Разработки и услуги • Валютный контроль • Налоги • Таможня • Формы ВЭД • Контракты • На английском • Испания 
 Запрос услуг • Контакты 
Правовое бюро
"Проект-ВС"

 Аналитические 
 правовые услуги по ВЭД 

Дистанционно / Онлайн
В офисе / Ежедневно

Услуги
Проекты
Контракты
Ситуации
Материалы
Новости
Правовые заключения по контрактам, договорам ВЭД. Правовой анализ условий, оценка рисков контрактов. Новость по странице от 27.06.2024.

Правовые заключения
по контрактам ВЭД

Правовая экспертиза ВЭД ► Правовые заключения по контрактам ВЭД

Услуга по оценке рисков, проблем, под­вод­ных кам­ней, по­след­ст­вий кон­т­рак­та

Правовая оценка защищенности ком­мер­чес­ких ин­те­ре­сов

Правовая экспертиза контракта по фор­маль­ным рис­кам

Проверка эквивалентности и терминологии рус/англ

Ответы и выводы по специальным во­п­ро­сам по кон­т­рак­ту

Ясные обоснования и объяснения вы­во­дов по кон­т­рак­ту



НОВОСТИ И АНАЛИТИКА ПО СТРАНИЦЕ

27.06.2024
Осложнение воз­мо­ж­но­с­ти на­лич­ных рас­че­тов по зай­мам не­ре­зи­ден­там по Ука­зу № 529 в свя­зи с Об­зо­ром су­деб­ной прак­ти­ки Вер­хов­но­го Су­да РФ от 26 июня 2024 г.


Частями 2 и 3 статьи 14 Федераль­ного закона № 173-ФЗ «О валют­ном регули­ровании и валют­ном конт­роле» уста­нов­лены общие пра­вила об обязан­ностях рези­дентов – юриди­ческих и физи­ческих лиц – произво­дить расчеты при осущест­влении валют­ных опера­ций (только) через банков­ские счета в уполно­мочен­ных банках. Не соблю­дать эти общие правила допуска­ется только в слу­чаях исклю­чений из них, установ­ленных Законом № 173-ФЗ. В числе этих случаев нет исклю­чения для налич­ных рас­четов по займам, предостав­ляемым рези­дентами нерези­дентам. То есть, такие расчеты (валют­ные операции) налич­ными призна­ются незакон­ными в целях части 1 статьи 15.25 КоАП.

Пунктом «б» части 4 Указа Президента РФ от 08.08.2022 г. № 529 было установ­лено, что при предо­став­лении и возврате займов россий­скими юридиче­скими лицами и ИП требо­вания абзаца первого части 2 статьи 14 (в части, касаю­щейся соблю­дения требо­вания об обязатель­ности формы рас­четов) Закона № 173-ФЗ не приме­няются впредь до внесе­ния изме­нений в этот закон. Право­мер­ность приоста­нов­ления Указом № 529 норм Закона № 173-ФЗ в судеб­ной прак­тике по валют­ным делам не рас­смат­ривалась, но в целом поло­жения дан­ного Указа № 529 применялись факти­чески в каче­стве норм закона, имею­щих в том числе и обратную силу. Соответ­ственно, появи­лась право­вая возмож­ность для налич­ных рас­четов (валют­ных опера­ций) по крайней мере россий­ских юрлиц при предо­став­лении займов нерези­дентам и возврате этих зай­мов нерези­дентами.

Правилами осуществ­ления между рези­дентами и нерези­дентами расче­тов налич­ными денеж­ными сред­ствами, утверж­денными постанов­лением Прави­тельства РФ от 26 декабря 2022 г. № 2433, опреде­лен порядок осущест­вления между рези­дентами (юридичес­кими лицами и индиви­дуаль­ными пред­прини­мателями) и нерези­дентами расчетов налич­ными денеж­ными сред­ствами в слу­чаях, преду­смот­ренных подпунк­том «б» пункта 4 Указа Прези­дента РФ № 529. В част­ности, пунктом 2 Правил (в редак­ции поста­нов­ления Прави­тель­ства РФ от 24.06.2023 г. № 1024) установ­лено, что рези­денты вправе полу­чать от нерези­дентов налич­ную иност­ранную валюту и (или) наличную валюту Россий­ской Федера­ции в сумме, причита­ющейся в соответ­ствии с усло­виями дого­воров займа в случае предо­став­ления займов рези­ден­тами нерези­дентам.

Однако 26 июня 2024 г. Президиум Верхов­ного Суда РФ утвердил «Обзор судеб­ной прак­тики по отдель­ным воп­росам приме­нения статьи 15.25 Кодекса Россий­ской Федера­ции об админи­стра­тивных право­нару­шениях». Как сказано в Обзоре, в целях обеспе­чения правиль­ного приме­нения судами норм матери­ального и процес­суаль­ного права при разре­шении дел об админи­стра­тивных право­наруше­ниях, связан­ных с наруше­нием валют­ного законо­датель­ства РФ, по резуль­татам изу­чения и обоб­щения судеб­ной прак­тики Верхов­ный Суд РФ пола­гает необхо­димым обратить внимание на указан­ные в Обзоре примеры судеб­ных дел. То есть, данные примеры сле­дует рассмат­ривать как прави­льно разре­шенные дела, и другие подоб­ные дела должны разре­шаться подоб­ным образом.

В части 2 Обзора в обобщенном виде указано, что полу­чение юриди­ческим лицом (рези­дентом) от гражда­нина-­нере­зидента валюты РФ в каче­стве испол­нения обяза­тельства по возврату займа, минуя счет в уполно­моченном банке, подле­жит квалифи­кации как неза­конная валют­ная операция, совер­шение кото­рой образует состав админи­стратив­ного право­нару­шения, преду­смот­рен­ного частью 1 статьи 15.25 КоАП.

Далее в Обзоре приводятся обстоятельства судеб­ного дела, согла­сно которым возврат россий­скому обществу денеж­ных средств по займу иност­ранной граж­данкой Г. был осущест­влен налич­ными денеж­ными сред­ствами в валюте РФ. Указы­ва­ется на вывод суда пер­вой инстан­ции, что дейст­вия обще­ства, не имею­щего статуса банков­ской или иной кредит­ной органи­зации, по полу­чению налич­ных денеж­ных средств от гражда­нина-­нерези­дента, минуя счет в уполно­мочен­ном банке, сле­дует квалифи­цировать как неза­конную валют­ную опера­цию в силу абзаца первого части 2 статьи 14 Закона № 173-ФЗ (того самого, кото­рый выде­лен подчер­кива­нием выше). Суды апелля­ционной и касса­ционной инста­нций согла­сились с указан­ным выводом. При этом ни Указ Прези­дента РФ № 529, ни утверж­денные Прави­тель­ством РФ Правила осущест­вления между рези­дентами и нерези­дентами расчетов налич­ными денеж­ными сред­ствами в обстоя­тель­ствах дела не упоми­наются.

Кроме того, в нескольких приведенных в Обзоре приме­рах судеб­ных дел по репат­риации валюты по части 2 статьи 19 Закона № 173-ФЗ (при импорте) Указ № 529 также никак не упоми­нается, хотя пунктом «б» части 4 Указа № 529 установ­лено, что и требо­вания части 2 статьи 19 Закона № 173-ФЗ тоже не приме­няются впредь до вне­сения изме­нений в этот закон.

Таким образом, в отношении возможности получения рези­дентами налич­ных по займам, предо­став­ленным нере­зидентам, Обзор судеб­ной прак­тики по отдель­ным вопро­сам приме­нения статьи 15.25 КоАП РФ, утверж­денный Прези­диумом Верхов­ного Суда РФ 26 июня 2024 г., создает уникаль­ную ситуа­цию противо­речия или прямого несоот­вет­ствия приведен­ного в Оборе примера судеб­ного дела Указу Прези­дента РФ № 529 и Правилам осущест­вления между резиден­тами и нерези­дентами рас­четов налич­ными денежными средст­вами, утверж­денными поста­нов­лением Прави­тельства РФ от 26 декабря 2022 г. № 2433 (в редак­ции постанов­ления Прави­тельства РФ от 24.06.2023 г. № 1024). Плюс неприме­нение Указа № 529 следует еще из неско­льких приве­денных в Обзоре приме­ров дел по репат­риации валюты при импорте.

Можно предположить, что до устранения этого противо­речия суды и инспек­торы ИФНС как органов валют­ного конт­роля будут (начнут) руковод­ство­ваться именно Обзо­ром Прези­диума ВС РФ. При необхо­димости, пытаясь под тем или иным пред­логом откло­нить приме­нение Указа № 529 и Правил расчетов налич­ными с нерези­дентами по постанов­лению Прави­тель­ства РФ № 2433. В связи с этим, в практи­ческих целях полу­чение наличных по займам, ранее предо­ставлен­ным нерези­дентам, пока лучше вообще не допу­скать. Уж слишком плотно налич­ные расчеты с нерези­дентами ассоци­ируются в представ­лениях инспек­торов и судей с незакон­ными валют­ными опера­циями. Тем не менее, если подоб­ные наличные расчеты уже были совер­шены, для отстаи­вания их право­мер­ности при рассмот­рении админи­стра­тивного дела о валют­ном право­нару­шении и (или) в суде крайне необхо­димо ссыла­ться на Указ № 529 (с судеб­ной прак­тикой по нему) и поста­нов­ление Прави­тельства РФ № 2433. И детально опро­вергать контр­доводы органов валют­ного конт­роля. Поскольку именно отсут­ствие таких правовых ссылок, доводов, аргу­ментов, судеб­ной прак­тики в пользу рези­дентов и приводит к продол­жающе­муся приня­тию судами реше­ний против рези­дентов. Которые теперь уже отра­зились даже и в Обзоре судеб­ной прак­тики ВС РФ. Что, однако, не озна­чает невоз­мож­ность его преодоления.

Правовое бюро «Проект-ВС», валютный консалтинг, консуль­тации по валют­ному регу­ли­ро­ва­нию и валют­ному конт­ролю, pvs.ru, 27.06.2024 г.

Материалы
по этой странице
?Частые вопросы, рис­ки, проблемы по конт­рактам и проектам ВЭД

?Рекомендации по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов (письмо ЦБ от 15.07.96 № 300, ГТК, МВЭС, ВЭК)

?Ясные объяснения и решения правовых вопросов ВЭД

?Внешнеторговые контракты: структура, содержание, реквизиты, оформление, заключение.

?Условия поставки по Инкотермс 2010: осо­бен­нос­ти применения

?Требования к обеспечению качества и безопасности ряда товаров при их ввозе в РФ

?Типовая форс-мажор­ная оговорка Междуна­род­ной торговой палаты (публикация МТП № 421Е)

?Типовая арбитражная оговорка МКАС при ТПП РФ

?Резкое осложнение (сущест­вен­ное измене­ние) обсто­ятельств по контракту

?Риски и проблемы в банках при ведении ВЭД

?Незаконные валютные операции

?Репатриация ре­зи­ден­та­ми иностранной ва­лю­ты и валюты Рос­сий­ской Федерации

?Обязанность резиден­тов вести учет и отчетность по валютным операциям

?Признаки сомнитель­ных операций (фиктивных сделок) в банках

?Таможенные риски и проблемы при ведении ВЭД

?Налоговые риски и проблемы при ведении ВЭД

?Условия применения НДС 0% при экспорте товаров из РФ

?Услуги, работы, пе­ре­да­ча прав в сфере ВЭД, не облагаемые НДС в РФ

?Преимущества под­готовки юридических тек­с­тов сразу на двух языках

?Несовпадение терминов «арбитражный суд» и «arbitration court»

?Описание иноязычных товарных знаков в графе 31 ГТД

Новости
и аналитика (205)
24.08.2024
Риск ответствен­но­сти ге­не­ра­ль­но­го ди­рек­то­ра пе­ред уча­ст­ни­ка­ми ком­па­нии при про­дле­нии сро­ков по­лу­че­ния ва­лют­ной вы­руч­ки по кон­т­рак­там

21.08.2024
Стратегия на по­лу­че­ние ва­лют­ной вы­ру­ч­ки за не­ре­зи­ден­та от тре­ть­их лиц не по­мо­г­ла из­бе­жать ад­ми­ни­ст­ра­тив­ных штра­фов за про­сро­ч­ки пла­тежей

02.08.2024
Дополнение к конт­рак­ту о про­д­ле­нии сро­ка ре­пат­ри­а­ции ва­лю­ты, офор­м­лен­ное за пре­де­ла­ми ис­ход­но­го сро­ка, в це­лях ва­лют­но­го кон­т­ро­ля по ре­па­т­ри­а­ции не учи­ты­ва­ется

30.07.2024
Продление мо­ра­то­рия на при­ме­не­ние мер ад­ми­ни­ст­ра­тив­ной от­вет­ст­вен­нос­ти за ва­лют­ные пра­во­на­ру­ше­ния из-за сан­к­ций не­дру­жест­вен­ных го­су­дарств не пла­ни­ру­ется

30.06.2024
Сводный перечень при­ме­ров и об­сто­я­тельств су­деб­ных дел по ва­лют­ным на­ру­ше­ни­ям по ст. 15.25 КоАП, при­ве­ден­ных в Об­зо­ре су­деб­ной прак­ти­ки Вер­хов­но­го Су­да РФ от 26.06.2024 г.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ПО ВАЛЮТНОМУ
РЕГУЛИРОВАНИЮ
И КОНТРОЛЮ
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика

Аналитические правовые услуги по ВЭД, валютному контролю, Испании
Описание услуг на сайте не является публичной офертой услуг
Правовое бюро "Проект-ВС" (Москва) • 2001-2024 • Контакты
© Автор сайта:
Славинский В. Ч. Все права сохранены
ВАЛЮТНОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ
И КОНТРОЛЬ
ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ