Валютные операции и валютный контроль физических лиц, должностных лиц организаций
♦ Правовые услуги по валютному регулированию и контролю ► Физические лица, должностные лица ► ИП
↓ Ответы на вопросы и индивидуальные правовые решения по ситуациям физических лиц
↓ Аналитическое рассмотрение валютно-правовых вопросов физических лиц
↓ Вопросы и особенности регулирования и валютного контроля физических лиц
→ Ответы на вопросы и индивидуальные правовые решения по ситуациям физлиц РФ за рубежом
→ Правовые услуги по валютному контролю индивидуальных предпринимателей (ИП)
→ Первичная и общая устная подробная консультация по операциям на счетах физлиц за рубежом
→ Консалтинг по операциям и минимизации рисков по счетам физлиц за рубежом в 2022 - 2024 гг.
→ Онлайн консультация и письменный консалтинг по ситуациям резидентов за рубежом
→ Правовой консалтинг по сделкам и валютным операциям с нерезидентами в 2022 - 2024 гг
→ Консультация и консалтинг по ситуациям и проектам нерезидентов в РФ в 2022 - 2024 гг
→ Консалтинг по схемам и вопросам работы физических лиц РФ с иностранными заказчиками
→ Консалтинг по правовым способам получения оплаты от иностранных заказчиков в 2024 г.
↓ Консультация по валютному регулированию и контролю физических лиц
↓ Устная консультация ↓ Онлайн консультация ↓ Письменная консультация
→ Устные консультации по валютному контролю и ВЭД с предварительным правовым анализом
↓ Правовая экспертиза по валютным вопросам физических лиц
↓ Правовые заключения ↓ Правовая оценка, проверка документов → Ценные бумаги ФЛ за рубежом
↓ Составление, изменение, подготовка контрактов и документов физлиц, ИП, самозанятых
НОВОСТИ И АНАЛИТИКА ПО СТРАНИЦЕ 12.01.2023 О Правилах осуществления между резидентами и нерезидентами расчетов наличными денежными средствами
26 декабря 2022 г. постановлением № 2433 Правительство РФ утвердило Правила осуществления между резидентами и нерезидентами расчетов наличными денежными средствами. Согласно пункту 1 этих Правил, они определяют порядок осуществления между резидентами – юридическими лицами и ИП и нерезидентами расчетов наличными денежными средствами в случаях, предусмотренных подпунктом «б» пункта 4 Указа Президента РФ от 08.08.2022 г. № 529.
Подпункт «б» пункта 4 Указа № 529 устанавливает, что до внесения изменений в Федеральный закон № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» при осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении и возврате займов российскими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не применяются требования абзаца первого части 2 статьи 14 (в части, касающейся соблюдения требования об обязательности формы расчетов), то есть, требования об обязательности таких расчетов в основном только через счета в банках РФ или через счета за рубежом.
Таким образом, Правила осуществления между резидентами и нерезидентами расчетов наличными денежными средствами касаются только случаев наличных расчетов резидентов – ЮЛ и ИП с нерезидентами при внешнеторговой деятельности (ВТД) и при займах нерезидентам. Более того, в практических целях данные Правила фактически сужают сферу применения подпункта «б» пункта 4 Указа № 529, поскольку устанавливают ряд условий и ограничений для (законности и возможностей) таких наличных расчетов. Причем на практике не всегда и не все из этих условий или возможностей могут быть выполнимы.
В частности, в судебной практике по валютным правонарушениям есть категория дел по привлечению резидентов к ответственности за прием наличных в РФ от нерезидентов по договорам поставки товаров, которые затем эти нерезиденты вывозят из РФ. Ссылка на подпункт «б» пункта 4 Указа № 529 могла бы быть основанием для непривлечения резидента к ответственности за такие наличные расчеты, хотя при этом и могли бы возникнуть осложнения в плане подтверждения внешнеторгового характера договора поставки. Теперь же к этим осложнениям добавляется условие пункта 2 Правил по постановлению Правительства РФ от 26.12.2022 г. № 2433 о том, что резиденты вправе получать наличную валюту от нерезидентов «за переданные нерезидентам товары», то есть, только в качестве оплаты после поставки. Реально же товары в таких случаях обычно отгружаются (поставляются) только после получения полной предоплаты.
В случаях наличных расчетов с нерезидентами за рубежом с соблюдением условий пункта 2 Правил пункт 3 Правил предусматривает, помимо прочего, право резидентов (ЮЛ и ИП) зачислить полученные наличные денежные средства на счета в банках за рубежом (только в банках, не в «иных организациях финансового рынка») или ввезти их в РФ. Однако, в особенности в ЕС, внесение существенных сумм наличными именно на счет в банке (а не в банкомат в качестве пополнения карты) с большой вероятностью окажется проблемой в целях местных норм по борьбе с отмыванием денег и стандартов банковской практики. А вывоз наличных (банкнот) евро в РФ вообще подпадет под текущие запреты ЕС.
Потенциальные проблемы могут возникнуть и в связи с отчетностью по таким разрешенным наличным расчетам, о которых резиденты должны представлять документы и информацию в уполномоченные банки РФ в силу пункта 4 Правил.
Юридически, на сегодняшний день еще не вполне ясно соотношение Указа № 529 и Правил по постановлению Правительства РФ от 26.12.2022 г. № 2433 с нормами валютного законодательства РФ, насколько правомерна эта отмена требований закона правовыми актами органов исполнительной власти, особенно по ИП, и какие здесь могут возникнуть нюансы правоприменительной практики.
Таким образом, правовые возможности по расчетам наличными с нерезидентами на основании Правил по постановлению Правительства РФ от 26.12.2022 г. № 2433 оказываются весьма специфическими и в обычной практике ВЭД (ВТД) вряд ли могут быть альтернативой безналичным расчетам или иным способам получения оплаты (встречного возмещения) от иностранных контрагентов. Тем не менее, в ряде случаев данные правовые возможности для расчетов наличными могут стать правовыми решениями для урегулирования той или иной ситуации резидента – ЮЛ или ИП. В частности, для не слишком крупных ситуаций или для небольших операций, или для ситуаций в странах с не особо строгим правовым режимом для наличных расчетов, или для легализации наличных расчетов за работы и услуги нерезидентов (физлиц) в РФ по гражданско-правовым договорам, или для легализации наличных возвратов займов нерезидентами в РФ, или для расчетов за транспортные услуги российских перевозчиков за рубежом, или для иных специфических случаев.
Правовое бюро «Проект-ВС», валютный консалтинг, pvs.ru, 12.01.2023 г.
|