Правовой консалтинг по агентированию, комиссии, поручению при экспорте
► Правовой консалтинг по ВЭД ► Агенты, комиссионеры, посредники при экспорте
|
|
▼ Консультация по обычным, частым вопросам агентской, посреднической деятельности по экспорту без их предварительного анализа
▼ Консультация по индивидуальным вопросам посреднического проекта ВЭД на основе их предварительного изучения
▼ Консультация по связанным с проектом обычным коммерческим рискам, рискам по валютным операциям, таможне, налогам
▼ Примерные и достаточно очевидные решения тех вопросов по проекту, по которым не требуется детальной или точной проверки по правовым актам и правоприменительной практике
|
▼ Консультация по обычным, частым вопросам проектов агентирования, комиссии, поручения, перепродажи со ссылками на правовые нормы и правоприменительную практику
▼ Консалтинг по индивидуальным вопросам посреднического проекта ВЭД на основе их специального анализа
▼ Консультация по связанным с проектом коммерческим рискам, рискам по валютным операциям, таможне, налогам, со ссылками на правовые нормы и правоприменительную практику
▼ Выверенные выводы, ответы, рекомендации по поставленным вопросам по проекту
|
▼ Сроки оказания услуг от 1-2 дней, срочно при наличии времени
▼ Цены в зависимости от конкретной ситуации
НОВОСТИ И АНАЛИТИКА ПО СТРАНИЦЕ 07.09.2022 О применении Указа № 529 для защиты от штрафов за выплату или получение наличных по гражданско-правовым договорам, займам с нерезидентами
Согласно подпункту «б» пункта 4 Указа Президента РФ от 08.08.2022 г. № 529 «О временном порядке исполнения обязательств по договорам банковского счета (вклада), выраженных в иностранной валюте, и обязательств по облигациям, выпущенным иностранными организациями»:
«4. Впредь до внесения изменений в Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»:
б) при осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении и возврате займов российскими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не применяются требования абзаца первого части 2 статьи 14 (в части, касающейся соблюдения требования об обязательности формы расчетов), частей 1 и 2 статьи 19 указанного Федерального закона».
Указанный в этом пункте «б» пункта 4 Указа № 529 абзац первый части 2 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» имеет следующее содержание:
«2. Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств».
Таким образом, установленные абзацем первым части 2 статьи 14 Закона № 173-ФЗ «требования об обязательности формы расчетов» означают обязательность расчетов через банковские счета в уполномоченных банках РФ либо переводами электронных денежных средств. В судебной практике о валютным делам именно обязательность расчетов через банковские счета в уполномоченных банках РФ является одним из краеугольных камней для привлечения резидентов к ответственности за незаконные валютные операции, нарушающие эти требования.
При этом в абзаце первом части 2 статьи 14 Закона № 173-ФЗ эти требования установлены только для (российских) юридических лиц. Для (российских) физических лиц (и соответственно ИП) аналогичные требования установлены абзацем первым части 3 (не 2) статьи 14 Закона № 173-ФЗ. Это создает формальное препятствие для использования подпункта «б» пункта 4 Указа № 529 для защиты интересов индивидуальных предпринимателей, хотя они и упомянуты в этом подпункте. В конкретных ситуациях с ИП, видимо, потребуется направлять запрос для получения официального разъяснения по этому вопросу в ЦБ на основании пункта 8 Указа № 529.
Применительно к российским юридическим лицам, исходя из сложившейся правоприменительной практики (налоговых инспекций и таможен как органов валютного контроля) и судебной практики по валютным делам, подпункт «б» пункта 4 Указа № 529 можно использовать как довод и правовое основание для защиты от штрафов 20% - 40% от суммы незаконной валютной операции по следующим категориям ситуаций:
- Продажа российскими предприятиями товаров нерезидентам на экспорт из РФ за наличный расчет. Как правило, такими нерезидентами являются иностранные физические лица, иностранные индивидуальные предприниматели, закупающие товары в РФ и затем вывозящие их из РФ с подачей на таможню РФ документов об их приобретении. Где и выявляются эти незаконные валютные операции, с последующим привлечением таможней российского продавца к ответственности по статье 15.25 КоАП.
- Расчеты российских организаций с нерезидентами за наличный расчет за услуги перевозки, представительства, агентирования, аренду, ремонтные работы и т. п. (в том числе за рубежом), выполняемые в рамках обычной внешнеторговой деятельности, что и дает возможность ссылаться на подпункт «б» пункта 4 Указа № 529, который как раз и применятся «при осуществлении внешнеторговой деятельности» (и займах).
- Выполнение физическими лицами – нерезидентами работ, услуг для российских компаний в РФ за наличный расчет. Обычно это иностранные граждане, работающие на российские компании по гражданско-правовым договорам (не по трудовым договорам) и получающие вознаграждение из кассы, что потом и выявляется в ходе налоговых проверок. Такие гражданско-правовые договоры могут иметь признаки внешнеторговых договоров и поэтому подпадать под действие подпункта «б» пункта 4 Указа № 529.
- Специфические случаи расчетов с нерезидентами, если они подпадают под понятие внешнеторговых договоров и соответственно внешнеторговой деятельности. В частности, выдача наличных из кассы представителю-резиденту на оплату агентских услуг нерезидента, на оплату оборудования.
- Получение иностранными учредителями (участниками-нерезидентами) российских компаний займов наличными рублями из кассы своей организации, а также возвраты займов компаниями наличными через кассу. Эти незаконные валютные операции также выявляются в ходе налоговых проверок.
В первую очередь необходимо отметить, что внешнеторговые договоры и договоры займов свыше определенных сумм резиденты обязаны ставить на учет в уполномоченных банках РФ и проводить расчеты по ним только через счета в таких уполномоченных банках или счета за рубежом в силу Инструкции ЦБ № 181-И. Тем не менее, по экспортным контрактам в целях Инструкции ЦБ № 181-И, которые включают и договоры на услуги и работы, пороговая сумма, свыше которой контракт необходимо ставить на учет, недавно была повышена до 10 млн. руб. По импортным контрактам и займам пороговая сумма для постановки на учет осталась на уровне 3 млн. руб. Соответственно, применить Указ № 529 возможно, если не будет иных формальных препятствий, по договорам ниже этих пороговых сумм, что в вышеуказанных категориях ситуаций обычно и имеет место быть.
Далее, во всех перечисленных выше категориях ситуаций общая сложность видится в том, что Указ № 529 не является законом, что создает ряд правовых неопределенностей и может вызвать необходимость готовить различные правовые обоснования в зависимости от конкретной ситуации. Например, в случае принятия в Закон № 173-ФЗ каких-либо малозначимых изменений по другим вопросам, юридическая сила подпункта «б» пункта 4 Указа № 529 будет «размываться», так как в нем в качестве условия его применения указано: «Впредь до внесения изменений в Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ…». Также возникают вопросы, распространяется ли Указ № 529 на ранее совершенные (до даты Указа № 529) незаконные валютные операции в нарушение части 2 статьи 14 Закона № 173-ФЗ, возможно ли применить Указ № 529 для неисполнения уже вынесенных постановлений об административных правонарушениях. Конечно же, потребуется доказывать, что конкретные расчеты совершены именно по внешнеторговым договорам (как они определены в законодательстве РФ) и (или) по займам (а не по инвестиционным договорам, вкладам в уставный капитал и др.), что нет других признаков незаконных валютных операций (помимо нарушения обязательной формы расчетов в силу части 2 статьи 14 Закона № 173-ФЗ), в том числе по другим Указам Президента РФ 2022 г. Сложности также могут возникнуть по документообороту в целях валютных операций в банке в случае частичных расчетов по договору через банк.
Вопросы по неприменению также упомянутых в подпункте «б» пункта 4 Указа № 529 требований частей 1 и 2 статьи 19 Закона № 173-ФЗ по репатриации валюты были рассмотрены в новости от 04.09.2022 г, а возможности и «подводные камни» применения подпункта «а» пункта 4 Указа № 529 в части переводов денежных средств резидентами – в новости от 18.08.2022 г.
Правовое бюро «Проект-ВС» подготовка и обоснование запросов и заявлений в органы РФ по сделкам и операциям в 2022 году, pvs.ru, 07.09.2022 г.
08.09.2022 Займы нерезидентам в 2022 г. Запреты, ограничения, обязанности резидентов ЮЛ, ФЛ, ИП при предоставлении займов нерезидентам по состоянию на август - сентябрь 2022 г.
|