счет осуществляется контроль ЦБ РФ за движением денежных средств нерезидентов с целью обеспечения устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации».
Таким образом, в данном деле налоговый орган выделил в деятельности проверяемого юридического лица – организатора азартных игр – отдельный вид расчетов, выпадающий из разрешенных валютных операций по получению платежей от нерезидентов наличными при оказании розничных услуг населению, в силу абзаца третьего части 2 статьи 14 закона № 173-ФЗ. Подобный подход «разбивки расчетов» или «разбивки операций» уже встречался в судебной практике по незаконным валютным операциям на счетах резидентов за рубежом при конвертации валют. Кроме того, данная ситуация еще раз показывает повышенное внимание инспекторов к любым наличным расчетам с нерезидентами как потенциально незаконным операциям.
Из постановления Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2024 г. по делу № А51-12164/2023 о крупном штрафе по части 1 статьи 15.25 КоАП на ООО «Транспортно-логистическая компания «Рэйл сервис» по перечислению денежных средств нерезиденту за транспортно-экспедиторские услуги, не подтвержденные должным образом первичными документами в соответствии с законодательством РФ:
«Проанализировав представленные в банк УК документы, налоговый орган пришел к выводу о том, что они не соответствуют требованиям, установленным Федеральным законом от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» для первичных учетных документов. Поскольку акты и счета, представленные в банк УК, не подтверждают оказание услуг в рамках договора, налоговый орган посчитал … платежи незаконными валютными операциями».
«Проанализировав указанные документы, суд соглашается с выводом налогового органа о том, что представленные в банк УК документы не соответствуют требованиям, установленным Законом № 402-ФЗ для первичных учетных документов, а именно: документы оформлены не по каждому факту хозяйственной жизни, не отражают содержание каждого факта хозяйственной жизни; в них отсутствует величина натурального и (или) денежного измерения каждого факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения».
Ситуации с признанием платежей за транспортные услуги нерезидентам незаконными валютными операциями в принципе уже не являются новыми. Однако растущее число судебных дел по валютным нарушениям в данной сфере явно отражает и повышение контроля налоговых органов как органов валютного контроля над содержанием и деталями транспортных документов, оформляемых по услугам нерезидентов.
Правовое бюро «Проект-ВС», валютный консалтинг, pvs.ru, 31.05.2024 г.
|