Правовая помощь по зачету валютных операций ВЭД
► Правовые услуги по валютным операциям ВЭД ► Зачет валютных операций
|
|
|
▼ Выявление и анализ основных факторов, рисков, обстоятельств по конкретной ситуации ВЭД в связи с зачетом
▼ Правовая экспертиза документов по конкретной ситуации ВЭД
|
▼ Консультация по правовым основаниям зачета валютных операций в конкретной ситуации
▼ Консультация по связанным коммерческим рискам, рискам по таможне, налогам
|
▼ Решения согласно правилам зачетов валютных операций исходя из конкретной ситуации ВЭД
▼ Комплексные решения с учетом коммечерских рисков, рисков по таможне, налогам
|
▼ Сроки оказания услуг от 1-2 дней, срочно при наличии времени
▼ Цены в зависимости от конкретной ситуации
НОВОСТИ И АНАЛИТИКА ПО СТРАНИЦЕ 29.08.2022 Разъяснение ФНС о законе № 235-ФЗ по смягчению ответственности за валютные нарушения по ст. 15.25 КоАП. Комментарий по особенностям применения в интересах резидентов
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 8 августа 2022 г. N ШЮ-4-17/10279@
Федеральная налоговая служба в связи со вступлением в силу с 24.07.2022 Федерального закона от 13.07.2022 N 235-ФЗ "О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Закон N 235-ФЗ; КоАП РФ) сообщает следующее.
1. Снижены размеры административного штрафа за административные правонарушения, предусмотренные частями 1 и 4 статьи 15.25 КоАП РФ.
2. Изменен порядок исчисления размера административного штрафа в отношении должностных лиц по административным правонарушениям, предусмотренным частями 1, 4, 4.3 и 5 статьи 15.25 КоАП РФ, а именно установлено его исчисление в процентном отношении к сумме совершенного нарушения с сохранением верхнего предела штрафа в размере 30 тыс. руб.
При этом ранее предусмотренный нижний предел административного штрафа в размере 20 тыс. руб. больше не применяется.
3. Неприменение административной ответственности.
3.1. С вступлением в силу Закона N 235-ФЗ действие примечания 7 к статье 15.25 КоАП РФ (далее - Примечание 7) распространено на все случаи незаконного зачисления денежных средств на счета (вклады) в зарубежных банках, не ограничиваясь расчетами только по внешнеторговым договорам (контрактам), как это было ранее.
Таким образом, налоговые органы по таким видам нарушений должны во всех случаях устанавливать наличие/отсутствие факта перевода резидентами денежных средств с зарубежных счетов на счета в уполномоченные банки в 45-дневный срок.
3.2. Резиденты, совершившие в период с 23 февраля по 31 декабря 2022 года нарушения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, ответственность за которые предусмотрена частями 1, 4, 4.1, 4.3 и 5 статьи 15.25 КоАП РФ, освобождаются от административной ответственности, если такие нарушения обусловлены мерами ограничительного характера, введенными недружественными иностранными государствами в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (новое примечание 10 к статье 15.25 КоАП РФ).
Дела об указанных административных правонарушениях, находящиеся в производстве налоговых органов, а также исполнение соответствующих неисполненных постановлений о назначении административного наказания подлежат прекращению со дня вступления в силу Закона N 235-ФЗ, если налоговыми органами установлено, что такие нарушения совершены в период с 23.02.2022 и обусловлены применением недружественными иностранными государствами мер ограничительного характера.
При установлении органами валютного контроля нарушений, ответственность за которые предусмотрена частями 1, 4, 4.1, 4.3 и 5 статьи 15.25 КоАП РФ, совершенных в указанный период и при указанных обстоятельствах, административное производство по ним не может быть начато <1>, а начатое производство подлежит прекращению <2>, исполнение соответствующих неисполненных постановлений о назначении административного наказания также подлежит прекращению <3> (части 4, 5 статьи 2 Закона N 235-ФЗ).
--------------------------------
<1> По основаниям статьи 24.5 КоАП РФ.
<2> Выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в порядке статей 28.9, 29.4 или 29.9 КоАП РФ.
<3> Выносится постановление о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания в порядке статьи 31.7 КоАП РФ.
4. Обратная сила Закона N 235-ФЗ и прекращение исполнения постановлений о назначении административного наказания.
В соответствии с положением части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное поавонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Следующие положения Закона N 235-ФЗ, улучшающие положения резидентов, имеют обратную силу:
- предусматривающие снижение размера административного штрафа по административным поавонарушениям, предусмотренным частями 1 и 4 статьи 15.25 КоАП РФ;
- устанавливающие новый порядок исчисления административного штрафа для должностных лиц по частям 1, 4, 4.3 и 5 статьи 15.25 КоАП РФ - если сумма административного штрафа, исчисленного в соответствии с Законом N 235-ФЗ, будет меньше размера административного штрафа, ранее наложенного на должностное лицо на основании предыдущей редакции статьи 15.25 КоАП РФ;
- расширяющие сферу применения Примечания 7.
Таким образом, налоговые органы прекращают исполнение постановления о назначении административного наказания <4>, не исполненного до вступления в силу Закона N 235-ФЗ, полностью или в соответствующей части в следующих случаях:
--------------------------------
<4> Порядок прекращения исполнения постановлений о назначении административного наказания регламентирован статьями 31.7 и 31.8 КоАП РФ.
1) по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ и части 4 статьи 15.25 КоАП РФ - в случае, если назначенный штраф превышает размер штрафа, исчисленный в установленном Законом N 235-ФЗ порядке.
2) по частям 1, 4, 4.3 и 5 статьи 15.25 КоАП РФ для должностных лиц - в случае, если назначенный штраф превышает размер штрафа, исчисленный в установленном Законом N 235-ФЗ порядке.
В случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2, налоговый орган выносит постановление о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания <5> в части такого превышения.
--------------------------------
<5> Часть 4 статьи 31.8 КоАП РФ.
3) по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в части незаконных зачислений денежных средств на зарубежный счет не в рамках внешнеторговых договоров (контрактов) - в случае соблюдения резидентом условий, предусмотренных Примечанием 7 в редакции Закона N 235-ФЗ.
В этом случае налоговый орган выносит постановление о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания <5>
- полностью (если сумма денежных средств была переведена с иностранного счета в уполномоченный банк в полном объеме в 45-дневный срок) или
- частично (в размере денежных средств, переведенных в уполномоченный банк в 45-дневный срок).
Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) территориальных налоговых органов поручается взять под личный контроль исполнение настоящего письма и довести его до нижестоящих налоговых органов.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
3 класса
Ю.В.ШЕПЕЛЕВА
Комментарий по особенностям применения этого письма ФНС в интересах резидентов
Данное письмо ФНС относится к категории тех правовых актов органов валютного контроля, которые находят непосредственное отражение в судебных решениях по валютным делам и в досудебной правоприменительной практике налоговых инспекций. Просто ссылка на такой правовой акт (письмо ФНС) уже может являться весомым доводом в интересах резидента. Однако в целях применения данного письма ФНС необходимо учитывать следующие особенности правоприменительной практики.
Как указано в приведенном выше разделе 3 этого письма ФНС касательно неприменения административной ответственности в случаях незаконного зачисления денежных средств на счета в зарубежных банках, «налоговые органы по таким видам нарушений должны во всех случаях устанавливать наличие/отсутствие факта перевода резидентами денежных средств с зарубежных счетов на счета в уполномоченные банки в 45-дневный срок». Но реально обязанность доказывания наличия таких фактов ложится на резидентов. При отсутствии доказательств налоговые органы и суды будут просто исходить из отсутствия таких фактов.
То же самое относится к случаям освобождения от ответственности за нарушения, ответственность за которые предусмотрена частями 1, 4, 4.1, 4.3 и 5 статьи 15.25 КоАП РФ, когда «налоговыми органами установлено, что такие нарушения совершены в период с 23.02.2022 и обусловлены применением недружественными иностранными государствами мер ограничительного характера». При этом резидентам будет необходимо доказать не только факты «мер ограничительного характера», но и в особенности причинно-следственную связь между этими мерами и произошедшими нарушениями. Причем это доказывание должно быть основано не на бытовых представлениях о санкциях и их последствиях, а на формальной логике валютного регулирования и практике валютного контроля.
В части обратной силы Закона № 235-ФЗ и прекращение исполнения постановлений о назначении административных наказаний важный нюанс заключается в том, что в случаях ранее вынесенных и еще не исполненных резидентами постановлений о крупных штрафах 75% - 100% за незаконные валютные операции резидентам необходимо самим обратиться в ИФНС с заявлением о снижении размера штрафа до соответственно 20% - 40% в силу Закона № 235-ФЗ и обязательно до уплаты штрафа. В случаях, когда штраф уже уплачен, суды (и тем более налоговые органы) отказывают в снижении (и возврате) такого штрафа «за отсутствием для этого правовых оснований».
Правовое бюро «Проект-ВС» pvs.ru, 29.08.2022 г.
|