ВЭД   РФ   Испания
Консультации    Контракты    ВК    КИК    Счета за рубежом   Амнистия 2018
 Запрос услуг    info@pvs.ru     Контакты 
Правовое бюро
"Проект-ВС"

 Аналитические правовые услуги по ВЭД 

Москва-Сити, Пн-Вс
 Пресненская наб., 12, 13 эт. 

Услуги
Решения
Обоснования
Комментарии
Материалы
Новости
Счета резидентов РФ в иностранных банках за рубежом. Валютно-правовые и налоговые последствия и решения в РФ

Счета резидентов РФ за рубежом
Валютно-правовые и налоговые последствия и решения

Правовые услуги по валютным операциям ► Счета физических лиц, ИП и юридических лиц РФ за рубежом

Консультация
и экспертиза
 ► 
Наглядная
демонстрация
 ► 
Детализация
объяснений
 ► 
Решения
по ситуациям
Устно в офисе
10 тыс. руб./ч
 ► 
По презентациям
и на экране ТВ
 ► 
По смысловым
элементам
 ► 
По целевым
разработкам

РезидентыПраво и запреты на счетаУведомления о счетахОтчеты о движении средств
Разрешенные зачисленияСписанияДокументыХранение документовШтрафыРиски
Платежи родственникамНедвижимостьЦенные бумагиБрокерские счетаКИКТовары
ПереводыЗаймыПроцентыЗарплатыСовместные счетаДвойное гражданство
Обмен информацией о счетахАмнистия капиталов3-НДФЛКонфиденциальностьУсловия услуг



Разрешенные переводы и зачисления средств на счета резидентов РФ за рубежом

Три основных категории зачислений на счета за рубежом. С 1 января 2018 года, когда вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2017 г. № 427-ФЗ, разрешенные зачисления на счета за рубежом валютных резидентов РФ можно условно разбить на 3 основных категории таких зачислений:

  1. Зачисления на счета за рубежом физических лиц - валютных резидентов РФ, срок пребывания которых за пределами РФ в течение календарного года в совокупности составит 183 дня и менее.

  2. Зачисления на счета за рубежом физических лиц - валютных резидентов РФ, срок пребывания которых за пределами РФ в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней.

  3. Зачисления на счета за рубежом валютных резидентов РФ, открытых в филиалах банков РФ за рубежом.

Разрешенные зачисления на счета за рубежом физ. лиц - валютных резидентов, находящихся вне РФ 183 дня и менее в календарном году. В этом случае применяются нормы о разрешенных зачислениях на счета за рубежом, установленные статьей 12 Федерального закона № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле". Однако перечень таких разрешенных операци изложен в статье 12 с многочисленными ссылками на другие статьи закона. Для удобства понимания и для первичного планирования операций, в упрощенной форме с разбивкой по группам схожих операций общий перечень разрешенных зачислений денежных средств на счета за рубежом можно представить нижеприведенным образом. Но при этом важно учитывать, что для итогового планирования и проведения конкретных валютных операций необходимо основываться строго на нормах закона о валютном регулировании. Кроме того, в ряде случаев сами нормы закона о валютном регулировании требуют расшифровки по другим законам и (или) правовым актам РФ.

  1. Переводы с одного своего счета на другой
  2. Переводы на счета другого резидента
  3. Зачисление взноса для открытия счета
  4. Внесение наличных на счета за рубежом
  5. Зачисление средств при конверсионных операциях
  6. Зачисление доходов от сдачи в аренду имущества вне РФ
  7. Зачисление доходов от продажи недвижимости вне РФ
  8. Зачисление доходов от продажи транспортных средств вне РФ
  9. Зачисление средств по доверительному управлению
  10. Зачисление средств по ценным бумагам
  11. Зачисление процентов
  12. Зачисления по займам и кредитам
  13. Зачисления по зарплатным проектам
  14. Зачисление выплат социального характера
  15. Зачисление страховых выплат
  16. Зачисления по решениям иностранных судов
  17. Зачисление возвратов ранее уплаченных средств
  18. Зачисление средств по транспортным операциям
  19. Зачисления при строительстве объектов за рубежом
  20. Зачисления при выставках и аналогичных мероприятиях
  21. Зачисление средств по операциям с государственными органами РФ

Разрешенные зачисления на счета за рубежом физ. лиц - валютных резидентов, находящихся вне РФ более 183 дней в календарном году. В этом случае ограничительные нормы о разрешенных зачислениях на счета за рубежом, установленные статьей 12 Федерального закона № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", не применяются в силу части 8 этой статьи:

"8. Требования к порядку открытия счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации, проведения по указанным счетам (вкладам) валютных операций, а также представления отчетов о движении средств по этим счетам (вкладам), установленные настоящей статьей, не применяются к уполномоченным банкам, которые открывают счета (вклады) в банках за пределами территории Российской Федерации, проводят по ним валютные операции и представляют отчеты в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации, и к физическим лицам - резидентам, срок пребывания которых за пределами территории Российской Федерации в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней".

(в ред. Федеральных законов от 21.11.2011 г. № 327-ФЗ, от 28.12.2017 г. № 427-ФЗ)

Иными словами, разрешенными будут являться все зачисления. Однако если такой срок пребывания за пределами РФ в календарном году составит 183 дня и менее, то получается, что данное освобождение от требований к проведению валютных операций уже не применяется и на эти операции будет распространяться режим ограничений, упомянутых выше.

Разрешенные зачисления на счета за рубежом валютных резидентов РФ, открытых в филиалах банков РФ за рубежом. В этом случае ограничительные нормы о разрешенных зачислениях на счета за рубежом, установленные статьей 12 Федерального закона № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", не применяются в силу части 9 этой статьи:

"9. Положения настоящей статьи не распространяются на счета (вклады) резидентов, открытые в расположенных за пределами территории Российской Федерации филиалах уполномоченных банков".

Согласно определениям понятий, данным в статье 1 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле":

"1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

...

8) уполномоченные банки - кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий Центрального банка Российской Федерации осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте;"



Разрешенные списания средств со счетов за рубежом

Нормы закона по списаниям средств со счетов за рубежом. Установлены частями 6 и 6.1 статьи 12 Федерального закона № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле":

Статья 12. Счета резидентов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации

6. Юридические лица - резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции со средствами, зачисленными в соответствии с настоящим Федеральным законом на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, за исключением валютных операций между резидентами, за исключением валютных операций, указанных в части 6.1 настоящей статьи.

Физические лица - резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции с использованием средств, зачисленных в соответствии с настоящим Федеральным законом на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, за исключением запрещенных валютных операций между резидентами.

(в редакции и согласно изменениям Федерального закона от 28.12.2017 г. № 427-ФЗ)

6.1. Со средствами, указанными в части 6 настоящей статьи, между резидентами без ограничений осуществляются следующие валютные операции:

1) операции по выплате сотрудникам дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации, постоянных представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иных официальных представительств Российской Федерации и представительств федеральных органов исполнительной власти, находящихся за пределами территории Российской Федерации, месячного должностного оклада с надбавками, денежного содержания, должностного оклада и надбавки к должностному окладу (при наличии оснований для ее установления), иных сумм в иностранной валюте согласно заключенным с указанными сотрудниками (работниками) служебным контрактам (изменениям в служебные контракты), трудовым договорам и иных сумм, связанных с исполнением указанными сотрудниками (работниками) своих служебных (трудовых) обязанностей за пределами территории Российской Федерации, выплата которых предусмотрена законодательством Российской Федерации, а также причитающихся указанным сотрудникам (работникам) и проживающим с ними членам их семей сумм возвращенного налога на добавленную стоимость и иных налогов, полученных от компетентных органов государства пребывания;

(п. 1 в редакции и согласно изменениям Федерального закона от 28.12.2017 г. № 427-ФЗ)

2) операции по выплате заработной платы сотрудникам представительства юридического лица - резидента, находящегося за пределами территории Российской Федерации;

3) операции по оплате и (или) возмещению расходов, связанных с командированием указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части сотрудников на территорию страны местонахождения указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части представительств, учреждений и организаций и за ее пределы, за исключением территории Российской Федерации;

4) операции, указанные в подпунктах "ж" и "з" пункта 9 части 1 статьи 1, пунктах 10, 11, 16, 18 и 19 части 1 статьи 9, а также абзацами шестым - восьмым части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона.

...

8. Требования к порядку открытия счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации, проведения по указанным счетам (вкладам) валютных операций, а также представления отчетов о движении средств по этим счетам (вкладам), установленные настоящей статьей, не применяются к уполномоченным банкам, которые открывают счета (вклады) в банках за пределами территории Российской Федерации, проводят по ним валютные операции и представляют отчеты в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации, и к физическим лицам - резидентам, срок пребывания которых за пределами территории Российской Федерации в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней.

(в ред. Федеральных законов от 21.11.2011 г. № 327-ФЗ, от 28.12.2017 г. № 427-ФЗ)

...

9. Положения настоящей статьи не распространяются на счета (вклады) резидентов, открытые в расположенных за пределами территории Российской Федерации филиалах уполномоченных банков.

Особенности разрешенных списаний средств со счетов за рубежом физических лиц. Исходя из вышеизложенных правовых норм, можно отметить, что как и в случае с разрешенными валютными операциями по зачислению денежных средств на счета за рубежом, в целях разрешенных списаний с 01.10.2018 г. также можно выделить 3 основных категории валютных операций:

  1. Списания со счетов за рубежом физических лиц - валютных резидентов РФ, срок пребывания которых за пределами РФ в течение календарного года в совокупности составит 183 дня и менее.

  2. Списания со счетов за рубежом физических лиц - валютных резидентов РФ, срок пребывания которых за пределами РФ в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней.

  3. Списания со счетов за рубежом валютных резидентов РФ, открытых в филиалах банков РФ за рубежом.

При этом для физических лиц - валютных резидентов, в течение календарного года в основном находящихся в РФ, общее разрешение на списание средств со счетов за рубежом теперь (с 01.01.2018 г.) ограничивается двумя условиями:

  • средства на счете за рубежом должны быть зачислены на этот счет в соответствии с Федеральными законом РФ "О валютном регулировании и валютном контроле"
  • операция по списанию не должна подпадать под запрещенные валютные операции между резидентами.

Документы по валютным операциям на счетах за рубежом

Применительно к документам по валютным операциям на счетах за рубежом резидентов - физических лиц можно отметить следующие положения Федерального закона № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле":

Статья 23. Права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц

...

4. В целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов:

1) документы, удостоверяющие личность физического лица;

2) документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

...

4) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

5) документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;

6) документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства;

7) уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации;

...

9) документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты) и дополнения и (или) изменения к ним, доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов;

10) документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая ведомости банковского контроля, банковские выписки; документы, подтверждающие совершение валютных операций, в том числе оформляемые и выдаваемые банками, расположенными за пределами территории Российской Федерации;

11) таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров, валюты Российской Федерации, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме;

...

13) документы, подтверждающие, что физические лица являются супругами или близкими родственниками, включая документы, выданные органами записи актов гражданского состояния (свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении), вступившие в законную силу решения суда об установлении факта семейных или родственных отношений, об усыновлении (удочерении), об установлении отцовства, а также записи в паспортах о детях, о супруге и иные документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

14) документы, подтверждающие факт пребывания физических лиц - резидентов за пределами территории Российской Федерации, документы, подтверждающие факты въезда в Российскую Федерацию и (или) выезда из Российской Федерации;

(п. 14 в ред. Федерального закона от 28.12.2017 г. № 427-ФЗ)

15) договоры финансирования под уступку денежного требования (факторинга), указанные в части 4 статьи 9 настоящего Федерального закона, и (или) договоры о последующей уступке денежного требования;

16) письменные уведомления об уступке (последующей уступке) денежного требования финансовому агенту (фактору);

17) документы, подтверждающие совершение операций и расчетов в соответствии с частью 5 статьи 19 настоящего Федерального закона.

18) документы, подтверждающие факт временного пребывания в иностранном государстве сотрудников (работников) дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации, постоянных представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иных официальных представительств Российской Федерации и представительств федеральных органов исполнительной власти, находящихся за пределами территории Российской Федерации, выехавших совместно с ними членов их семей (супруг, супруга, дети, не достигшие возраста восемнадцати лет, дети старше этого возраста, ставшие инвалидами до достижения ими возраста восемнадцати лет), а также граждан Российской Федерации, являющихся сотрудниками международных (межгосударственных, меж­пра­ви­тель­ствен­ных) организаций, выдаваемые соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и международными организациями.

(п. 18 введен Федеральным законом от 28.12.2017 г. № 427-ФЗ)

5. Органы и агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции.

Все документы должны быть действительными на день представления органам и агентам валютного контроля. По запросу органа валютного контроля или агента валютного контроля представляются надлежащим образом заверенные переводы на русский язык документов, исполненных полностью или в какой-либо их части на иностранном языке. Документы, исходящие от государственных органов иностранных государств, подтверждающие статус юридических лиц - нерезидентов, должны быть легализованы в установленном порядке. Иностранные официальные документы могут быть представлены без их легализации в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

Документы представляются органам и агентам валютного контроля в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к проведению валютной операции или открытию счета имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.

Уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции в случае непредставления лицом документов, требуемых на основании части 4 настоящей статьи и настоящей части, либо представления им недостоверных документов.

Оригиналы документов принимаются органами и агентами валютного контроля для ознакомления и возвращаются представившим их лицам. В материалы валютного контроля в этом случае помещаются заверенные соответственно органом валютного контроля или агентом валютного контроля копии.

Одни и те же документы представляются резидентами и нерезидентами органу валютного контроля, территориальному подразделению органа валютного контроля, агенту валютного контроля, непосредственно истребовавшим соответствующие документы, однократно и не подлежат повторному представлению до изменения сведений, указанных в представленных документах. Указанное положение не распространяется на случаи утраты представленных документов вследствие непреодолимой силы. В случае изменения сведений, указанных в представленных документах, резидент или нерезидент обязан сообщить об этом соответствующему органу валютного контроля, территориальному подразделению органа валютного контроля, агенту валютного контроля, представив необходимые документы, подтверждающие соответствующие изменения. Для подтверждения фактов у резидентов и нерезидентов могут быть истребованы только те документы, которые используются субъектами предпринимательской деятельности, в том числе для учета своих хозяйственных операций в соответствии с правилами бухгалтерского учета и обычаями делового оборота. В этом случае составления отдельных документов специально для целей валютного контроля не требуется, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.



Хранение резидентами документов и материалов по операциям на счетах за рубежом

Пункт 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле":

2. Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны:

...

2) вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;

...

Пункт 8 Правил представления физическими лицами - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2015 года № 1365:

8. В целях осуществления валютного контроля налоговый орган в пределах своей компетенции имеет право запрашивать и получать от физического лица - резидента подтверждающие документы (копии документов) и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов (вкладов) (далее - подтверждающие документы и информация).

Пункт 8 части 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ:

Статья 23. Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов)

1. Налогоплательщики обязаны:

...

8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом;



Штрафы за нарушения до 100% от суммы валютной операции, до 1 миллиона рублей

Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ)

Статья 15.25. Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования


1. Осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, -

влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции.

2. Представление резидентом в налоговый орган с нарушением установленного срока и (или) не по установленной форме уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

2.1. Непредставление резидентом в налоговый орган уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

...

6. Несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок, неуведомление в установленный срок финансовым агентом (фактором) - резидентом, которому уступлено денежное требование (в том числе в результате последующей уступки), резидента, являющегося в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) с нерезидентом лицом, передающим этому нерезиденту товары, выполняющим для него работы, оказывающим ему услуги либо передающим ему информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, об исполнении (неисполнении) нерезидентом обязательств, предусмотренных указанным внешнеторговым договором (контрактом), или о последующей уступке денежного требования по указанному внешнеторговому договору (контракту) с приложением соответствующих документов -

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

6.1. Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов не более чем на десять дней -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

6.2. Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов более чем на десять, но не более чем на тридцать дней -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

6.3. Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов более чем на тридцать дней -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч пятисот рублей до трех тысяч рублей; на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

...

6.5. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, выразившегося в несоблюдении установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере двадцати тысяч рублей; на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до шестисот тысяч рублей.



Риски и проблемы валютных резидентов РФ по счетам за рубежом

В связи с вышеуказанными ограничениями по списанию и зачислению денежных средств на счетах за рубежом и обязанностью подавать в налоговые органы РФ уведомления о счетах за рубежом и отчеты о движении денежных средств на счетах за рубежом, а также документы по операциям на счетах за рубежом (по требованиям налоговых органов), и в свете приближащегося начала автоматического обмена информацией о зарубежных финансовых счетах в налоговых целях между РФ и другими странами у владельцев счетов - резидентов по валютному законодательству РФ - возникают следующие основные риски и проблемы:

  • Штраф 75%-100% от суммы незаконной валютной операции (операции, осуществленной в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ). Причем этот риск относится не только к зачислениям и списаниям денежных средств на счета / со счетов за рубежом, но и к сопутствующим валютным операциям:
    • Переводы инвалюты, валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета на счет
    • Ввоз в РФ и вывоз из РФ валютных ценностей, валюты РФ и дорожных чеков
  • Наличие неопределенных, не до конца ясных, пограничных случаев по разрешенным или запрещенным валютным операциям на счетах за рубежом, что затрудняет принятие решений о проведении таких операций
  • Начисление налогов в РФ на доходы в виде денежных средств, зачисленных на счета за рубежом или выявленных на счетах за рубежом
  • Налоговые штрафы за недекларирование доходов в виде денежных средств, зачисленных на счета за рубежом, штрафы / пени за неуплату или просрочку уплаты налогов
  • Раскрытие банковской тайны / информации о средствах и операциях на счетах за рубежом
  • Штрафы за неподачу уведомления об открытии / изменении / закрытии счета за рубежом, за непредставление отчета о движении денежных средств по счету за рубежом, за непредставление документов по валютным операциям за рубежом, за неисполнение предписаний налоговых органов как органов валютного контроля
  • Необходимость получать запрошенные российской налоговой инспекцией документы в иностранном банке за рубежом
  • Обязанность хранить документы и информацию по валютным операциям на счетах за рубежом
  • Необходимость собирать иностранные документы об уплаченных налогах за рубежом, их легализовывать для представления в РФ и переводить на русский язык
  • Необходимость представлять в иностранный банк-нерезидент документы о налоговом резидентстве в РФ, об уплаченных в РФ налогах
  • Ограничения по использованию в РФ банковских карт, привязанных к счетам за рубежом
  • Осложнения в связи с субъективными неправомерными или неудобными требованиями и (или) менталитетом инспекторов в банках в РФ и за рубежом и налоговых инспекциях в РФ
  • Осложнения в связи с использованием контролируемых иностранных компаний (КИК)

Валютные операции с супругами и близкими родственниками

В Федеральном законе № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" имеется несколько случаев специального регулирования валютных операций между супругами и близкими родственниками. В упрощенном виде для первичного планирования операций их можно представить следующим образом:

  • Переводы физическими лицами - резидентами инвалюты со своих счетов в РФ супругам или близким родственникам на их счета в РФ
  • Переводы физическими лицами - резидентами инвалюты со своих счетов в РФ супругам или близким родственникам на счета за рубежом
  • Зачисление на счета за рубежом физическими лиц - резидентов инвалюты и внешних ценных бумаг в дар от супруга и близких родственников

В целях валютных операций и налоговых льгот "супруг" и "близкие родственники" являются правовыми понятиями как по валютному, так и по налоговому законодательству РФ, и определяются Семейным кодексом РФ. Во многих случаях это позволяет находить эффективные правовые решения вопросов, задач по ситуациям в связи со счетами за рубежом. При этом такой правовой статус должен подтверждаться документально согласно пункту 13 части 4 статьи 23 Федерального закона № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле":

Статья 23. Права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц

...

4. В целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов:

...

13) документы, подтверждающие, что физические лица являются супругами или близкими родственниками, включая документы, выданные органами записи актов гражданского состояния (свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении), вступившие в законную силу решения суда об установлении факта семейных или родственных отношений, об усыновлении (удочерении), об установлении отцовства, а также записи в паспортах о детях, о супруге и иные документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации;



Валютные операции в связи с недвижимостью за рубежом и в РФ

В числе разрешенных зачислений денежных средств на счета за рубежом в статье 12 Федерального закона № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" имеется два вида операций с прямым упоминанием недвижимости, причем только для счетов в странах ОЭСР или ФАТФ:

  • суммы доходов от сдачи в аренду (субаренду) нерезидентам расположенного за пределами территории Российской Федерации недвижимого и иного имущества физического лица - резидента
  • зачисление на счета за рубежом физических лиц - резидентов денежных средств от продажи недвижимости нерезиденту вне РФ, с соблюдением некоторых условий

Актуальные перечни стран, территорий и организаций, являющихся членами ОЭСР и ФАТФ, можно посмотреть на официальных Интернет-сайтах: www.oecd.org и www.fatf-gafi.org.

В части списаний денежных средств со счетов за рубежом физических лиц - валютных резидентов, в основном проживающих в РФ, в статье 12 Федерального закона № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" установлено общее разрешение при соблюдении для физических лиц, в основном проживающих в РФ, двух условий:

  • средства на счете за рубежом должны быть зачислены на этот счет в соответствии с Федеральными законом РФ "О валютном регулировании и валютном контроле"
  • операция по списанию не должна подпадать под запрещенные валютные операции между резидентами.

Таким образом, не подпадающие под эти правила валютные операции влекут риск штрафа 75%-100% от суммы операции по статье 15.25 КоАП как "осуществленные в случаях, не предусмотренных валютным законодательством" или как "осуществленные с нарушением валютного законодательства", в том числе:

  • зачисление на заграничный счет, открытый в стране, не входящей в ОЭСР или ФАТФ, суммы от продажи недвижимости за рубежом, находящейся не в странах ОЭСР или ФАТФ
  • зачисление на счет за рубежом суммы от продажи недвижимости в РФ
  • зачисление на счет за рубежом сумм от сдачи в аренду недвижимости за рубежом резидентам
  • зачисление на счет за рубежом суммы от сдачи в аренду недвижимости в РФ
  • оплата со счета за рубежом покупки недвижимости в РФ у валютного резидента РФ
  • оплата со счета за рубежом аренды, коммунальных услуг по недвижимости в РФ в пользу получаетелей - валютных резидентов РФ

Тем не менее, в ряде случаев при необходимости совершения подобных расчетов возможно построение альтернативных правовых решений в соответствии с валютным законодательством РФ.

В отношении валютных операций по недвижимости в РФ также необходимо учитывать общий запрет на валютные операции между резидентами и обязанность резидентов осуществлять расчеты по валютным операциям через счета в банках РФ, а не наличной иностранной валютой через банковские ячейки (которые не попадают в число разрешенных исключений).


Валютные операции и НДФЛ в РФ по ценным бумагам за рубежом

Разрешенные зачисления на счета за рубежом по операциям с ценными бумагами. В числе разрешенных зачислений денежных средств на счета за рубежом по операциям с ценными бумагами в статье 12 Федерального закона № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" можно выделить следующие виды валютных операций:

  • зачисление на счета за рубежом физических лиц - резидентов в странах ОЭСР или ФАТФ средств от отчуждения внешних ценных бумаг с особым листингом, с 01.01.2018 г.
  • зачисление на счета за рубежом физических лиц - резидентов в странах ОЭСР или ФАТФ средств по процентам и доходам этих резидентов по внешним ценным бумагам
  • зачисление на счета за рубежом физических лиц - резидентов в странах ОЭСР или ФАТФ дохода от передачи в доверительное управление нерезиденту денежных средств и (или) ценных бумаг
  • зачисление на счета за рубежом физических лиц - резидентов инвалюты и внешних ценных бумаг в дар от супруга и близких родственников

Актуальные перечни стран, территорий и организаций, являющихся членами ОЭСР и ФАТФ, можно посмотреть на официальных Интернет-сайтах: www.oecd.org и www.fatf-gafi.org.

Разрешенные списания средств со счетов за рубежом по операциям с ценными бумагами. Что касается списаний средств со счетов за рубежом по операциям с ценными бумагами, то в этом отношении действует общее разрешение согласно абзацу второму части 6 статьи 12 Федерального закона № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", но при соблюдении для валютных резидентов - физических лиц, в основном проживающих в РФ, двух условий:

  • средства на счете за рубежом должны быть зачислены на этот счет в соответствии с Федеральными законом РФ "О валютном регулировании и валютном контроле"
  • операция по списанию не должна подпадать под запрещенные валютные операции между резидентами.

Неденежные валютные операции с ценными бумагами. При планировании операций с ценными бумагами на счетах за рубежом следует учитывать, что под правовое понятие "валютных операций" попадают не только зачисления или списания денежных средств в связи с операциями по ценным бумагам, но и переводы собственно ценных бумаг, согласно подпункту "д" пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле":

"д) перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;".

НДФЛ в РФ по операциям с ценными бумагами за рубежом. - Возникает по доходам от положительного результата от операций купли-продажи ценных бумаг, купонному доходу, процентам и дивидендам по ценным бумагам, операциям займа ценных бумаг. Особенности исчисления НДФЛ в данных ситуациях установлены главным образом статьей 214.1 Налогового кодекса РФ. В частности, финансовый результат определяется по каждой операции и по каждой совокупности (категории) операций с ценными бумагами на конец календарного года. Необходимость пересчета каждого дохода и расхода в рубли по курсу ЦБ РФ на даты их получения диктует целесообразность выбора финансовых продуктов по ценным бумагам с сокращенным количеством операций. Расходы должны быть документально подтверждены и фактически осуществлены, что требует внимания к соответствующим иностранным документам. Все это также влияет и на порядок зачета удержанного и уплаченного за рубежом подоходного налога с НДФЛ в РФ.


Брокерские счета за рубежом

Для пояснения проблематики по брокерским счетам за рубежом можно привести два коротких извлечения из письма ФНС от 12 октября 2016 г. № ОА-3-17/4712@ по вопросу об уведомлении налоговых органов об открытии (закрытии), изменении реквизитов брокерских счетов в иностранных банках:

- "Отсутствие конкретных документов и информации об условиях договорных обязательств между сторонами и связанных с ними иных обстоятельствах не позволяет дать однозначные ответы на вопросы, указанные в обращении".

- "Поскольку брокерские счета подразумевают проведение по ним расчетов с использованием денежных средств, то на такие счета распространяются требования статьи 12 Закона N 173-ФЗ".

Распространение на брокерские счета за рубежом требований статьи 12 Закона № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" означает возложение на владельца счета - валютного резидента РФ обязанностей уведомлять налоговые органы РФ об открытии (закрытии) и изменении реквизитов счета, ежегодно представлять отчет о движении средств по счету и в целом несение связанных с этим рисков.

Таким образом, если желания основываться на втором из вышеприведенных извлечений из данного письма ФНС нет, то строить правовые решения по ситуации вполне возможно на основании "конкретных документов и информации об условиях договорных обязательств между сторонами и связанных с ними иных обстоятельствах".


Валютные операции с контролируемыми иностранными компаниями (КИК)

В части списаний денежных средств со счетов за рубежом в пользу КИК можно основываться на общем разрешении согласно абзацу второму части 6 статьи 12 Федерального закона № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", предусматривающем для владельцев счетов - физических лиц, в основном проживающих в РФ, два ограничения:

  • средства на счете за рубежом должны быть зачислены на этот счет в соответствии с Федеральными законом РФ "О валютном регулировании и валютном контроле"
  • операция по списанию не должна подпадать под запрещенные валютные операции между резидентами.

В части зачислений денежных средств от КИК на счет валютного резидента РФ за рубежом следует учитывать как риск штрафа 75%-100% по статье статье 15.25 КоАП от суммы валютной операции, "осуществленной в случае, не предусмотренной валютным законодательством", так и налоговые последствия в РФ для владельца зарубежного счета и для контролирующего лица КИК.

Применительно к подбору разрешенных зачислений денежных средств от КИК на счета за рубежом в зависимости от ситуации могут быть использованы операции по доверительному управлению, займам, возврату ранее уплаченных средств и другие. Вопросы по налоговым обязанностям и последствиям в связи с КИК в РФ, как правило, требуют отдельного анализа по налоговому законодательству.

В случае ведения КИК международных операций, операций в РФ или с контрагентами в РФ возможны предложения или разработка правовых решений по международной или внешнеэкономической деятельности (ВЭД) данной КИК в виде правовых схем белой оптимизации ВЭД, проектов за рубежом без ввоза товаров в РФ, контрактов и документов англ./рус., правовой поддержки их реализации.


Операции по купле-продаже товаров на счетах за рубежом

В целях списаний средств со счетов за рубежом на закупку товаров действует общее разрешение статьи 12 Федерального закона № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" для резидентов - физических лиц, в основном проживающих в РФ, при соблюдении двух условий:

  • средства на счете за рубежом должны быть зачислены на этот счет в соответствии с Федеральными законом РФ "О валютном регулировании и валютном контроле"
  • операция по списанию не должна подпадать под запрещенные валютные операции между резидентами.

В части зачисления средств на счета за рубежом от продажи товаров разрешенных валютных операций почти не предусмотрено. С 01.01.2018 г. в числе таких разрешенных операций появились возможности ограниченных зачислений денежных средств от продажи недвижимости, трансопртных средств, ценных бумаг. Возможны правовые решения для отдельных случаев, но в целом для построения полноценной деятельности таких случаев недостаточно. В этих ситуациях для построения подходящих правовых решений может быть применен более широкий подход с учетом различных обстоятельств по проекту в целом, в особенности по проектам ВЭД на закупки и поставки товаров за рубежом без ввоза товаров в РФ.


Валютные переводы денежных средств

Федеральный закон № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"

Статья 12. Счета резидентов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации

...

4. Резиденты вправе переводить на свои счета (во вклады) в иностранной валюте и (или) в валюте Российской Федерации, открытые в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, денежные средства со своих счетов (с вкладов) в уполномоченных банках или с других своих счетов (с вкладов) в иностранной валюте и (или) в валюте Российской Федерации, открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

(в редакции и согласно изменениям Федерального закона от 28.12.2017 г. № 427-ФЗ)

В целях первичного планирования валютных переводов в статье 12 Федерального закона № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" можно выделить следующие разрешенные виды валютных операций:

  • Переводы с одного своего счета на другой
    • Перевод средств на счета (вклады) за рубежом со своих счетов (вкладов) в РФ
    • Перевод средств физ. лицом - резидентом со своего счета за рубежом на свой счет в РФ
    • Перевод средств юр. лицом - резидентом со своего счета за рубежом на свой счет в РФ
  • Переводы на счета другого резидента
    • Перевод валюты РФ со своего счета за рубежом на счет другого резидента в РФ
    • Перевод валюты РФ со своего счета в РФ на счет другого резидента за рубежом
    • Перевод валюты РФ со своего счета за рубежом на счет другого резидента за рубежом
    • Переводы физическими лицами - резидентами инвалюты из РФ на счета иных физических лиц за рубежом не свыше 5 000 $ в день
    • Переводы физическими лицами - резидентами инвалюты со своих счетов в РФ супругам или близким родственникам на их счета в РФ
    • Переводы физических лицами - резидентами инвалюты со своих счетов в РФ супругам или близким родственникам на счета за рубежом
    • Перевод на счета за рубежом физических лиц - резидентов инвалюты и внешних ценных бумаг в дар от супруга и близких родственников
    • Переводы физическими лицами - резидентами со своих счетов за рубежом инвалюты на счета иных физических лиц в банках РФ

Для итогового планирования необходимо обоснование нужных переводов конкретными правовыми нормами. Правовые решения по данным вопросам строятся с учетом требований банков к валютным операциям и документам, критериев сомнительных операций, гражданско-правовых и налоговых последствий таких валютных переводов в РФ, а также принимая во внимание возможности переводов без открытия счетов или не через счета в банках РФ.


Операции по займам и кредитам на счетах за рубежом

В целях первичного планирования операций по займам и кредитам, в числе разрешенных зачислений на счета за рубежом в статье 12 Федерального закона № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" можно отметить следующие операции:

  • зачисление на счета за рубежом юридических лиц - резидентов их валютной выручки по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами - агентами правительств иностранных государств
  • зачисление на счета за рубежом юридических лиц - резидентов их валютной выручки по кредитным договорам и договорам займа с нерезидентами государств - членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет
  • зачисление на счета за рубежом (всех) резидентов в странах ОЭСР или ФАТФ сумм кредитов и займов в инвалюте по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами - агентами правительств иностранных государств
  • зачисление на счета за рубежом (всех) резидентов в странах ОЭСР или ФАТФ сумм кредитов и займов в инвалюте по кредитным договорам и договорам займа с резидентами государств - членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет

Актуальные перечни стран, территорий и организаций, являющихся членами ОЭСР и ФАТФ, можно посмотреть на официальных Интернет-сайтах: www.oecd.org и www.fatf-gafi.org.

В целях списаний средств со счетов за рубежом при выдаче займов действует общее разрешение согласно абзацу второму части 6 статьи 12 Федерального закона № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" при соблюдении для резидентов - физических лиц, в основном проживающих в РФ, двух уловий:

  • средства на счете за рубежом должны быть зачислены на этот счет в соответствии с Федеральными законом РФ "О валютном регулировании и валютном контроле"
  • операция по списанию не должна подпадать под запрещенные валютные операции между резидентами.

Следует иметь в виду, что в число таких запрещенных валютных операций между резидентами попадают займы между физическими лицами.

В зависимости от обстоятельств конкретной ситуации в связи с займами и кредитами с использованием счетов за рубежом могут иметь место различные правовые нюансы для построения подходящих правовых решений.


Операции по зачислению и списанию процентов на счетах за рубежом

В числе разрешенных валютных операций по зачислению на счета за рубежом прямое упоминание процентов в статье 12 Федерального закона № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" имеется только по 2 операциям:

  • зачисление сумм процентов на остаток средств на таких счетах (во вкладах)
  • зачисление на счета за рубежом физических лиц - резидентов в странах ОЭСР или ФАТФ средств по процентам и доходам этих резидентов по внешним ценным бумагам

Актуальные перечни стран, территорий и организаций, являющихся членами ОЭСР и ФАТФ, можно посмотреть на официальных Интернет-сайтах: www.oecd.org и www.fatf-gafi.org.

В целях списаний процентов со счетов за рубежом действует общее разрешение согласно абзацу второму части 6 статьи 12 Федерального закона № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", которое для резидентов - физических лиц, в основном проживающих в РФ, предусматривает два обязательных условия:

  • средства на счете за рубежом должны быть зачислены на этот счет в соответствии с Федеральными законом РФ "О валютном регулировании и валютном контроле"
  • операция по списанию не должна подпадать под запрещенные валютные операции между резидентами.

Термин "проценты" широко используется в конвенциях об избежании двойного налогообложения как одно из оснований доходов. Можно предположить, что отсутствие этого широкого понятия "процентов" в числе разрешенных зачислений на счета валютных резидентов РФ за рубежом направлено на обеспечение перечислений таких видов доходов на счета их получателей в РФ.


Зарплатные проекты по счетам за рубежом

В части разрешенных зачислений на счета за рубежом по зарплатным проектам, помимо случаев регулирования операций с участием официальных представительств РФ за рубежом и государственных органов РФ, в статье 12 Федерального закона № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" упомянуты следующие разрешенные валютные операции:

  • зачисление на счета за рубежом физических лиц - резидентов зарплаты и иных выплат по трудовым договорам с нерезидентами
  • зачисление на счета за рубежом физических лиц - резидентов пенсий, стипендий, алиментов и иных выплат социального характера

Кроме того, особое регулирование в данной сфере касается счетов за рубежом - юридических лиц, являющихся валютными резидентами РФ. По общему правилу, на операции по счетам за рубежом юридических лиц - резидентов РФ, в отличие от физических лиц, распространяется запрет на валютные операции между резидентами. Но из этого запрета предусмотрены различные исключения, в том числе:

  • выплата зарплаты со счетов за рубежом представительств юридических лиц - резидентов вне РФ
  • выплата расходов по командировкам со счетов за рубежом представительств юридических лиц - резидентов вне РФ

По зарплатным проектам с использованием счетов за рубежом также возможно использование некоторых других разрешенных валютных операций. Но эти возможности требуют проверки в каждом конкретном случае.

Налоговые последствия в РФ выплат в связи с зарплатами за рубежом определяются по конвенциям об избежании двойного налогообложения и по налоговому законодательству РФ, с учетом разъяснений Минфина и ФНС. При этом целесообразно учитывать и вероятные налоговые последствия в стране получения зарплаты, поскольку возможное отсутствие на нее НДФЛ в РФ с большой вероятностью приведет к более высоким налогам за рубежом.

Свои особенности по зарплатам за рубежом также накладывает трудовое законодательство РФ.


Совместные счета за рубежом

Согласно Правилам представления физическими лицами - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2015 г. № 1365:

"4. В случае если несколькими физическими лицами - резидентами открыт общий (совместный) счет (вклад) в банке за пределами территории Российской Федерации, отчет представляется каждым таким физическим лицом - резидентом.

В случае если общий (совместный) счет (вклад) в банке за пределами территории Российской Федерации открыт физическим лицом - резидентом и физическим лицом - нерезидентом, отчет представляется только физическим лицом - резидентом".

Аналогичный вывод можно сделать и в отношении обязанности уведомлять налоговые органы об открытии (изменении реквизитов, закрытии) совместного счета за рубежом. При этом согласно письму ФНС от 14 июня 2016 г. N ОА-3-17/2664@:

"По мнению ФНС России, внесение изменений в условия распоряжения счетом не приводит к возникновению обязанности у его первоначального владельца по информированию налогового органа об этом факте. При этом у лица, вновь получившего право распоряжения этим счетом, такая обязанность возникает".

Тем не менее, в практических целях необходимость такого информирования, скорее всего, возникнет. В целом, режим совместного использования счетов за рубежом открывает интересные возможности для различных правовых решений в целях валютных операций по таким счетам и налоговых последствий этих операций в РФ.


Двойное гражданство и счета за рубежом

Ситуации с наличием у владельцев счетов за рубежом двойного гражданства, включая гражданство РФ, характеризуются рядом собственных правовых нюансов, рисков и возможностей. Напрямую такие ситуации валютное законодательство РФ не регулирует. Однако правовое понятие валютного резидента РФ привязывается именно к гражданству РФ, причем не в качестве отдельного (отделимого) критерия, а как постоянный признак соответствующего физического лица. То есть, по какому бы из своих паспортов не действовало лицо с двойным гражданством, оно все равно будет подпадать под понятие валютного резидента. С другой стороны, практические особенности открытия счетов и ведения операций по ним, особенности правоприменительной практики в РФ, а также перспективы изменения валютного законодательства РФ позволяют выстраивать правовые решения для лиц с двойным гражданством в целях снижения их обязанностей и рисков по валютному законодательству РФ.

В части специфических правовых рисков по ситуациям с двойным гражданством особенно следует иметь в виду риск уголовной ответственности по статье 330.2 Уголовного кодекса РФ за неисполнение обязанности по подаче уведомления о наличии у гражданина РФ гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве, в виде штрафа до 200 тыс. руб.


Консультации и экспертиза по валютным и налоговым последствиям в РФ

Как правило, услуги консультаций и экспертизы по правовым вопросам в РФ в связи со счетами за рубежом предлагаются в целях определения применимых к конкретной ситуации и вопросам правовых норм и правовых пробелов, информирования о нюансах и закономерностях правового регулирования по ситуации и на этой основе ответов и решений по заданным вопросам и ситуациям.

Устная консультация и экспертиза из расчета 10 тыс. руб./ч, 5 тыс. руб. за полчаса:

  • Рассмотрение вопросов и ситуации по валютному, налоговому, "антиотмывочному" законодательству РФ, а также в свете обычных требований банков, налоговых и других контролирующих органов РФ, с уточнением сопутствующих факторов и обстоятельств по конкретной ситуации
  • При необходимости, рассмотрение ситуации с разными предполжениями тех или иных обстоятельств, с меняющейся постановкой вопросов, с восполнением недостающих элементов для построения решения
  • Общие, системные или первичные ответы, комментарии, рекомендации, аргументы, обоснования, аналитические оценки, прецеденты, решения по вопросам, ситуации, задачам, проекту, деятельности клиента. В рамках первичной устной оценки ситуации, также общее системное толкование и сопоставление применимых к ней правовых норм, требований, закономерностей, обстоятельств
  • Наглядный показ в офисе правового бюро возможных неясных моментов в виде их условных изображений, схем, ключевых извлечений из правовых актов. Необходимая детализация объяснений по вопросам консультаций. Понятные примеры из практики, сравнения, закономерности
  • Оценка представленных англоязычных и (или) испаноязычных терминов, формулировок, условий, текстов и документов по их оригиналам

Предварительное изучение вопросов, договоров и документов на английском, испанском, русском языках возможно и иногда желательно для более предметной устной консультации, но не обязательно. Как правило, входит в стоимость консультации.


Наглядная демонстрация правовых последствий и решений по счетам за рубежом

В ряде случаев для лучшего понимания рассматриваемых валютно-правовых и налоговых вопросов по счетам за рубежом их решения "лучше увидеть / прочитать, чем услышать". Конкретные формулировки правовых норм, разъяснения ЦБ, Минфина, ФНС лучше воспринимаются при демонстрации их на экране большого ТВ в офисе, в распечатках или с использованием ключевых извлечений из них в письменных консультациях и правовых заключениях. Эта наглядная демонстрация также важна для указания прямых и неявных взаимосвязей конкретных статей и пунктов законов, заранее подготовленных подборок правовых актов, правовых материалов, системных разработок по конкретным правовым вопросам. Для наглядного показа операций между разными участниками проекта с использованием счетов за рубежом, движения средств и других моментов могут применяться схемы и схематические построения на досках и настенных картах. Все это позволяет решать поставленные вопросы быстрее и точнее.

Наглядная демонстрация по презентациям, материалам, картам, на экране ТВ. В некоторых случаях такие построения могут готовиться специально перед встречей. Но обычно используются уже готовые подборки правовых норм, материалы, иллюстрации, разработки по частым правовым вопросам счетов за рубежом, например:



Необходимая детализация объяснений правовых последствий и решений

Предлагаемые правовые услуги ориентированы на предоставление изначально ясного изложения последствий и решений по валютным операциям на счетах за рубежом, на понятном для не-юристов языке. При использовании в консультации каких-либо неясных для клиента правовых терминов, понятий, выражений на русском или английском языках (если англоязычная терминология требуется по ситуации) они расшифровываются и (или) комментируются. Как в устных, так и в письменных консультациях и правовых заключениях обеспечивается выделение важных смысловых моментов акцентированием на них внимания, сведением их в доминантные фразы и различными другими языковыми средствами. Частично все это представлено на настоящей странице.

Детализация объяснений по смысловым элементам неясных моментов. Для ясности изложения специфических или запутанных правовых вопросов валютного регулирования и налогообложения счетов за рубежом они могут рассматриваться по их составным частям, смысловым элементам, с разных точек зрения. Этим подходом также обеспечивается необходимая глубина проработок поставленных вопросов и точность правовых решений. Для повышения ясности изложения выстраиваются четкие логические цепочки, объясняющие проблематику поставленных вопросов. Проблемные случаи, действия, ситуации, перспективы могут поясняться на конкретных примерах из практики Правового бюро. Если необходимо, такая детализация неясных моментов осуществляется до тех пор, пока они не станут клиенту понятными, с детальным рассмотрением ключевых моментов по ситуации и применимых к ситуации правовых нюансов.

Ключевые моменты по конкретным ситуациям могут касаться специфических условий договоров с иностранными банками и допустимых возможностей их разного перевода на русский язык, особенностей предоставления и оформления иностранными банками выписок и документов по счетам, формулировок о назначениях платежей, общих условий открытия, ведения и закрытия счетов, возможностей оформления дополнительных или целесообразных документов, условий и формулировок договоров с иностранными контрагентами в целях проведения расчетов через счета за рубежом, сопутствующих обстоятельств в виде использования банковских карт, перемещения наличных денежных средств через границу РФ, получения дивидендов от иностранных контролируемых компаний, займов, процентов и т. д.

Применимые к ситуации правовые особенности связаны с запутанностью валютно-правового регулирования операций на счетах за рубежом, наличием пробелов в этом регулировании, перспективами изменения валютного законодательства РФ, перспективами автоматического обмена информацией о зарубежных финансовых счетах между налоговыми органами разных стран, общей позицией налоговых органов РФ как органов валютного контроля в отношении правонарушений в связи со счетами за рубежом и др.

Детали ключевых элементов ситуации. С другой стороны, ключевые элементы конкретной ситуации сами по себе могут иметь свои детали и нюансы, по которым можно построить нужные решения. В частности, это могут быть возможности комбинирования таких ключевых или основных элементов друг с другом, например, в виде возможности валютных переводов между родственниками для использования допущений валютного законодательства и налоговых льгот в РФ, в виде возможности перечисления валюты по разрешенному основанию (сделке) с последующим изменением этой сделки, в виде возможностей использования налоговых льгот по компаниям КИК, и др.


Разрешение проблемных ситуаций по счетам за рубежом

Для разрешения проблемных ситуаций по счетам за рубежом правовые услуги могут предлагаться в расширенном составе - консультация, экспертиза, углубленный анализ, проверка, редактирование и составление документов на русском и английском языках, правовые исследования, юридическое планирование, правовая аргументация, поддержка изменения и заключения договоров с иностранными контрагентами. Дополнительно возможны аналитические правовые услуги по Испании на русском и испанском языках.

В части уже совершенных незаконных валютных операций на счетах за рубежом правовые решения могут заключаться в устранении неверных представлений клиента о незаконных валютных операциях, обосновании неприменения к конкретным операциям валютного законодательства РФ, применении срока давности привлечения к ответственности за валютные правонарушения, обосновании отсутствия вины в совершении правонарушения, выявлении оправдывающих действия резидента обстоятельств, принятии мер для снижения риска выявления таких операций налоговыми органами по признакам валютных правонарушений, использовании особенностей текущей право­при­ме­ни­тельной практики в РФ, использовании "амнистии капиталов", а также в применении некоторых других правовых средств.

Проблемы с новыми, редкими, необходимыми валютными операциями по счетам могут разрешаться оформлением документов по таким операциям в соответствии с разрешенными видами валютных операций по счетам за рубежом, разделением, объединением или комбинированием таких операций, переносом таких операций в РФ или в филиалы российских банков за рубежом. Также частично могут использоваться правовые средства защиты как в случаях с уже совершенными незаконными валютными операциями.

Проблемы с налогообложением в РФ доходов за рубежом могут быть решены анализом совершенных операций и юридическим планированием новых операций и деятельности с соблюдением условий применения конвенций РФ об избежании двойного налогообложения, использованием других налоговых льгот в РФ с указанием возможностей документального подтверждения прав на такие льготы исходя из обстоятельств конкретной ситуации, правильным заполнением декларации 3-НДФЛ в части доходов за пределами РФ с проверкой прилагаемых к ней документов и в случае необходимости их переоформлением, составлением пояснений к представляемым документам с внедрением в них ответов на вероятные вопросы или запросы налоговых органов РФ. На собственно запросы налоговых органов могут подготавливаться дипломатичные правовые ответы с акцентированием благоприятных для налогоплательщика обстоятельств. По налоговым нарушениям, совершенным до 1 января 2018 года, возможно освобождение от ответственности в рамках "амнистии капиталов" 2018-2019 гг.

Проблемы с отчетностью по счетам за рубежом могут быть разрешены анализом общей ситуации и представленных документов для составления отчетности с обоснованием случаев неподачи отчетности или в надлежащем заполнении форм уведомления об открытии / изменении реквизитов / закрытии счетов за рубежом, отчета о движении денежных средств, ответов на запросы налоговых органов о представлении подтверждающих документов, проверками таких документов и оформлением отдельных выписок из них в целях избежания представления проблемных сведений, которые могут содержаться в иностранных банковских и иных документах.

Проблемы с обеспечением безопасности и конфиденциальности средств на счетах за рубежом могут потребовать углубленного анализа ситуаций по счетам в целях автоматического обмена налоговой информацией, проведения планирования и правовой оптимизации деятельности исходя из имеющихся требований и правовых возможностей и льгот, в том числе с созданием контролируемой иностранной компании (КИК) и использованием налоговых льгот по доходам КИК.

В отношении прочих проблемных ситуаций по счетам за рубежом, как правило, также может быть предложен широкий спектр правовых решений на основе добросовестности и обстоятельств, особенностей конкретных ситуаций.

Целевые разработки по рискам и вопросам ситуации. В рамках устного обсуждения конкретной ситуации обычно возможно предложить первичные решения на основе имеющихся и обновляемых аналитических правовых разработок по перечням разрешенных валютных операций, новым законам, важным прецедентам, практике разрешения схожих случаев и т. д. При этом, однако, каждая конкретная ситуация имеет свой набор фактических обстоятельств и особенностей. Для проверки, уточнения, оптимизации первичных правовых решений по ситуации могут проводиться и по важным целям обычно проводятся специальные разработки и правовые исследования.

В общем понимании, такие целевые (т. е., под цели в связи с конкретной ситуацией) разработки представляют собой выяснение нюансов валютно-правовых и налоговых последствий в РФ в зависимости от допустимого комбинирования ключевых элементов ситуации и итоговое оптимальное построение этих элементов. В конкретном смысле, целевые разработки могут заключаться в вышеизложенных практических вариантах решения проблем по счетам за рубежом.

В рамках проведения этих целевых разработок может потребоваться несколько встреч или обсуждений, или этапов переписки по e-mail. Аналогичным образом, целевые разработки могут реализовываться в виде нескольких письменных правовых заключений по вопросам ситуации, в нескольких оценках правовых последствий тех или иных действий, в общем юридическом меморандуме с рассмотрением вопросов по проекту.


3-НДФЛ по доходам на счетах за рубежом

Услуги для ситуаций по 3-НДФЛ, требующих юридической оценки / проработки.. Правовая помощь по декларации 3-НДФЛ в отношении доходов на счетах за рубежом может предоставляться в качестве аналитической правовой услуги по ситуации в целом, с юридическими консультациями и правовой экспертизой, разработкой правовых решений по НДФЛ в РФ, валютным операциям на счетах за рубежом и в РФ, иностранным документам и сведениям. В частности, это актуально при использовании налоговых льгот и зачета зарубежных налогов в РФ согласно конвенциям РФ об избежании двойного налогообложения, Налоговому кодексу РФ и прочим правовым нормам РФ, при отражении в декларации 3-НДФЛ доходов компаний КИК, при обосновании распределения общих расходов по доверительному управлению ценными бумагами в иностранных банках и вообще в случаях необходимости целевых разработок по рискам и вопросам ситуации.

Юридическая стратегия по конкретной 3-НДФЛ. Правовые решения по ситуации строятся на основе правильной идентификации ключевых моментов в представленных документах и сведениях, их допустимого изменения, толкования, комбинирования, с разработкой оптимальной юридической стратегии действий в целях декларирования полученных доходов за рубежом, использования налоговых льгот и вычетов и их обоснования прилагаемыми к декларации 3-НДФЛ документами и пояснениями.

Заполнение и выгрузка 3-НДФЛ в файлах tiff, xml из ПО ФНС и (или) в файле pdf. В рамках данной услуги возможна заполнение декларации 3-НДФЛ в ПО ФНС "Налогоплательщик ЮЛ" с выгрузкой в нередактируемом файле tiff для печати, в файле xml и (или) с заполнением в редактируемом файле pdf, для работы с которым на компьютере клиента должна быть программа Adobe Acrobat (программы Abobe Reader недостаточно, в ней заполненные данные не отображаются).

Комплект документов по 3-НДФЛ, счетам за рубежом, КИК, амнистии капиталов. Данная услуга также может включать подготовку специальной декларации по амнистии капиталов, уведомлений и отчетов о движении средств по счетам за рубежом, уведомлений об участии в иностранных организациях, уведомлений о КИК и письменных пояснений к ним для ИФНС, в комплексе с решением вопросов и рисков по 3-НДФЛ. Как и в случае с возможной отдельной услугой по подготовке декларации 3-НДФЛ, основное внимание уделяется построению юридической стратегии действий и представлению сведений в ИФНС по ситуации в целом. Может потребоваться несколько встреч или обсуждений для уточнений по ситуации и согласования итоговых решений.


Конфиденциальность при оказании правовых услуг

По возможности, правовые услуги оказываются таким образом, чтобы изначально исключить или сократить раскрытие конфиденциальных сведений по конкретным ситуациям в связи со счетами за рубежом, с принятием правовым бюро и клиентом формальных обязательств не разглашать конфиденциальную информацию другой стороны. Основными мерами в этих целях являются:

  • Информация по ситуациям и обстоятельствам в связи со счетами за рубежом запрашивается у клиента в той мере, в какой они регулируются правовыми нормами или разумно необходимы для оказания правовых услуг
  • Как правило, устные обсуждения ситуаций по счетам за рубежом проводятся без раскрытия конфиденциальных сведений, с условными обозначениями тех или иных моментов - резидент, нерезидент, близкий родственник, юрисдикция такая-то и т. п.
  • Аналогично, правовые вопросы в письменной форме обычно прорабатываются также в форме условных обозначений, без учета таких конфиденциальных сведений, как ФИО владельца счета, адреса, банковские реквизиты, точные суммы, наименования объектов, проектов, компаний и т. п.
  • В случае изучения банковских и иных конфиденциальных документов и сведений клиента на встрече такие сведения нигде не фиксируются. В случае предоставления клиентом копий материалов и документов, после выполнения заказа все такие материалы и документы возвращаются клиенту
  • Условия о конфиденциальности и обязанность не разглашать конфиденциальную информацию устанавливаются в договоре или договоре-акте на оказание правовых услуг. При необходимости, такие условия о конфиденциальности также могут указываться в отдельных счетах на оплату правовых услуг при отсутствии договора
  • Заказы на правовые услуги составляются таким образом, чтобы не раскрывать конфиденциальные сведения и разумно ограничить количество необходимых документов для предъявления в банки и контролирующие органы РФ. Содержание оформляемых документов по заказам излагается таким образом, чтобы оно не подпадало под подозрения о каких-либо сомнительных операциях или под признаки правонарушений и вследствие этого не создавало оснований для проверяющих требовать представления дополнительных документов и сведений
  • Наименования клиентов, объектов, компаний, конкретных проектов не используются в рекламных целях. В том числе по этой причине на настоящем сайте нет отзывов клиентов, перечней клиентов, реализованных проектов с указанием подобной информации
  • Обмен конфиденциальной информацией осуществляется напрямую, без посреднических звеньев в виде секретарей, помощников, менеджеров. При необходимости пересылки конфиденциальных документов и сведений через Интернет они могут пересылаться в архивах и файлах, защищенных паролями
  • Со стороны Правового бюро конфиденциальная информация не пересылается и не хранится на серверах публичных почтовых сервисов e-mail типа gmail.com, mail.ru

Партнерские условия услуг

Услуги в рамках партнерских добросовестных деловых отношений. С точки зрения отношений с клиентами услуги строятся на основе делового партнерства и добросовестности, что предполагает:

  • ведении дел с клиентами без посред­ни­ческих звеньев в виде секретарей, кураторов, менеджеров, помощников, на директорском уровне отношений, отсутствие анонимности, ссылок на "руководство фирмы", на юристов из других отделов фирмы, с высокими стандартами деловой этики, соблюдением коммер­чес­кого слова

  • построение правовых решений только в соответствии с добросовестной практикой проведения валютных операций и исполнения налоговых и прочих обязанностей, но с использованием "белых" возможностей и нюансов. Такой подход можно условно назвать "тонкой добросовестностью"

  • отсутствие в отношениях с клиентами вышестоящей и нижестоящей сторон, "обслуживающего персонала", "найма" и т. п.

  • отсутствие бесплатных услуг, в том числе в виде бесплатных ответов на краткие вопросы по существу ситуации, бесплатной оценки ситуаций в целях возможных правовых решений и т. п.

В каких случаях предлагаются услуги. Услуги предназначены для ситуаций по счетам за рубежом, по которым требуется их аналитическое, углубленное рассмотрение или оценка, мнение, комментарии исходя из подходов, изложенных на настоящей странице, и на основе добросовестности и партнерских отношений с клиентом.

В каких случаях услуги не предлагаются. Услуги не предлагаются для "простых" ситуаций, или когда требуются бесплатные ответы на "краткие" вопросы по существу ситуации либо иные бесплатные услуги, или когда требуется "обслуживание", в случаях чрезмерной конфиденциальности, обсуждения в анонимном или безличном формате либо иных нарушений деловой этики и добросовестности, в случаях существенной разницы в деловых подходах, менталитетах, мнениях о путях разрешения ситуаций.

В связи с изложенным, публичной оферты услуг нет, услуги оказываются не во всех случаях, а при условии согласованности деловых подходов, поведения, методов, оценок ситуаций, видения возможных решений. Для возможности предложения услуг требуется краткое описание конкретной ситуации и стоящих вопросов.

Валютные
операции в банках

? ► Риски и проблемы в банках при ведении ВЭД

? ► Резиденты и нере­зи­денты по валютному законодательству РФ

? ► Валютные операции по валютному законо­да­тель­ству РФ

? ► Незаконные
(запрещенные)
валютные операции

? ► Разрешенные валютные операции между резидентами

? ► Разрешенные валютные операции не через счета в банках РФ

? ► Обязанность резидентов РФ получать (возвращать) валюту / ввозить товары

? ► Обязанность рези­ден­тов РФ вести учет и представлять отчетность по валютным операциям

? ► Паспорт сделки по валютным операциям

? ► Справка о валютных операциях

? ► Документы для проведения валютных операций

? ► Подтверждающие документы по валютным операциям

? ► Справка о подтверж­дающих документах

? ► Счета резидентов РФ за рубежом

? ► Минимизация риска штрафа за необес­пе­чение получения валюты / товаров

? ► Признаки сом­ни­тель­ных операций (фик­тив­ных сделок) в банках

? ► Понятие и виды аккредитивов ВЭД
Новости
по странице (63)
21.05.2018
Разъяснение ФНС о выплатах зарплат в инвалюте на счета резидентов за рубежом в связи с законами 8-ФЗ и 44-ФЗ

12.05.2018
С контролирующих лиц организаций может быть взыскан ущерб (вред), причиненный налоговыми преступлениями этих организаций в РФ

26.03.2018
Налоговые платежи и штрафы по валютному законодательству зачету не подлежат

12.03.2018
Юридическим лицам разрешено выплачивать вне РФ зарплату в инвалюте работникам за рубежом – резидентам

10.03.2018
Обмениваемая информация по счетам согласно типовому соглашению ФНС с компетентным органом иностранного государства

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
АНАЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ УСЛУГИ
ПО ИСПАНИИ
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика

Аналитические правовые услуги по ВЭД, счетам за рубежом, КИК, Испании
Описание услуг на сайте не является публичной офертой услуг
Правовое бюро "Проект-ВС" (Москва) • 2001-2018 • Контакты
© Автор сайта:
Славинский В. Ч. Все права сохранены
АВТОМАТИЧЕСКИЙ ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ
ПО СЧЕТАМ