Контракты англ/рус • Экспорт • Импорт • Репатриация валюты • Счета за рубежом ► Ценные бумаги • Испания 
 Запрос услуг • Контакты 
Правовое бюро
"Проект-ВС"

 Аналитические 
 правовые услуги по ВЭД 

Москва-Сити
 Пресненская наб., 12 

Услуги
Проекты
Контракты
Ситуации
Материалы
Новости
Счета и ситуации резидентов РФ в иностранных банках за рубежом. Валютное регулирование. Финмониторинг. Налогообложение в РФ. Услуги правового анализа, консалтинга, разработки, подготовки документов

Счета и ситуации резидентов РФ за рубежом
Валютный контроль. Финмониторинг. Налоги в РФ

Правовые услуги по валютным операциям ► Счета физ. лиц, самозанятых, ИП и юр. лиц РФ за рубежом

Счета
юридических лиц
  
Счета
физических лиц
  
Счета
ценных бумаг
  
Счета
и КИК в Испании

Резиденты
Право и запреты на счета
Уведомления о счетах
Отчеты о движении средств
Разрешенные зачисления
Списания
Документы
Хранение документов
Штрафы
Риски
Переводы
Платежи родственникам
Недвижимость
Ценные бумаги
Брокерские счета
КИК
Товары
Услуги
Займы
Проценты
Зарплаты
Совместные счета
Двойное гражданство
Проживание за рубежом и доходы, сделки, интересы в РФ
Стандарт CRS
Финмониторинг



Разрешенные переводы и зачисления средств на счета резидентов РФ за рубежом

Три основных категории зачислений на счета физических лиц за рубежом. С 1 января 2018 года, когда вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2017 г. № 427-ФЗ, разрешенные зачисления на счета за рубежом физических лиц - валютных резидентов РФ можно условно разбить на 3 основных категории таких зачислений:

  1. Зачисления на счета за рубежом физических лиц - валютных резидентов РФ, срок пребывания которых за пределами РФ в течение календарного года в совокупности составит 183 дня и менее.

  2. Зачисления на счета за рубежом физических лиц - валютных резидентов РФ, срок пребывания которых за пределами РФ в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней.

  3. Зачисления на счета за рубежом валютных резидентов РФ, открытых в филиалах банков РФ за рубежом.

Разрешенные зачисления на счета за рубежом физ. лиц - валютных резидентов, находящихся вне РФ 183 дня и менее в календарном году. В этом случае применяются нормы о разрешенных зачислениях на счета за рубежом, установленные статьей 12 Федерального закона № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".

  • Общее разрешение для зачислений денежных средств от нерезидентов на счета в странах ЕАЭС и государств, обменивающихся информацией с РФ. Установлено частью 5.2 статьи 12 Федерального закона № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле":

    5.2. Наряду со случаями, указанными в части 5.1 настоящей статьи, на счета (во вклады) физических лиц - резидентов, открытые в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, могут быть зачислены без ограничений денежные средства, получаемые от нерезидентов, при условии, что такие банки расположены на территории государства - члена ЕАЭС или на территории иностранного государства, которое осуществляет обмен информацией в соответствии с Многосторонним соглашением компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 года или иным заключенным с Российской Федерацией международным договором, пре­ду­сма­т­ри­ва­ю­щим автоматический обмен финансовой информацией.

  • Условные случаи рарешенных зачислений на счета в других странах. Установлены нормами статьи 12 Федерального закона № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" с мно­го­чис­лен­ны­ми ссылками на другие статьи закона. Для удобства понимания и для первичного планирования операций, в упрощенной форме с разбивкой по группам схожих операций общий перечень таких разрешенных зачислений на счета за рубежом можно представить нижеприведенным образом:

    1. Переводы с одного своего счета на другой
    2. Переводы валюты РФ на счета другого резидента
    3. Зачисление взноса для открытия счета
    4. Внесение наличных на счета за рубежом
    5. Зачисление средств при конверсионных операциях
    6. Зачисления доходов от реализации драг. металлов на счетах резидентов
    7. Зачисление процентов
    8. Зачисления по займам и кредитам
    9. Зачисления по зарплатным проектам
    10. Зачисление выплат социального характера
    11. Зачисления по завещанию или наследованию валютных ценностей
    12. Зачисление страховых выплат
    13. Зачисления по решениям иностранных судов
    14. Зачисление возвратов ранее уплаченных средств
    15. Зачисление валюты РФ по "рублевым" внешнеторговым договорам
    16. Зачисление средств по транспортным операциям
    17. Зачисления при строительстве объектов за рубежом
    18. Зачисления при выставках и аналогичных мероприятиях
    19. Зачисление средств по операциям с гос. органами РФ

Разрешенные зачисления на счета за рубежом физ. лиц - валютных резидентов, находящихся вне РФ более 183 дней в календарном году. В этом случае ограничительные нормы о разрешенных зачислениях на счета за рубежом, установленные статьей 12 Федерального закона № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", не применяются в силу части 8 этой статьи:

8. Требования к порядку открытия счетов (вкладов) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, проведения по указанным счетам (вкладам) валютных операций, а также представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, установленные настоящей статьей, не применяются ... к физическим лицам - резидентам, срок пребывания которых за пределами территории Российской Федерации в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней, а также к физическим лицам - резидентам, указанным в абзаце первом пункта 4 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае признания федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, таких физических лиц не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствующем налоговом периоде.

(в ред. Федеральных законов от 21.11.2011 г. № 327-ФЗ, от 28.12.2017 г. № 427-ФЗ, от 25.12.2018 г. № 485-ФЗ, от 02.08.2019 г. № 265-ФЗ)

Иными словами, разрешенными будут являться все зачисления, но кроме запрещенных валютных операций с резидентами. Однако если такой срок пребывания за пределами РФ в календарном году составит 183 дня и менее, то получается, что данное освобождение от требований к проведению валютных операций уже не применяется и на эти операции будет распространяться режим ограничений, упомянутых выше.

Разрешенные зачисления на счета за рубежом валютных резидентов РФ, открытых в филиалах банков РФ за рубежом. В этом случае ограничительные нормы о разрешенных зачислениях на счета за рубежом, установленные статьей 12 Федерального закона № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", не применяются в силу части 9 этой статьи (что не затрагивает общего запрета на валютные операции между резидентами):

"9. Положения настоящей статьи не распространяются на счета (вклады) резидентов, открытые в расположенных за пределами территории Российской Федерации филиалах уполномоченных банков".

Согласно определениям понятий, данным в статье 1 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле":

"1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

...

8) уполномоченные банки - кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий Центрального банка Российской Федерации осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте;"



Разрешенные списания средств со счетов за рубежом

Нормы закона по списаниям средств со счетов за рубежом. Установлены частями 6 и 6.1 статьи 12 Федерального закона № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле":

Статья 12. Счета резидентов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации

6. Юридические лица - резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции со средствами, зачисленными в соответствии с настоящим Федеральным законом на счета (во вклады), открытые в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, за исключением валютных операций между резидентами, за исключением валютных операций, указанных в части 6.1 настоящей статьи.

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2005 г. № 90-ФЗ, от 02.08.2019 г. № 265-ФЗ)

Физические лица - резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции с использованием средств, зачисленных в соответствии с настоящим Федеральным законом на счета (во вклады), открытые в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, за исключением запрещенных валютных операций между резидентами.

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2017 г. № 427-ФЗ, от 02.08.2019 г. № 265-ФЗ)

6.1. Со средствами, указанными в части 6 настоящей статьи, между резидентами без ограничений осуществляются следующие валютные операции:

1) операции по выплате сотрудникам дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации, постоянных представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иных официальных представительств Российской Федерации и представительств федеральных органов исполнительной власти, находящихся за пределами территории Российской Федерации, месячного должностного оклада с надбавками, денежного содержания, должностного оклада и надбавки к должностному окладу (при наличии оснований для ее установления), иных сумм в иностранной валюте согласно заключенным с указанными сотрудниками (работниками) служебным контрактам (изменениям в служебные контракты), трудовым договорам и иных сумм, связанных с исполнением указанными сотрудниками (работниками) своих служебных (трудовых) обязанностей за пределами территории Российской Федерации, выплата которых предусмотрена законодательством Российской Федерации, а также причитающихся указанным сотрудникам (работникам) и проживающим с ними членам их семей сумм возвращенного налога на добавленную стоимость и иных налогов, полученных от компетентных органов государства пребывания;

(п. 1 в редакции и согласно изменениям Федерального закона от 28.12.2017 г. № 427-ФЗ)

2) операции по выплате заработной платы сотрудникам представительства или филиала юридического лица - резидента, находящегося за пределами территории Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 07.03.2018 г. № 44-ФЗ)

3) операции по оплате и (или) возмещению расходов, связанных с командированием указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части сотрудников на территорию страны места нахождения указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части представительств или филиалов, учреждений и организаций и за ее пределы, за исключением территории Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 07.03.2018 г. № 44-ФЗ)

4) операции, указанные в подпунктах "ж" и "з" пункта 9 части 1 статьи 1, пунктах 10, 11, 16, 18, 19, 26 части 1 статьи 9, а также абзацами шестым - девятым части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федеральных законов от 30.12.2006 г. № 267-ФЗ, от 22.07.2008 г. № 150-ФЗ, от 02.07.2013 г. № 155-ФЗ, от 07.03.2018 г. № 44-ФЗ, от 02.08.2019 г. № 265-ФЗ)

...

9. Положения настоящей статьи не распространяются на счета (вклады) резидентов, открытые в расположенных за пределами территории Российской Федерации филиалах уполномоченных банков.

Особенности разрешенных списаний средств со счетов за рубежом физических лиц. Исходя из вышеизложенных правовых норм, можно отметить, что как и в случае с разрешенными валютными операциями по зачислению денежных средств на счета за рубежом, в целях разрешенных списаний с 01.10.2018 г. также можно выделить 3 основных категории валютных операций:

  1. Списания со счетов за рубежом физических лиц - валютных резидентов РФ, срок пребывания которых за пределами РФ в течение календарного года в совокупности составит 183 дня и менее.

  2. Списания со счетов за рубежом физических лиц - валютных резидентов РФ, срок пребывания которых за пределами РФ в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней.

  3. Списания со счетов за рубежом валютных резидентов РФ, открытых в филиалах банков РФ за рубежом.

При этом для физических лиц - валютных резидентов, в течение календарного года в основном находящихся в РФ, общее разрешение на списание средств со счетов за рубежом с 01.01.2018 г. ограничивается двумя условиями:

  • средства на счете за рубежом должны быть зачислены на этот счет в соответствии с Федеральными законом РФ "О валютном регулировании и валютном контроле"
  • операция по списанию не должна подпадать под запрещенные валютные операции между резидентами.

Документы по валютным операциям на счетах за рубежом

Применительно к документам по валютным операциям на счетах за рубежом резидентов - физических лиц можно отметить следующие положения Федерального закона № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле":

Статья 23. Права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц

...

4. В целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов:

1) документы, удостоверяющие личность физического лица;

2) документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

...

4) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

5) документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;

6) документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства;

7) уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации;

...

9) документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты) и дополнения и (или) изменения к ним, доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов;

10) документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая ведомости банковского контроля, банковские выписки; документы, подтверждающие совершение валютных операций, в том числе оформляемые и выдаваемые банками, расположенными за пределами территории Российской Федерации;

11) таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров, валюты Российской Федерации, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме;

...

13) документы, подтверждающие, что физические лица являются супругами или близкими родственниками, включая документы, выданные органами записи актов гражданского состояния (свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении), вступившие в законную силу решения суда об установлении факта семейных или родственных отношений, об усыновлении (удочерении), об установлении отцовства, а также записи в паспортах о детях, о супруге и иные документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

14) документы, подтверждающие факт пребывания физических лиц - резидентов за пределами территории Российской Федерации, документы, подтверждающие факты въезда в Российскую Федерацию и (или) выезда из Российской Федерации;

(п. 14 в ред. Федерального закона от 28.12.2017 г. № 427-ФЗ)

15) договоры финансирования под уступку денежного требования (факторинга), указанные в части 4 статьи 9 настоящего Федерального закона, и (или) договоры о последующей уступке денежного требования;

16) письменные уведомления об уступке (последующей уступке) денежного требования финансовому агенту (фактору);

17) документы, подтверждающие совершение операций и расчетов в соответствии с частью 5 статьи 19 настоящего Федерального закона.

18) документы, подтверждающие факт временного пребывания в иностранном государстве сотрудников (работников) дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации, постоянных представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иных официальных представительств Российской Федерации и представительств федеральных органов исполнительной власти, находящихся за пределами территории Российской Федерации, выехавших совместно с ними членов их семей (супруг, супруга, дети, не достигшие возраста восемнадцати лет, дети старше этого возраста, ставшие инвалидами до достижения ими возраста восемнадцати лет), а также граждан Российской Федерации, являющихся сотрудниками международных (межгосударственных, меж­пра­ви­тель­ствен­ных) организаций, выдаваемые соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и международными организациями.

(п. 18 введен Федеральным законом от 28.12.2017 г. № 427-ФЗ)

5. Органы и агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции.

Все документы должны быть действительными на день представления органам и агентам валютного контроля. По запросу органа валютного контроля или агента валютного контроля представляются надлежащим образом заверенные переводы на русский язык документов, исполненных полностью или в какой-либо их части на иностранном языке. Документы, исходящие от государственных органов иностранных государств, подтверждающие статус юридических лиц - нерезидентов, должны быть легализованы в установленном порядке. Иностранные официальные документы могут быть представлены без их легализации в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

Документы представляются органам и агентам валютного контроля в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к проведению валютной операции или открытию счета имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.

Уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции в случае непредставления лицом документов, требуемых на основании части 4 настоящей статьи и настоящей части, либо представления им недостоверных документов.

Оригиналы документов принимаются органами и агентами валютного контроля для ознакомления и возвращаются представившим их лицам. В материалы валютного контроля в этом случае помещаются заверенные соответственно органом валютного контроля или агентом валютного контроля копии.

Одни и те же документы представляются резидентами и нерезидентами органу валютного контроля, территориальному подразделению органа валютного контроля, агенту валютного контроля, непосредственно истребовавшим соответствующие документы, однократно и не подлежат повторному представлению до изменения сведений, указанных в представленных документах. Указанное положение не распространяется на случаи утраты представленных документов вследствие непреодолимой силы. В случае изменения сведений, указанных в представленных документах, резидент или нерезидент обязан сообщить об этом соответствующему органу валютного контроля, территориальному подразделению органа валютного контроля, агенту валютного контроля, представив необходимые документы, подтверждающие соответствующие изменения. Для подтверждения фактов у резидентов и нерезидентов могут быть истребованы только те документы, которые используются субъектами предпринимательской деятельности, в том числе для учета своих хозяйственных операций в соответствии с правилами бухгалтерского учета и обычаями делового оборота. В этом случае составления отдельных документов специально для целей валютного контроля не требуется, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.



Хранение резидентами документов и материалов по операциям на счетах за границей

Обязанность хранить документы в целях валютного регулирования. Пункт 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле":

2. Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны:

...

2) вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;

...

Право налоговых органов запрашивать документы в целях валютного контроля. Пункт 8 Правил представления физическими лицами - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2015 года № 1365:

8. В целях осуществления валютного контроля налоговый орган в пределах своей компетенции имеет право запрашивать и получать от физического лица - резидента подтверждающие документы (копии документов) и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов (вкладов) (далее - подтверждающие документы и информация).

Обязанность хранить документы в целях налогообложения в РФ. Пункт 8 части 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ:

Статья 23. Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов)

1. Налогоплательщики обязаны:

...

8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом;



Штрафы за нарушения до 100% от суммы валютной операции, до 1 миллиона рублей

Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ)

Статья 15.25. Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования


1. Осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, -

влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.


Незаконные
валютные операции
 
 Запрещенные валютным законодательством 
 Осуществленные с нарушением законодательства 
 Минуя счета в банках в неразрешенных случаях 
 По счетам за рубежом в неразрешенных случаях 
 
Штраф 75%-100%
от суммы операции
на граждан, ИП, ЮЛ
20-30 тыс. руб.
на должностных лиц

2. Представление резидентом в налоговый орган с нарушением установленного срока и (или) не по установленной форме уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.


Уведомление
о счете за рубежом
Резиденты
свыше 183 дней в РФ
 
1 месяц / до 1 июня
 Представление резидентом с нарушением срока 
 Представление резидентом не по форме 
 Приказ ФНС от 24.04.2020 г. № ЕД-7-14/272 
 
1 - 1,5 тыс. руб.
на граждан
5 - 10 тыс. руб.
на должностных лиц
50 - 100 тыс. руб.
на юридических лиц

2.1. Непредставление резидентом в налоговый орган уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.


Уведомление
о счете за рубежом
Резиденты
свыше 183 дней в РФ
 Непредставление резидентом в налоговый орган 
Штраф 4 - 5 тыс. руб.
на граждан
40 - 50 тыс. руб.
на должностных лиц
800 тыс. - 1 млн. руб.
на юридических лиц

...

6. Несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок, неуведомление в установленный срок финансовым агентом (фактором) - резидентом, которому уступлено денежное требование (в том числе в результате последующей уступки), резидента, являющегося в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) с нерезидентом лицом, передающим этому нерезиденту товары, выполняющим для него работы, оказывающим ему услуги либо передающим ему информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, об исполнении (неисполнении) нерезидентом обязательств, предусмотренных указанным внешнеторговым договором (контрактом), или о последующей уступке денежного требования по указанному внешнеторговому договору (контракту) с приложением соответствующих документов -

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

6.1. Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов не более чем на десять дней -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

6.2. Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов более чем на десять, но не более чем на тридцать дней -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

6.3. Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов более чем на тридцать дней -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч пятисот рублей до трех тысяч рублей; на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

...

6.5. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, выразившегося в несоблюдении установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере двадцати тысяч рублей; на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до шестисот тысяч рублей.



Риски и проблемы валютных резидентов РФ по счетам за рубежом

В связи с вышеуказанными ограничениями по списанию и зачислению денежных средств на счетах за рубежом и обязанностью подавать в налоговые органы РФ уведомления о счетах за рубежом и отчеты о движении денежных средств на счетах за рубежом, а также документы по операциям на счетах за рубежом (по требованиям налоговых органов), и в свете начала автоматического обмена информацией о зарубежных финансовых счетах в налоговых целях между РФ и другими странами у владельцев счетов - резидентов по валютному законодательству РФ, в особенности в основном проживающих в РФ - возникают следующие основные риски и проблемы:

  • Штраф 75%-100% от суммы незаконной валютной операции (операции, осуществленной в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ). Причем этот риск относится не только к зачислениям и списаниям денежных средств на счета / со счетов за рубежом, но и к сопутствующим валютным операциям:
    • Переводы инвалюты, валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета на счет
    • Ввоз в РФ и вывоз из РФ валютных ценностей, валюты РФ и дорожных чеков
  • Наличие неопределенных, не до конца ясных, пограничных случаев по разрешенным или запрещенным валютным операциям на счетах за рубежом, что затрудняет принятие решений о проведении таких операций
  • Начисление налогов в РФ на доходы в виде денежных средств, зачисленных на счета за рубежом или выявленных на счетах за рубежом
  • Обязанность самостоятельно исчислять НДФЛ в РФ и подавать налоговую декларацию 3-НДФЛ по доходам за рубежом и прилагать к ней соответствующие документы
  • Налоговые штрафы за недекларирование доходов в виде денежных средств, зачисленных на счета за рубежом, штрафы / пени за неуплату или просрочку уплаты налогов
  • Раскрытие банковской тайны / информации о средствах и операциях на счетах за рубежом
  • Штрафы за неподачу уведомления об открытии / изменении реквизитов / закрытии счета за рубежом, за непредставление отчета о движении денежных средств по счету за рубежом, за непредставление документов по валютным операциям за рубежом, за неисполнение предписаний налоговых органов как органов валютного контроля
  • Необходимость получать запрошенные российской налоговой инспекцией документы в иностранном банке за рубежом
  • Обязанность хранить документы и информацию по валютным операциям на счетах за рубежом
  • Необходимость собирать иностранные документы об уплаченных налогах за рубежом, их легализовывать для представления в РФ и переводить на русский язык
  • Необходимость представлять в иностранный банк-нерезидент документы о налоговом резидентстве в РФ, об уплаченных в РФ налогах
  • Ограничения по использованию в РФ банковских карт, привязанных к счетам за рубежом
  • Осложнения в связи с субъективными неправомерными или неудобными требованиями и (или) менталитетом инспекторов в банках в РФ и за рубежом и налоговых инспекциях в РФ
  • Осложнения в связи с использованием контролируемых иностранных компаний (КИК)
  • Осложнения в отношениях с партнерами и контрагентами при проведении расчетов с ними через зарубежные счета

С другой стороны, у граждан РФ - валютные резидентов, в основном проживающим за рубежом, также возникают определенные риски и проблемы, особенно в случаях необходимости периодических приездов в РФ, доходов, имущества, деятельности в РФ:

  • Использование статуса валютного резидента РФ, проживающего вне РФ свыше 183 дней в году, влечет, по общему правилу, утрату статуса налогового резидента РФ, что означает более высокое налогообложение доходов в РФ
  • В иностранных банках такие граждане РФ могут подпадать под категорию нерезидентов на основании открытия счета по российскому паспорту, месте рождения в РФ и другим критериям, и соответственно сведения о них будут попадать в автоматический обмен информацией о счетах с РФ, с последующими осложнениями в ИФНС в связи с отсутствием представленных уведомлений и отчетов о счетах, декларации 3-НДФЛ по доходам в РФ и др.
  • В российских банках к таким гражданам РФ также могут предъявляться повышенные требования в силу стандартов и правил контроля в конкретных банках
  • Вероятны осложнения с перечислениями денежных средств из РФ и в РФ для родственников, крупных покупок, инвестиционных проектов, в том числе в целях законной минимизации налоговых обязанностей и налоговых рисков в РФ
  • Имеются ограничения с рисками штрафов 75%-100% по валютным операциям с резидентами в РФ, в том числе при расчетах в РФ банковскими картами, открытым по зарубежным счетам, и валютно-правовые риски по займам нерезидентам, в частности, своим компаниям КИК

Валютные переводы денежных средств

Федеральный закон № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"

Статья 12. Счета резидентов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации

...

4. Резиденты вправе переводить на свои счета (во вклады) в иностранной валюте и (или) в валюте Российской Федерации, открытые в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, денежные средства со своих счетов (с вкладов) в уполномоченных банках или с других своих счетов (с вкладов) в иностранной валюте и (или) в валюте Российской Федерации, открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

(в редакции и согласно изменениям Федерального закона от 28.12.2017 г. № 427-ФЗ)

В целях первичного планирования валютных переводов в статье 12 Федерального закона № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" можно выделить следующие разрешенные виды валютных операций:

  • Переводы с одного своего счета на другой
    • Перевод средств на счета (вклады) за рубежом со своих счетов (вкладов) в РФ
    • Перевод средств физ. лицом - резидентом со своего счета за рубежом на свой счет в РФ
    • Перевод средств юр. лицом - резидентом со своего счета за рубежом на свой счет в РФ
  • Переводы на счета другого резидента
    • Перевод валюты РФ со своего счета за рубежом на счет другого резидента в РФ
    • Перевод валюты РФ со своего счета в РФ на счет другого резидента за рубежом
    • Перевод валюты РФ со своего счета за рубежом на счет другого резидента за рубежом
    • Переводы физическими лицами - резидентами инвалюты из РФ на счета иных физических лиц за рубежом не свыше 5 000 $ в день
    • Переводы физическими лицами - резидентами инвалюты со своих счетов в РФ супругам или близким родственникам на их счета в РФ
    • Переводы физических лицами - резидентами инвалюты со своих счетов в РФ супругам или близким родственникам на счета за рубежом
    • Перевод на счета за рубежом физических лиц - резидентов инвалюты и внешних ценных бумаг в дар от супруга и близких родственников
    • Переводы физическими лицами - резидентами со своих счетов за рубежом инвалюты на счета иных физических лиц в банках РФ

Для итогового планирования необходимо обоснование нужных переводов конкретными правовыми нормами. Правовые решения по данным вопросам строятся с учетом требований банков к валютным операциям и документам, критериев сомнительных операций, гражданско-правовых и налоговых последствий таких валютных переводов в РФ, а также принимая во внимание возможности переводов без открытия счетов или не через счета в банках РФ.


Валютные переводы и льготы по НДФЛ по операциям с близкими родственниками

Разрешенные валютные переводы между близкими родственниками. В Федеральном законе № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" имеется несколько случаев специального регулирования валютных операций между супругами и близкими родственниками. В упрощенном виде для первичного планирования операций их можно представить следующим образом:

  • переводы физическими лицами - резидентами инвалюты со своих счетов в РФ супругам или близким родственникам на их счета в РФ
  • переводы физическими лицами - резидентами инвалюты со своих счетов в РФ супругам или близким родственникам на счета за рубежом
  • зачисление на счета за рубежом физическими лиц - резидентов инвалюты и внешних ценных бумаг в дар от супруга и близких родственников

Льготы по НДФЛ по операциям между близкими родственниками. Согласно положениям главы На­ло­го­во­го кодекса РФ по НДФЛ такие льготы предоставляются в следующих случаях:

  • по операциям, связанным с имущественными и неимущественными отношениями физических лиц, признаваемых членами семьи и (или) близкими родственниками
  • по уплате налоговых сумм за налогоплательщика иным физическим лицом (в том числе близким родственником)
  • по передаче прав в отношении иностранной структуры без образования юридического лица и по доходам от такой структуры, за исключением ее прибыли
  • по страховым выплатам и взносам по некоторым договорам добровольного страхования жизни
  • по доходам в порядке наследования, за некоторыми исключениями, и дарения
  • по доходам от продажи недвижимости, находившейся в собственности 3 года и полученной при наследовании или по договору дарения от членов семьи и (или) близких родственников

Необходимость документального подтверждения статуса "близкого родственника". В целях ва­лют­ных операций и налоговых льгот понятия "супруг", "близкие родственники" и другие являются правовыми понятиями как по валютному, так и по налоговому законодательству РФ, и определяются Семейным кодексом РФ. При этом такой правовой статус должен подтверждаться документально. В частности, в целях валютного контроля согласно пункту 13 части 4 статьи 23 Федерального закона № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле":

Статья 23. Права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц

...

4. В целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов:

...

13) документы, подтверждающие, что физические лица являются супругами или близкими родственниками, включая документы, выданные органами записи актов гражданского состояния (свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении), вступившие в законную силу решения суда об установлении факта семейных или родственных отношений, об усыновлении (удочерении), об установлении отцовства, а также записи в паспортах о детях, о супруге и иные документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Во многих случаях данные валютно-правовые и налоговые нормы о "близких родоственниках" позволяют находить эффективные правовые решения вопросов, задач по ситуациям в связи со счетами за рубежом.


Валютные операции в связи с недвижимостью за рубежом и в РФ

Разрешенные зачисления на иностранные счета в связи с недвижимостью. К числу таких раз­ре­шен­ных зачислений денежных средств на счета за рубежом в настоящее время можно отнести общее разрешение для счетов физических лиц - резидентов в странах ЕАЭС и государств, обменивающихся с РФ информацией о счетах:

  • зачисление на счета физических лиц - резидентов в банках в странах ЕАЭС или государств, об­ме­ни­ва­ющихся с РФ информацией о счетах, денежных средств, получаемых от нерезидентов

Разрешенные списания с иностранных счетов в связи с недвижимостью. В части списаний денежных средств со счетов за рубежом физических лиц - валютных резидентов, в основном проживающих в РФ, в статье 12 Федерального закона № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" установлено общее разрешение при соблюдении двух условий:

  • средства на счете за рубежом должны быть зачислены на этот счет в соответствии с Федеральными законом РФ "О валютном регулировании и валютном контроле"
  • операция по списанию не должна подпадать под запрещенные валютные операции между резидентами.

Запрещенные валютные операции по недвижимости. Таким образом, не подпадающие под эти правила валютные операции влекут риск штрафа 75%-100% от суммы операции по статье 15.25 КоАП как "осуществленные в случаях, не предусмотренных валютным законодательством" или как "осуществленные с нарушением валютного законодательства", в том числе:

  • зачисление на заграничный счет, открытый в стране, не входящей в ЕАЭС или не обменивающейся с РФ информацией о счетах, сумм от аренды или продажи недвижимости за рубежом
  • зачисление на заграничный счет, открытый в стране, не входящей в ЕАЭС или не обменивающейся с РФ информацией о счетах, инвалюты от аренды или продажи недвижимости в РФ
  • зачисление на заграничный счет инвалюты от продажи недвижимости за рубежом резидентам
  • зачисление на заграничный счет инвалюты от сдачи в аренду недвижимости за рубежом резидентам
  • оплата со счета за рубежом в инвалюте покупки недвижимости в РФ у валютного резидента РФ

Тем не менее, в ряде случаев при необходимости совершения подобных расчетов возможно построение альтернативных правовых решений в соответствии с валютным законодательством РФ.

В отношении валютных операций по недвижимости в РФ также необходимо учитывать общий запрет на валютные операции между резидентами и обязанность резидентов осуществлять расчеты по валютным операциям через счета в банках РФ, а не наличной иностранной валютой через банковские ячейки (которые не попадают в число разрешенных исключений).


Валютные операции и НДФЛ в РФ по ценным бумагам за рубежом

Основная страница: Ценные бумаги за рубежом. НДФЛ и валютный контроль в РФ.

Разрешенные зачисления на счета за границей по операциям с ценными бумагами. В числе раз­ре­шен­ных зачислений денежных средств на счета за рубежом по операциям с ценными бумагами в статье 12 Федерального закона № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" можно выделить следующие виды валютных операций:

  • общее разрешение на зачисление на счета физических лиц - резидентов в банках в странах ЕАЭС или государств, об­ме­ни­ва­ющихся информацией с РФ, денежных средств, получаемых от нерезидентов
  • зачисление на счета за рубежом физических лиц - резидентов инвалюты и внешних ценных бумаг в дар от супруга и близких родственников
  • зачисления на счета за рубежом физических лиц - резидентов по завещанию или наследованию ва­лют­ных ценностей (инвалюты и внешних ценных бумаг)

Запрещенные зачисления на счета за границей по операциям с ценными бумагами. Таковыми фак­ти­чес­ки являются те зачисления денежных средств на счета в зарубежных банках, которые не подпадают под критерии вышеуказанных разрешенных зачислений. Кроме того, с 01.01.2020 г. валютные операции с ценными бумагами подпадают под регулирование новой редакции статьи 12 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" в отношении счетов не в банках, а в "иных организациях финансового рынка". Согласно абзацу третьему части 4 этой статьи:

Денежные средства могут быть зачислены на счета (во вклады) резидентов, открытые в иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, или списаны с таких счетов (вкладов) в случаях, установленных Центральным банком Российской Федерации.

(абзац введен Федеральным законом от 02.08.2019 г. № 265-ФЗ)

Риски и проблемы по разрешенным зачислениям на счета за границей по ценным бумагам. В прак­ти­чес­ких целях следует отметить, что при планировании валютных операций использование норм о разрешенных зачислениях по собственно внешним ценным бумагам в значительной степени затруднено. Это связано с необходимостью документального подтверждения, что конкретные операции были совершены именно по (иностранным, внешним) ценным бумагам в целях валютного законодательства РФ, а не по иностранным производным финансовым инструментам или иностранным финансовым инструментам, не являющимся ни ценными бумагами, ни производными финансовыми инструментами.

В целях законодательства РФ и правовых актов ЦБ, Минфина, ФНС, и как следствие в целях валютно-правовых и налоговых последствий в РФ при торговле финансовыми инструментами за рубежом, иностранные финансовые инструменты можно классифицировать следующим образом:

Иностранные финансовые инструменты
 ▼ 
 ▼ 
 ▼ 
Ценные бумаги
по коду CFI
   
Производные
финансовые инструменты
   
Прочие
финансовые инструменты
 ▼ 
 ▼ 
 ▼ 
► Акции

► Облигации

► Инвестиционные
акции инвестфондов

► Инвестиционные
паи инвестфондов

► Депозитарные
расписки на акции

► Депозитарные
расписки на облигации

► Депозитарные
расписки на паи,
акции инвестфондов

► Ценные бумаги
по индивидуальному
решению ЦБ РФ
► Опционные договоры
(поставочные и расчетные)

► Фьючерсные договоры
(поставочные и расчетные)

► Форвардные договоры
(поставочные и расчетные)

► Своп-договоры
(поставочные и расчетные)

► Смешанные договоры










► Финансовые инстру-
менты, относящиеся
к ценным бумагам

► Доли участия, паи
в уставных капитала
организаций и структур без
образования юр. лица

► Договоры займа
с нерезидентами

► Кредитные договоры
с иностранными банками

► Прочие финансовые
инструменты






Разрешенные списания средств со счетов за границей по операциям с ценными бумагами. Что ка­са­ет­ся списаний средств со счетов в иностранных банках и иных организациях финансового рынка за рубежом по операциям с ценными бумагами, то в этом отношении действует общее разрешение согласно абзацу второму части 6 статьи 12 Федерального закона № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", но при соблюдении для валютных резидентов - физических лиц, в основном проживающих в РФ, двух условий:

  • средства на счете за рубежом должны быть зачислены на этот счет в соответствии с Федеральными законом РФ "О валютном регулировании и валютном контроле"
  • операция по списанию не должна подпадать под запрещенные валютные операции между резидентами.

Неденежные валютные операции с ценными бумагами. При планировании операций с ценными бу­ма­га­ми на счетах за рубежом следует учитывать, что под правовое понятие "валютных операций" попадают не только зачисления или списания денежных средств в связи с операциями по ценным бумагам, но и переводы собственно ценных бумаг, согласно подпункту "д" пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле":

"д) перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;".

НДФЛ в РФ по операциям с ценными бумагами за рубежом. - Возникает по доходам от положительного результата от операций купли-продажи ценных бумаг, купонному доходу, процентам и дивидендам по ценным бумагам, операциям займа ценных бумаг. Необходимо подтверждение, что соответствующие иностранные финансовые инструменты признаются ценными бумагами в целях правовых актов РФ. Особенности исчисления НДФЛ в данных ситуациях установлены главным образом статьей 214.1 Налогового кодекса РФ. В частности, финансовый результат определяется по каждой операции и по каждой совокупности (категории) операций с ценными бумагами на конец календарного года. Необходимость пересчета каждого дохода и расхода в рубли по курсу ЦБ РФ на даты их получения диктует целесообразность выбора финансовых продуктов по ценным бумагам с сокращенным количеством операций. Расходы должны быть документально подтверждены и фактически осуществлены, что требует внимания к соответствующим иностранным документам. Все это также влияет и на порядок зачета удержанного и уплаченного за рубежом подоходного налога с НДФЛ в РФ.


Брокерские счета в иностранных банках

Обязанность резидентов уведомлять ИФНС о брокерских счетах. Согласно части 2 статьи 12 Фе­де­раль­но­го закона "О валютном регулировании и валютном контроле" валютные резиденты РФ обязаны уведомлять налоговые органы о своих зарубежных счетах, указанных в части 1 этой статьи.

В части 1 этой статьи в редакции, действующей с 01.01.2020 г., говорится о счетах (вкладах) в "банках и иных организациях финансового рынка, в соответствии с личным законом таких организаций имеющих право оказывать услуги, связанные с привлечением от резидентов и размещением денежных средств или иных финансовых активов для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах резидента либо прямо или косвенно за счет резидента (далее - иные организации финансового рынка)". (в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 г. № 155-ФЗ, от 02.08.2019 г. № 265-ФЗ)

Таким образом, брокерские счета в обычном понимании этого выражения подпадают под счета, которые валютные резиденты РФ вправе открывать и иметь в "иных организациях финансового рынка", и соответственно подпадают под обязанность уведомлять об этих счетах.

Общее разрешение на списание средств с брокерских счетов. Согласно абзацу второму части 6 статьи 12 Федерального закона № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", физические лица - валютные резиденты РФ вправе использовани средства на зарубежных счетах в банках и иных организциях финансового рынка при соблюдении двух условий:

  • средства на счете за рубежом должны быть зачислены на этот счет в соответствии с Федеральными законом РФ "О валютном регулировании и валютном контроле"
  • операция по списанию не должна подпадать под запрещенные валютные операции между резидентами.

Тем не менее, согласно нижеприведенному абзацу третьему части 4 статьи 12 Федерального закона № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" случаи разрешенных списаний денежных средств со счетов в иных организациях финансового рынка также устанавливаются Центральным банком РФ.

Регулирование Центральным банком РФ операций со средствами на брокерских счетах. Со­г­лас­но абзацу третьему части 4 статьи 12 Федерального закона № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле":

Денежные средства могут быть зачислены на счета (во вклады) резидентов, открытые в иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, или списаны с таких счетов (вкладов) в случаях, установленных Центральным банком Российской Федерации.

(абзац введен Федеральным законом от 02.08.2019 г. № 265-ФЗ)



Валютные операции с контролируемыми иностранными компаниями (КИК)

В части списаний денежных средств со счетов за рубежом в пользу КИК можно основываться на общем разрешении согласно абзацу второму части 6 статьи 12 Федерального закона № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", предусматривающем для владельцев счетов - физических лиц, в основном проживающих в РФ, два ограничения:

  • средства на счете за рубежом должны быть зачислены на этот счет в соответствии с Федеральными законом РФ "О валютном регулировании и валютном контроле"
  • операция по списанию не должна подпадать под запрещенные валютные операции между резидентами.

В части разрешенных зачислений денежных средств от КИК на счет валютного резидента РФ за рубежом в первую очередь следует отметить:

  • общее разрешение на зачисление на счета физических лиц - резидентов в банках в странах ЕАЭС или государств, об­ме­ни­ва­ющихся информацией с РФ, денежных средств, получаемых от нерезидентов

Применительно к подбору других разрешенных зачислений денежных средств от КИК на счета за рубежом в зависимости от ситуации могут быть использованы операции по займам, возврату ранее уплаченных средств и другие. Вопросы по налоговым обязанностям и последствиям в связи с КИК в РФ, как правило, требуют отдельного анализа по налоговому законодательству.

В случае ведения КИК международных операций, операций в РФ или с контрагентами в РФ возможны предложения или разработка правовых решений по международной или внешнеэкономической деятельности (ВЭД) данной КИК в виде правовых схем белой оптимизации ВЭД, проектов за рубежом без ввоза товаров в РФ, контрактов и документов англ./рус., правовой поддержки их реализации.


Операции по купле-продаже товаров на счетах за рубежом

Разрешенные операции на счетах за границей по закупке товаров. В целях списаний средств со счетов за рубежом на закупку товаров действует общее разрешение статьи 12 Федерального закона № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" для резидентов - физических лиц, в основном проживающих в РФ, при соблюдении двух условий:

  • средства на счете за рубежом должны быть зачислены на этот счет в соответствии с Федеральными законом РФ "О валютном регулировании и валютном контроле"
  • операция по списанию не должна подпадать под запрещенные валютные операции между резидентами.

Разрешенные зачисления на счета за границей при продаже товаров. В числе раз­ре­шен­ных за­чи­с­ле­ний денежных средств на счета за рубежом от продажи товаров (без учета обязанности резидентов по репатриации валюты при ведении внешнеторговой деятельности) в статье 12 Федерального закона № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" можно выделить сле­ду­ю­щие виды валютных операций:

  • общее разрешение на зачисление на счета физических лиц - резидентов в банках в странах ЕАЭС или государств, об­ме­ни­ва­ющихся информацией с РФ, денежных средств, получаемых от нерезидентов
  • перевод валюты РФ со счета одного резидента в РФ на счет другого резидента за рубежом
  • перевод валюты РФ со счета одного резидента за рубежом на счет другого резидента за рубежом
  • зачисления от от нерезидентов в силу требований иностранного законодательства в виде доходов от реализации драгоценных металлов, учитываемых на счетах резидентов за рубежом
  • зачисление на счета резидентов за рубежом валюты РФ по внешнеторговым договорам, в отношении которых требования пункта 1 части 1 статьи 19 Федерального закона 173-ФЗ отменены
  • зачисления от от нерезидентов на счета за рубежом физических лиц - резидентов возвратов денежных средств за возвращаемые физическим лицом - резидентом нерезиденту ранее купленный товар

Риски по репатриации валюты в РФ. По валютным операциям зачисления денежных средств на счета резидентов за рубежом от продажи товаров нерезидентам при ведении внешнеторговой деятельности необходимо учитывать риски по обязанности резидентов обеспечивать репатриацию валюты в РФ. По общему правилу, эта обязанность включает не только получение валютной выручки (в том числе в валюте РФ) от продажи товаров нерезидентам, но и получение валютной выручки фактически только на счета банков в РФ. Возможности применения установленных законом исключений из этого общего правила требуют анализа обстоятельств и документов по конкретному проекту, ситуации.

Для построения подходящих правовых решений может быть применен более широкий подход с учетом различных обстоятельств по ситуации или проекту в целом. В особенности по проектам ВЭД на закупки и поставки товаров за рубежом без ввоза товаров в РФ.


Операции на зарубежных счетах в связи с оплатой и оказанием услуг

Разрешенные операции на заграничных счетах по оплате услуг. В целях списаний средств со счетов за рубежом на оплату услуг действует общее разрешение статьи 12 Федерального закона № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" для резидентов - физических лиц, в основном проживающих в РФ, при соблюдении двух условий:

  • средства на счете за рубежом должны быть зачислены на этот счет в соответствии с Федеральными законом РФ "О валютном регулировании и валютном контроле"
  • операция по списанию не должна подпадать под запрещенные валютные операции между резидентами.

Разрешенные зачисления на зарубежные счета при оказании (продаже) услуг. В числе раз­ре­шен­ных за­чи­с­ле­ний денежных средств на счета за рубежом от оказания (продажи) услуг (без учета обязанности резидентов по репатриации валюты при ведении внешнеторговой деятельности) в статье 12 Федерального закона № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" можно выделить сле­ду­ю­щие виды валютных операций:

  • общее разрешение на зачисление на счета физических лиц - резидентов в банках в странах ЕАЭС или государств, об­ме­ни­ва­ющихся информацией с РФ, денежных средств, получаемых от нерезидентов
  • перевод валюты РФ со счета одного резидента в РФ на счет другого резидента за рубежом
  • перевод валюты РФ со счета одного резидента за рубежом на счет другого резидента за рубежом
  • зачисление на счета за рубежом физических лиц - резидентов страховых выплат от страховщиков-нерезидентов
  • зачисления от от нерезидентов на счета за рубежом физических лиц - резидентов возвратов денежных средств за услугу, ранее оплаченную физическим лицом - резидентом нерезиденту

Некоторые другие разрешенные валютные операции по зачислению средств на зарубежные счета резидентов в сфере оказания услуг касаются специфических случаев расчетов между транспортными организациями, при проведении выставок и иных мероприятий за рубежом, строительстве объектов за рубежом.

Риски по репатриации валюты в РФ. По валютным операциям зачисления денежных средств на счета резидентов за рубежом от продажи (оказания, выполнения, предоставления) услуг нерезидентам при ведении внешнеторговой деятельности необходимо учитывать риски по обязанности резидентов обеспечивать репатриацию валюты в РФ. По общему правилу, эта обязанность включает не только получение валютной выручки (в том числе в валюте РФ) от продажи услуг нерезидентам, но и получение валютной выручки фактически только на счета банков в РФ. Возможности применения установленных законом исключений из этого общего правила требуют анализа обстоятельств и документов по конкретному проекту, ситуации.

Налоговые возможности / риски при оказании услуг нерезидентами / нерезидентам. Правовые по­ня­тия "налоговых резидентов" и "налоговых нерезидентов" не совпадают с валютными резидентами и не­ре­зи­ден­та­ми. При проведении валютных операций в сфере оказания услуг налоговым нерезидентам или получения услуг от них следует учитывать:

  • правила применения льготных ставок налогов по конвенциям РФ об избежании двойного налогообложения, а также условия их применения и зачета иностранных налогов в РФ
  • критерии образования постоянных представительств поставщиков и покупателей услуг в налоговых целях, в том числе предпринимателей - физических лиц
  • налоговые нормы об взимании НДС с оказываемых / приобретаемых услуг как в РФ, так и в стране налогового нерезидента
  • удержание НДФЛ, НДС, налога на прибыль у источника выплата за приобретаемые услуги
  • налоговые нормы об условиях налоговых вычетов и документальном подтверждении расходов в целях НДФЛ, налога на прибыль в РФ


Валютные операции по займам и кредитам на иностранных счетах

Разрешенные зачисления средств по займам и кредитам. В целях первичного планирования операций по займам и кредитам, в числе разрешенных зачислений на иностранные счета в статье 12 Федерального закона № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" можно отметить следующие операции:

  • общее разрешение на зачисление на счета физических лиц - резидентов в банках в странах ЕАЭС или государств, об­ме­ни­ва­ющихся информацией с РФ, денежных средств, получаемых от нерезидентов
  • зачисление на иностранные счета юридических лиц - резидентов их валютной выручки по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами - агентами правительств иностранных государств
  • зачисление на иностранные счета юридических лиц - резидентов их валютной выручки по кредитным договорам и договорам займа с нерезидентами государств - членов ЕАЭС или государств, обменивающихся информацией с РФ, на срок свыше двух лет
  • зачисление на иностранные счета (всех) резидентов в странах ЕАЭС или государств, обменивающихся информацией с РФ, сумм кредитов и займов в инвалюте по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами - агентами правительств иностранных государств
  • зачисление на иностранные счета (всех) резидентов в странах ЕАЭС или государств, обменивающихся информацией с РФ, сумм кредитов и займов в инвалюте по кредитным договорам и договорам займа с резидентами государств - членов ЕАЭС или государств, обменивающихся информацией с РФ, на срок свыше двух лет

Разрешенные списания средств по займам и кредитам. В целях списаний денежных средств с ино­стран­ных счетов при выдаче займов действует общее разрешение согласно абзацу второму части 6 статьи 12 Федерального закона № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" при соблюдении для резидентов - физических лиц, в основном проживающих в РФ, двух уловий:

  • средства на иностранном счете должны быть зачислены на этот счет в соответствии с Федеральными законом РФ "О валютном регулировании и валютном контроле"
  • операция по списанию не должна подпадать под запрещенные валютные операции между резидентами.

Следует иметь в виду, что в число таких запрещенных валютных операций между резидентами попадают валютные операции по займам между физическими лицами - валютными резидентами РФ.

Репатриация валюты по займам нерезидентам. Обязанность обеспечивать репатриацию валюты по займам нерезидентам появилась у валютных резидентов РФ с 14.04.2018 г. В эту дату вступил в силу закон от 03.04.2018 г. № 64-ФЗ, который установил данную обязанность в статье 19 закона 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" в следующей редакции:

Статья 19. Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации

1. При ... предоставлении резидентами иностранной валюты или валюты Российской Федерации в виде займов нерезидентам резиденты, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, обязаны в сроки, ... договорами займа, обеспечить:

(в ред. Федерального закона от 03.04.2018 г. № 64-ФЗ)

...

3) получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями договоров займа.

Таким образом, при проведении валютных операций по займам и кредитам на иностранных счетах потребуется обязательно учитывать эти правовые нормы о репатриации валюты при выдаче займов нерезидентам, например, своей компании КИК, поскольку штраф за нарушение в данном случае может быть как за незаконную валютную операцию в размере 75%-100% от суммы операции.


Валютные операции по процентам на зарубежных счетах и налоги на проценты в РФ

Разрешенные зачисления процентов на заграничные счета. В числе разрешенных валютных операций по зачислению на счета процентов в статье 12 Федерального закона № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" можно отметить следующие операции:

  • общее разрешение на зачисление на счета физических лиц - резидентов в банках в странах ЕАЭС или государств, об­ме­ни­ва­ющихся информацией с РФ, денежных средств, получаемых от нерезидентов
  • зачисление сумм процентов на остаток средств на таких счетах (во вкладах)

Разрешенные списания процентов с заграничных счетов. В целях списаний процентов со счетов действует общее разрешение согласно абзацу второму части 6 статьи 12 Федерального закона № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", которое для резидентов - физических лиц, в основном проживающих в РФ, предусматривает два обязательных условия:

  • средства на счете за рубежом должны быть зачислены на этот счет в соответствии с Федеральными законом РФ "О валютном регулировании и валютном контроле"
  • операция по списанию не должна подпадать под запрещенные валютные операции между резидентами.

НДФЛ на материальную выгоду от экономии на процентах по ипотеке. Распространенным случаем по ситуациям российских физических лиц за границей является получение ипотеки от иностранного банка. Процентные ставки по таким ипотекам низкие, значительно ниже 9%. В связи с этим, по общему правилу на основании статьи 212 Налогового кодекса РФ (НК) у таких физических лиц - налоговых резидентов РФ возникает НДФЛ на доход в виде материальной выгоды от экономии на процентах. Налоговая база исчисляется как превышение суммы процентов в инвалюте по ставке 9 процентов годовых над суммой процентов по ипотеке. Причем ставка НДФЛ на такой доход в виде материальной выгоды в силу статьи 224 НК составляет 35%. Однако в конце 2017 г. в статью 212 НК были внесены изменения, которые фактически отменяют НДФЛ в большинстве таких случаев по налоговым периодам, начинающимся с 01.01.2018 г.

Налоги в РФ на проценты по вкладам и ценным бумагам. Эти случаи подпадают под типовую статью "Проценты" конвенций РФ об избежании двойного налогообложения. Соответственно, решения должны строиться на положениях такой конвенции РФ с конкретной страной, в которой возникает доход в виде процентов. Если в этой стране при выплате процентов налоговому резиденту РФ налог не удерживается, то скорее всего вся сумма процентов будет подпадать под налогообложение в РФ.


Зарплатные проекты по счетам за рубежом

В части разрешенных зачислений на счета за рубежом по зарплатным проектам, помимо случаев регулирования операций с участием официальных представительств РФ за рубежом и государственных органов РФ, в статье 12 Федерального закона № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" упомянуты следующие разрешенные валютные операции:

  • общее разрешение на зачисление на счета физических лиц - резидентов в банках в странах ЕАЭС или государств, об­ме­ни­ва­ющихся информацией с РФ, денежных средств, получаемых от нерезидентов
  • зачисление на иностранные счета физических лиц - резидентов зарплаты и иных выплат по трудовым договорам с нерезидентами
  • зачисление на иностранные счета физических лиц - резидентов пенсий, стипендий, алиментов и иных выплат социального характера

Кроме того, особое регулирование в данной сфере касается счетов за рубежом - юридических лиц, являющихся валютными резидентами РФ. По общему правилу, на операции по счетам за рубежом юридических лиц - резидентов РФ, в отличие от физических лиц, распространяется запрет на валютные операции между резидентами. Но из этого запрета предусмотрены различные исключения, в том числе:

  • выплата зарплаты со счетов за рубежом представительств юридических лиц - резидентов вне РФ
  • выплата расходов по командировкам со счетов за рубежом представительств юридических лиц - резидентов вне РФ

По зарплатным проектам с использованием счетов за рубежом также возможно использование некоторых других разрешенных валютных операций. Но эти возможности требуют проверки в каждом конкретном случае.

Налоговые последствия в РФ выплат в связи с зарплатами за рубежом определяются по конвенциям об избежании двойного налогообложения и по налоговому законодательству РФ, с учетом разъяснений Минфина и ФНС. При этом целесообразно учитывать и вероятные налоговые последствия в стране получения зарплаты, поскольку возможное отсутствие на нее НДФЛ в РФ с большой вероятностью приведет к более высоким налогам за рубежом.

Свои особенности по зарплатам за рубежом также накладывает трудовое законодательство РФ.


Совместные счета за границей

Согласно Правилам представления физическими лицами - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2015 г. № 1365:

"4. В случае если несколькими физическими лицами - резидентами открыт общий (совместный) счет (вклад) в банке за пределами территории Российской Федерации, отчет представляется каждым таким физическим лицом - резидентом.

В случае если общий (совместный) счет (вклад) в банке за пределами территории Российской Федерации открыт физическим лицом - резидентом и физическим лицом - нерезидентом, отчет представляется только физическим лицом - резидентом".

Аналогичный вывод можно сделать и в отношении обязанности уведомлять налоговые органы об открытии (изменении реквизитов, закрытии) совместного счета за рубежом. При этом согласно письму ФНС от 14 июня 2016 г. N ОА-3-17/2664@:

"По мнению ФНС России, внесение изменений в условия распоряжения счетом не приводит к возникновению обязанности у его первоначального владельца по информированию налогового органа об этом факте. При этом у лица, вновь получившего право распоряжения этим счетом, такая обязанность возникает".

Тем не менее, в практических целях необходимость такого информирования, скорее всего, возникнет. В целом, режим совместного использования счетов за рубежом открывает интересные возможности для различных правовых решений в целях валютных операций по таким счетам и налоговых последствий этих операций в РФ.


Двойное гражданство и счета за границей

Ситуации с наличием у владельцев счетов за границей двойного гражданства, включая гражданство РФ, характеризуются рядом собственных правовых нюансов, рисков и возможностей. Напрямую такие ситуации валютное законодательство РФ не регулирует. Однако правовое понятие валютного резидента РФ привязывается именно к гражданству РФ, причем не в качестве отдельного (отделимого) критерия, а как постоянный признак соответствующего физического лица. То есть, по какому бы из своих паспортов не действовало лицо с двойным гражданством, оно все равно будет подпадать под понятие валютного резидента. С другой стороны, практические особенности открытия счетов и ведения операций по ним, особенности правоприменительной практики в РФ, а также перспективы изменения валютного законодательства РФ позволяют выстраивать правовые решения для лиц с двойным гражданством в целях снижения их обязанностей и рисков по валютному законодательству РФ.

В части специфических правовых рисков по ситуациям с двойным гражданством особенно следует иметь в виду риск уголовной ответственности по статье 330.2 Уголовного кодекса РФ за неисполнение обязанности по подаче уведомления о наличии у гражданина РФ гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве, в виде штрафа до 200 тыс. руб.


Проживание за рубежом и доходы, недвижимость, деятельность, интересы в РФ

Как правило, такие ситуации связаны с периодическими приездами в РФ, но на периоды, заведомо меньше полугода. Именно по причине многочисленности таких ситуаций и запросов по ним в Минфин и ФНС РФ и были изменены правила о валютном резидентстве физических лиц с 01.01.2018 г.

Особая категория валютных резидентов РФ. В целях валютного регулирования, граждане РФ, в основном проживающие за рубежом (свыше 183 дней в календарном году), с 01.01.2018 г. согласно статьи 12 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" относятся к той категории валютных резидентов, которые:

  • не обязаны подавать в ИФНС уведомления о своих счетах в банках за пределами РФ
  • не обязаны сдавать в ИФНС отчеты о движении денежных средств по таким счетам
  • не обязаны соблюдать валютно-правовые ограничения по операциям на таких счетах

Особенности валютных операций. Помимо вышеуказанного отсутствия обязанности соблюдать валютно-правовые ограничения по зачислениям и списаниям денежных средств на своих счетах вне РФ в целях статьи 12 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле", в отношении валютных резидентов РФ, в основном проживающих за рубежом, можно отметить следующие особенности прочих валютных операций:

  • валютные операции между валютными резидентам, в основном проживающими за рубежом, разрешены им "между собой"
  • валютные операции с валютными резидентами, в основном проживающими в РФ (183 дня и более в календарном году), подпадают под общий запрет на валютные операции между валютными резидентам
  • имеется риск считать распространенной на таких валютных резидентов РФ введенной с апреля 2018 г. обязанности всех валютных резидентов РФ по репатриации по займам, выданным нерезидентам; аналогичный риск по обязанности по репатриации валюты в РФ возникает в случае ведения такими валютными резидентами РФ внешнеторговой деятельности
  • в периоды нахождения в РФ на таких валютных резидентов будут распространяться общие ограничения на валютные операции с валютными нерезидентами

Налоговые последствия в РФ. По общему правилу пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ "налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев". При этом в целях НДФЛ на доходы в РФ статус налогового резидентства РФ должен определяться как на момент выплаты дохода от источников в РФ, так и по итогам календарного года. Таким образом, статус налогового (не)резидентства граждан РФ, в основном проживающих за рубежом, оказывается тесно связанным с их валютно-правовым статусом. То есть, соблюдение валютных правил о пребывании вне РФ свыше 183 дней в году влечет, по общему правилу, утрату налогового резидентства РФ. Фактически, это означает следующие общие налоговые последствия:

  • основная ставка НДФЛ в РФ 30%, без льгот и вычетов, предоставляемых налоговым резидентам
  • в случае периодического пребывания в РФ, может возникнуть ситуация, когда на момент выплаты доходов в течение года получатель будет считаться налоговым резидентом РФ
  • может возникнуть обязанность подавать по итогам календарного года декларацию 3-НДФЛ по доходам, полученным в РФ
  • доходы за рубежом не подпадают под НДФЛ в РФ
  • не возникают обязанности по контролируемым иностранным компаниям (КИК) в РФ

В целях правовых решений по подобным ситуациям на основе детального подхода могут быть рассмотрены возможности использования в конкретных случаях исключений из общего запрета на валютные операции между валютными резидентами, исключений из общего правила о налоговом резидентстве физических лиц в РФ, исключений из основной ставки НДФЛ 30% для налоговых нерезидентов, уменьшения ставки НДФЛ на доходы физического лица - нерезидента в РФ в силу положений конвенции РФ об избежании двойного налогообложения со страной налогового резидентства этого физического лица, использования льгот для иностранных (зарубежных) инвесторов в РФ, использования статуса индивидуального предпринимателя в РФ (ИП) на упрощенной (УСН) или патентной системе налогообложения (ПСН), возможности изменения вида и (или) квалификации получаемых доходов в целях законодательства РФ и конвенций РФ об избежании двойного налогообложения, возможностей перевода доходов от источников в РФ на свою компанию КИК, и даже перерегистрации своей иностранной компании в специальных административных районах РФ в порядке редомициляции для получения статуса международной компании РФ (по крупным проектам, в целях пакета законов РФ о международных компаниях, принятых в августе 2018 г.), и др.

Новости
по странице (135)
18.11.2020
Минфин разработал пакет законопроектов о цифровой валюте

13.11.2020
Кошельки в иностранных платежных системах могут быть приравнены к счетам в зарубежных банках

07.11.2020
Иностранные электронные кошельки могут попасть под валютный контроль

02.11.2020
О предоставлении заявления для получения статуса российского налогового резидента

27.10.2020
PayPal разрешит платить криптовалютой

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28
АНАЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ УСЛУГИ
ПО ИСПАНИИ
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика

Аналитические правовые услуги по ВЭД, счетам за рубежом, КИК, Испании
Описание услуг на сайте не является публичной офертой услуг
Правовое бюро "Проект-ВС" (Москва) • 2001-2020 • Контакты
© Автор сайта:
Славинский В. Ч. Все права сохранены
АВТОМАТИЧЕСКИЙ ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ
ПО СЧЕТАМ