Разработки и услуги • Валютный контроль • Налоги • Таможня • Формы ВЭД • Контракты • На английском • Испания 
 Запрос услуг • Контакты 
Правовое бюро
"Проект-ВС"

 Аналитические 
 правовые услуги по ВЭД 

Дистанционно / Онлайн
В офисе / Ежедневно

Услуги
Проекты
Контракты
Ситуации
Материалы
Новости
Валютные операции и валютный контроль физических лиц, должностных лиц организаций (руководителей, директоров) до 2022 г. и в 2022 - 2024 гг. Блок новостей по странице № 11. Новость по странице от 29.08.2022.

Валютные операции и валютный контроль
физических лиц, должностных лиц организаций

Правовые услуги по валютному регулированию и контролю ► Физические лица, должностные лица ► ИП

Ответы на вопросы и индивидуальные пра­во­вые реше­ния по ситу­ациям физичес­ких лиц

Аналитическое рассмотрение валютно-правовых вопросов фи­зи­чес­ких лиц

Вопросы и особенности регулирования и валютного контроля фи­зи­чес­ких лиц

Ответы на вопросы и индивидуальные пра­во­вые реше­ния по ситу­ациям физ­лиц РФ за рубежом

Правовые услуги по валютному контролю инди­виду­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей (ИП)

Первичная и общая устная подробная консуль­тация по опера­циям на счетах физлиц за рубежом

Консалтинг по операциям и минимизации рисков по сче­там физ­лиц за рубе­жом в 2022 - 2024 гг.

Онлайн консультация и письменный консалтинг по ситу­а­циям рези­ден­тов за ру­бежом

Правовой консалтинг по сделкам и валютным опера­циям с нере­зи­ден­тами в 2022 - 2024 гг

Консультация и консалтинг по ситу­а­циям и про­ек­там нере­зи­ден­тов в РФ в 2022 - 2024 гг

Консалтинг по схемам и вопросам работы физических лиц РФ с ино­стран­ными заказ­чиками

Консалтинг по правовым способам полу­чения оплаты от ино­стран­ных заказ­чиков в 2024 г.

Консультация по валютному регулированию и контролю фи­зи­чес­ких лиц

Устная консультация Онлайн консультация Письменная консультация

Устные консультации по валют­ному конт­ролю и ВЭД с пред­ва­ри­тель­ным пра­во­вым ана­лизом

Правовая экспертиза по валютным вопросам физических лиц

Правовые заключения Правовая оценка, проверка документов Ценные бумаги ФЛ за рубежом

Составление, изменение, подготовка контрактов и документов физлиц, ИП, самозанятых



НОВОСТИ И АНАЛИТИКА ПО СТРАНИЦЕ

29.08.2022
Разъяснение ФНС о законе № 235-ФЗ по смягчению ответственности за валютные нарушения по ст. 15.25 КоАП. Комментарий по особенностям применения в интересах резидентов


ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 8 августа 2022 г. N ШЮ-4-17/10279@

Федеральная налоговая служба в связи со вступлением в силу с 24.07.2022 Фе­де­раль­но­го закона от 13.07.2022 N 235-ФЗ "О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции об ад­ми­ни­стра­тив­ных пра­во­на­ру­ше­ни­ях" (далее - Закон N 235-ФЗ; КоАП РФ) сообщает следующее.

1. Снижены размеры административного штрафа за ад­ми­ни­стра­тив­ные пра­во­на­ру­ше­ния, пре­ду­смот­рен­ные частями 1 и 4 статьи 15.25 КоАП РФ.

2. Изменен порядок исчисления размера ад­ми­ни­стра­тив­но­го штрафа в отношении дол­ж­ност­ных лиц по ад­ми­ни­стра­тив­ным пра­во­на­ру­ше­ни­ям, пре­ду­смот­рен­ным частями 1, 4, 4.3 и 5 статьи 15.25 КоАП РФ, а именно установлено его исчисление в процентном отношении к сумме совершенного нарушения с сохранением верхнего предела штрафа в размере 30 тыс. руб.

При этом ранее предусмотренный нижний предел ад­ми­ни­стра­тив­но­го штрафа в размере 20 тыс. руб. больше не применяется.

3. Неприменение административной ответственности.

3.1. С вступлением в силу Закона N 235-ФЗ действие примечания 7 к статье 15.25 КоАП РФ (далее - Примечание 7) рас­про­стра­не­но на все случаи незаконного зачисления денежных средств на счета (вклады) в зарубежных банках, не ограничиваясь расчетами только по внеш­не­тор­го­вым договорам (контрактам), как это было ранее.

Таким образом, налоговые органы по таким видам нарушений должны во всех случаях ус­та­нав­ли­вать наличие­/­отсутствие факта перевода резидентами денежных средств с зарубежных счетов на счета в упол­но­мо­чен­ные банки в 45-дневный срок.

3.2. Резиденты, совершившие в период с 23 февраля по 31 декабря 2022 года нарушения актов валютного за­ко­но­да­тель­ст­ва Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции и актов органов ва­лют­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния, от­вет­ст­вен­ность за которые пре­ду­смот­ре­на частями 1, 4, 4.1, 4.3 и 5 статьи 15.25 КоАП РФ, ос­во­бож­да­ют­ся от ад­ми­ни­стра­тив­ной от­вет­ст­вен­нос­ти, если такие нарушения обусловлены мерами ог­ра­ни­чи­тель­но­го характера, введенными не­дру­жест­вен­ны­ми ино­стран­ны­ми го­су­дар­ст­ва­ми в от­но­ше­нии Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, граждан Рос­сий­ской Феде­ра­ции или рос­сий­ских юри­ди­чес­ких лиц (новое примечание 10 к статье 15.25 КоАП РФ).

Дела об указанных административных правонарушениях, находящиеся в производстве налоговых органов, а также исполнение со­от­вет­ст­ву­ю­щих не­ис­пол­нен­ных постановлений о назначении ад­ми­ни­стра­тив­но­го наказания подлежат прекращению со дня вступления в силу Закона N 235-ФЗ, если налоговыми органами установлено, что такие нарушения совершены в период с 23.02.2022 и обусловлены применением не­дру­жест­вен­ны­ми ино­стран­ными госу­дарст­вами мер ог­ра­ни­чи­тель­но­го характера.

При установлении органами валютного контроля нарушений, от­вет­ст­вен­ность за которые пре­ду­смот­ре­на частями 1, 4, 4.1, 4.3 и 5 статьи 15.25 КоАП РФ, совершенных в указанный период и при указанных об­сто­я­тель­ст­вах, ад­ми­ни­стра­тив­ное производство по ним не может быть начато <1>, а начатое производство подлежит прекращению <2>, исполнение со­от­вет­ст­ву­ю­щих не­ис­пол­нен­ных постановлений о назначении ад­ми­ни­стра­тив­но­го наказания также подлежит прекращению <3> (части 4, 5 статьи 2 Закона N 235-ФЗ).

--------------------------------

<1> По основаниям статьи 24.5 КоАП РФ.

<2> Выносится постановление о прекращении производства по делу об ад­ми­ни­стра­тив­ном пра­во­на­ру­ше­нии в порядке статей 28.9, 29.4 или 29.9 КоАП РФ.

<3> Выносится постановление о прекращении исполнения по­ста­нов­ле­ния о назначении ад­ми­ни­стра­тив­но­го наказания в порядке статьи 31.7 КоАП РФ.

4. Обратная сила Закона N 235-ФЗ и прекращение исполнения по­ста­нов­ле­ний о наз­на­че­нии ад­ми­ни­стра­тив­но­го наказания. В соответствии с положением части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий ад­ми­ни­стра­тив­ную от­вет­ст­вен­ность за ад­ми­ни­стра­тив­ное пра­во­на­ру­ше­ние либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего ад­ми­ни­стра­тив­ное пра­во­на­ру­ше­ние, имеет обратную силу, то есть рас­про­стра­ня­ет­ся и на лицо, которое совершило ад­ми­ни­стра­тив­ное поа­во­на­ру­ше­ние до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении ад­ми­ни­стра­тив­ного наказания не исполнено.

Следующие положения Закона N 235-ФЗ, улучшающие положения резидентов, имеют обратную силу:

- предусматривающие снижение размера ад­ми­ни­стра­тив­ного штрафа по ад­ми­ни­стра­тив­ным поа­во­на­ру­ше­ниям, предусмотренным частями 1 и 4 статьи 15.25 КоАП РФ;

- устанавливающие новый порядок исчисления ад­ми­ни­стра­тив­ного штрафа для должностных лиц по частям 1, 4, 4.3 и 5 статьи 15.25 КоАП РФ - если сумма ад­ми­ни­стра­тив­ного штрафа, исчисленного в соответствии с Законом N 235-ФЗ, будет меньше размера ад­ми­ни­стра­тив­ного штрафа, ранее наложенного на должностное лицо на основании предыдущей редакции статьи 15.25 КоАП РФ;

- расширяющие сферу применения Примечания 7.

Таким образом, налоговые органы прекращают исполнение постановления о назначении ад­ми­ни­стра­тив­ного наказания <4>, не исполненного до вступления в силу Закона N 235-ФЗ, полностью или в соответствующей части в следующих случаях:

--------------------------------

<4> Порядок прекращения исполнения постановлений о назначении ад­ми­ни­стра­тив­ного наказания регламентирован статьями 31.7 и 31.8 КоАП РФ.

1) по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ и части 4 статьи 15.25 КоАП РФ - в случае, если назначенный штраф превышает размер штрафа, исчисленный в установленном Законом N 235-ФЗ порядке.

2) по частям 1, 4, 4.3 и 5 статьи 15.25 КоАП РФ для должностных лиц - в случае, если назначенный штраф превышает размер штрафа, исчисленный в установленном Законом N 235-ФЗ порядке.

В случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2, налоговый орган выносит постановление о прекращении исполнения постановления о назначении ад­ми­ни­стра­тив­ного наказания <5> в части такого превышения.

--------------------------------

<5> Часть 4 статьи 31.8 КоАП РФ.

3) по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в части незаконных зачислений денежных средств на зарубежный счет не в рамках внешнеторговых договоров (контрактов) - в случае соблюдения резидентом условий, предусмотренных Примечанием 7 в редакции Закона N 235-ФЗ.

В этом случае налоговый орган выносит постановление о прекращении исполнения постановления о назначении ад­ми­ни­стра­тив­ного наказания <5>

- полностью (если сумма денежных средств была переведена с иностранного счета в уполномоченный банк в полном объеме в 45-дневный срок) или

- частично (в размере денежных средств, переведенных в уполномоченный банк в 45-дневный срок).

Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) территориальных налоговых органов поручается взять под личный контроль исполнение настоящего письма и довести его до нижестоящих налоговых органов.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
3 класса
Ю.В.ШЕПЕЛЕВА

Комментарий по особенностям применения этого письма ФНС в интересах резидентов

Данное письмо ФНС относится к категории тех правовых актов органов валютного контроля, которые находят непосредственное отражение в судебных решениях по валютным делам и в досудебной правоприменительной практике налоговых инспекций. Просто ссылка на такой правовой акт (письмо ФНС) уже может являться весомым доводом в интересах резидента. Однако в целях применения данного письма ФНС необходимо учитывать следующие особенности правоприменительной практики.

Как указано в приведенном выше разделе 3 этого письма ФНС касательно неприменения ад­ми­ни­стра­тив­ной ответственности в случаях незаконного зачисления денежных средств на счета в зарубежных банках, «налоговые органы по таким видам нарушений должны во всех случаях устанавливать наличие/отсутствие факта перевода резидентами денежных средств с зарубежных счетов на счета в уполномоченные банки в 45-дневный срок». Но реально обязанность доказывания наличия таких фактов ложится на резидентов. При отсутствии доказательств налоговые органы и суды будут просто исходить из отсутствия таких фактов.

То же самое относится к случаям освобождения от ответственности за нарушения, ответственность за которые предусмотрена частями 1, 4, 4.1, 4.3 и 5 статьи 15.25 КоАП РФ, когда «налоговыми органами установлено, что такие нарушения совершены в период с 23.02.2022 и обусловлены применением недружественными иностранными государствами мер ограничительного характера». При этом резидентам будет необходимо доказать не только факты «мер ограничительного характера», но и в особенности причинно-следственную связь между этими мерами и произошедшими нарушениями. Причем это доказывание должно быть основано не на бытовых представлениях о санкциях и их последствиях, а на формальной логике валютного регулирования и практике валютного контроля.

В части обратной силы Закона № 235-ФЗ и прекращение исполнения постановлений о назначении ад­ми­ни­стра­тив­ных наказаний важный нюанс заключается в том, что в случаях ранее вынесенных и еще не исполненных резидентами постановлений о крупных штрафах 75% - 100% за незаконные валютные операции резидентам необходимо самим обратиться в ИФНС с заявлением о снижении размера штрафа до соответственно 20% - 40% в силу Закона № 235-ФЗ и обязательно до уплаты штрафа. В случаях, когда штраф уже уплачен, суды (и тем более налоговые органы) отказывают в снижении (и возврате) такого штрафа «за отсутствием для этого правовых оснований».

Правовое бюро «Проект-ВС» pvs.ru, 29.08.2022 г.

Материалы
по этой странице
?Ценные бумаги за рубежом. НДФЛ и ва­лют­ный контроль в РФ

?Частые вопросы, рис­ки, проблемы по конт­рактам и проектам ВЭД

?Валютно-финансовые условия контракта ВЭД

?Риски и проблемы в банках при ведении ВЭД

?Резиденты и не­ре­зи­ден­ты в целях валютного за­ко­но­да­тель­ст­ва РФ

?Валютные операции по валютному за­ко­но­да­тель­ст­ву РФ

?Разрешенные валютные операции между резидентами

?Разрешенные валютные операции без использования счетов в банках РФ

?Незаконные валютные операции

?Репатриация ре­зи­ден­та­ми иностранной ва­лю­ты и валюты Рос­сий­ской Федерации

?Документы для проведения валютных операций

?Учет контрактов и кре­дит­ных договоров в упол­номоченных банках

?Счета и ситуации ре­зи­ден­тов РФ за ру­бе­жом. Ситуации и проекты нерезидентов в РФ

?Признаки сомнитель­ных операций (фиктивных сделок) в банках

?Четвертый этап амнистии капиталов для фи­зи­чес­ких лиц в 2022 - 2023 гг. Специальная декларация

?Валютный контроль на таможне над рас­че­та­ми участников ВЭД

Новости
и аналитика (181)
08.09.2022
Займы не­ре­зи­ден­там в 2022 г. Зап­ре­ты, огра­ни­че­ния, обя­зан­нос­ти ре­зи­ден­тов ЮЛ, ФЛ, ИП при пре­до­став­ле­нии зай­мов не­ре­зи­ден­там по со­сто­я­нию на ав­густ - сен­тябрь 2022 г.

07.09.2022
О применении Указа № 529 для за­щи­ты от штра­фов за вы­пла­ту или по­лу­че­ние на­лич­ных по граж­дан­ско-пра­во­вым до­го­во­рам, зай­мам с не­ре­зи­ден­тами

06.09.2022
ЦБ официально разъ­яс­нил, что за­п­рет на за­чис­ле­ния ин­ва­лю­ты на за­ру­беж­ные сче­та ог­ра­ни­чен слу­ча­я­­ми вы­во­да ди­ви­ден­дов из РФ и что бан­ки дол­ж­ны про­ве­рять про­ис­хож­де­ние средств

05.09.2022
О применении разъ­яс­не­ния ЦБ № 2-ОР и пись­ма ЦБ от 30.08.2022 г. № 010-31-4/8237 к сдел­кам с цен­ны­ми бу­ма­га­ми и не­дви­жи­мос­тью за ру­бе­жом в ин­те­ре­сах ре­зи­дентов

04.09.2022
О необходимости ссы­лать­ся на Указ № 529 как до­вод для не­при­вле­че­ния к от­вет­ст­вен­нос­ти за на­ру­ше­ния по ре­па­т­ри­а­ции ва­люты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ПО ВАЛЮТНОМУ
РЕГУЛИРОВАНИЮ
И КОНТРОЛЮ
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Яндекс цитирования

Аналитические правовые услуги по ВЭД, валютному контролю, Испании
Описание услуг на сайте не является публичной офертой услуг
Правовое бюро "Проект-ВС" (Москва) • 2001-2024 • Контакты
© Автор сайта:
Славинский В. Ч. Все права сохранены
ВАЛЮТНОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ
И КОНТРОЛЬ
ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ