Валютные операции и валютный контроль физических лиц, должностных лиц организаций
♦ Правовые услуги по валютному регулированию и контролю ► Физические лица, должностные лица ► ИП
↓ Ответы на вопросы и индивидуальные правовые решения по ситуациям физических лиц
↓ Аналитическое рассмотрение валютно-правовых вопросов физических лиц
↓ Вопросы и особенности регулирования и валютного контроля физических лиц
→ Ответы на вопросы и индивидуальные правовые решения по ситуациям физлиц РФ за рубежом
→ Правовые услуги по валютному контролю индивидуальных предпринимателей (ИП)
→ Первичная и общая устная подробная консультация по операциям на счетах физлиц за рубежом
→ Консалтинг по операциям и минимизации рисков по счетам физлиц за рубежом в 2022 - 2024 гг.
→ Онлайн консультация и письменный консалтинг по ситуациям резидентов за рубежом
→ Правовой консалтинг по сделкам и валютным операциям с нерезидентами в 2022 - 2024 гг
→ Консультация и консалтинг по ситуациям и проектам нерезидентов в РФ в 2022 - 2024 гг
→ Консалтинг по схемам и вопросам работы физических лиц РФ с иностранными заказчиками
→ Консалтинг по правовым способам получения оплаты от иностранных заказчиков в 2024 г.
↓ Консультация по валютному регулированию и контролю физических лиц
↓ Устная консультация ↓ Онлайн консультация ↓ Письменная консультация
→ Устные консультации по валютному контролю и ВЭД с предварительным правовым анализом
↓ Правовая экспертиза по валютным вопросам физических лиц
↓ Правовые заключения ↓ Правовая оценка, проверка документов → Ценные бумаги ФЛ за рубежом
↓ Составление, изменение, подготовка контрактов и документов физлиц, ИП, самозанятых
НОВОСТИ И АНАЛИТИКА ПО СТРАНИЦЕ 05.09.2022 О применении разъяснения ЦБ № 2-ОР и письма ЦБ от 30.08.2022 г. № 010-31-4/8237 к сделкам с ценными бумагами и недвижимостью за рубежом в интересах резидентов
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 августа 2022 г. N 010-31-4/8237
Банк России рассмотрел обращение и сообщает следующее.
Положения Указа Президента Российской Федерации от 01.03.2022 N 81 "О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации" (далее - Указ N 81) имеют своей целью обеспечение защиты национальных интересов Российской Федерации, ее финансовой стабильности, вследствие чего сфера действия особого (временного) порядка ограничена необходимостью достижения указанных целей.
Официальные разъяснения Банка России не содержат норм права, целью их подготовки является предоставление официального (делегированного в данном случае) толкования правовых норм, содержащихся в нормативном правовом акте.
При подготовке официальных разъяснений Банк России использует все существующие способы толкования правовых норм, включая телеологический способ.
Официальное разъяснение Банка России от 18.03.2022 N 2-ОР <1> сформулировано исходя из целей принятия Указа N 81 и указанных подходов.
--------------------------------
<1> Официальное разъяснение Банка России от 18.03.2022 N 2-ОР "О применении отдельных положений Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 2022 года N 79 "О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций", Указа Президента Российской Федерации от 1 марта 2022 года N 81 "О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации" и Указа Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 года N 95 "О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами".
В этой связи также сообщаем, что разрешение на совершение сделок (операций), упоминаемое в Указе N 81, не требуется в случае осуществления сделок, соответствующих либо условиям, указанным в абзацах втором и четвертом подпункта 1.11 пункта 1 официального разъяснения Банка России от 18.03.2022 N 2-ОР, либо условиям, указанным в абзацах третьем и четвертом того же подпункта.
Статс-секретарь -
заместитель Председателя
А.Г.ГУЗНОВ
Комментарий о применении данного письма ЦБ в интересах резидентов
В практических целях, данное письмо ЦБ от 30 августа 2022 г. № 010-31-4/8237 можно считать дополнением к проблематике вопросов по сделкам и валютным операциям с ценными бумагами и недвижимостью за рубежом, рассмотренной в новости от 23.06.2022 г.
С тех пор, в связи с Указом № 430 и последующими сообщениями ЦБ валютное регулирование операций по таким сделкам за рубежом фактически вернулось, с некоторыми оговорками, к нормам Федерального закона № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
В отношении регулирования собственно таких сделок, или вопроса о разрешениях на такие сделки в целях Указа № 81 (что затрагивает также и сферу валютного регулирования, особенно по рискам ответственности за нарушения), теперь дополнительно можно основываться на данном письме ЦБ от 30 августа 2022 г. № 010-31-4/8237. Это дополнительное правовое обоснование видится в том, что вот, ЦБ сообщает, что его официальные разъяснения не являются нормами права, но являются их официальным толкованием. И с точки зрения официального толкования Указа № 81, сфера его действия ограничена заявленными целями этого Указа по обеспечению «защиты национальных интересов Российской Федерации, ее финансовой стабильности». А значит, для сделок с иностранными недвижимостью и ценными бумагами за рубежом, при соблюдении условий подпункта 1.11 пункта 1 официального разъяснения ЦБ № 2-ОР, разрешений по Указу № 81 не требуется.
С другой стороны, следует отметить, что суды и органы валютного контроля для обоснования крупных штрафов за валютные нарушения постоянно применяют этот телеологический способ толкования правовых норм в противоположном смысле. А именно, неустанно ссылаются на цели Федерального закона № 173-ФЗ по обеспечению «стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации», на цели защиты интересов РФ, безопасности РФ и т. п. как обоснование применения валютно-правовых норм РФ к сделкам и операциям резидентов за рубежом. Плюс в судебных постановлениях по валютным делам местом совершения валютного правонарушения чаще всего признается не фактическое место сделки или операции, а адрес регистрации резидента в РФ. Могут быть и другие контрдоводы относительно официального разъяснения ЦБ № 2-ОР.
Таким образом, налоговые инспекции как органы валютного контроля в сфере сделок и операций резидентов с недвижимостью и ценными бумагами за рубежом при желании могут выдвигать весомые возражения против данной правовой позиции ЦБ. Поэтому основываться на официальном разъяснении ЦБ № 2-ОР и письме ЦБ от 30 августа 2022 г. № 010-31-4/8237 следует с осторожностью, с учетом существенных обстоятельств конкретной ситуации, практики отношений со своей ИФНС, с использованием прочих возможных по ситуации средств правовой защиты и мер минимизации рисков.
Правовое бюро «Проект-ВС», подготовка и обоснование запросов и заявлений в органы РФ по сделкам и операциям в 2022 году, pvs.ru, 05.09.2022 г.
|