Разработки и услуги • Валютный контроль • Налоги • Таможня • Формы ВЭД • Контракты • На английском • Испания 
 Запрос услуг • Контакты 
Правовое бюро
"Проект-ВС"

 Аналитические 
 правовые услуги по ВЭД 

Дистанционно / Онлайн
В офисе / Ежедневно

Услуги
Проекты
Контракты
Ситуации
Материалы
Новости
Правовой консалтинг по агентированию, комиссии, поручению при экспорте. Блок новостей по странице № 4. Новость по странице от 07.09.2022.

Правовой консалтинг
по агентированию, комиссии, поручению при экспорте

Правовой консалтинг по ВЭД ► Агенты, комиссионеры, посредники при экспорте
УСТНЫЙ КОНСАЛТИНГ
ПИСЬМЕННЫЙ КОНСАЛТИНГ
Консультация по обычным, частым вопросам агентской, посреднической деятельности по экспорту без их предварительного анализа

Консультация по индивидуальным вопросам посреднического проекта ВЭД на основе их предварительного изучения

Консультация по связанным с проектом обычным коммерческим рискам, рискам по валютным операциям, таможне, налогам

Примерные и достаточно очевидные решения тех вопросов по проекту, по которым не требуется детальной или точной проверки по правовым актам и правоприменительной практике
Консультация по обычным, частым вопросам проектов агентирования, комиссии, поручения, перепродажи со ссылками на правовые нормы и правоприменительную практику

Консалтинг по индивидуальным во­просам посреднического проекта ВЭД на основе их специального анализа

Консультация по связанным с проектом коммерческим рискам, рискам по валютным операциям, таможне, налогам, со ссылками на правовые нормы и правопримени­тельную практику

Выверенные выводы, ответы, рекомендации по поставленным вопросам по проекту

Сроки оказания услуг от 1-2 дней, срочно при наличии времени

Цены в зависимости от конкретной ситуации

НОВОСТИ И АНАЛИТИКА ПО СТРАНИЦЕ

07.09.2022
О применении Указа № 529 для защиты от штрафов за вы­пла­ту или получение на­лич­ных по граж­дан­ско-пра­во­вым до­го­во­рам, зай­мам с не­ре­зи­ден­тами


Согласно подпункту «б» пункта 4 Указа Прези­дента РФ от 08.08.2022 г. № 529 «О времен­ном порядке испол­нения обяза­тельств по дого­ворам банков­ского счета (вклада), выражен­ных в ино­стран­ной валюте, и обяза­тельств по обли­гациям, выпущен­ным ино­стран­ными органи­зациями»:

«4. Впредь до внесения изменений в Феде­раль­ный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валют­ном регули­ровании и валют­ном контроле»:

б) при осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при пре­до­став­лении и возврате займов россий­скими юриди­ческими лицами и инди­ви­дуаль­ными пред­при­нима­телями не приме­няются требо­вания абзаца первого части 2 статьи 14 (в части, касаю­щейся соблю­дения требо­вания об обя­затель­ности формы расчетов), частей 1 и 2 статьи 19 указан­ного Феде­раль­ного закона».

Указанный в этом пункте «б» пункта 4 Указа № 529 абзац первый части 2 статьи 14 Феде­раль­ного закона № 173-ФЗ «О валют­ном регули­ровании и валют­ном конт­роле» имеет следу­ющее содер­жание:

«2. Если иное не предусмотрено настоящим Феде­раль­ным законом, расчеты при осущест­влении ва­лют­ных опера­ций произ­во­дятся юриди­чес­кими лицами - рези­ден­тами через банков­ские счета в упол­номо­чен­ных банках, порядок откры­тия и ведения кото­рых уста­нав­лива­ется Цент­раль­ным банком Рос­сий­ской Феде­рации, а также пере­водами элек­трон­ных денежных средств».

Таким образом, установ­ленные абзацем первым части 2 статьи 14 Закона № 173-ФЗ «требо­вания об обя­затель­ности формы расчетов» озна­чают обяза­тель­ность рас­четов через бан­ков­ские счета в упол­номо­чен­ных банках РФ либо пере­во­дами элек­трон­ных денеж­ных средств. В судеб­ной практике о валют­ным делам именно обя­затель­ность рас­четов через банков­ские счета в упол­номо­ченных банках РФ явля­ется одним из крае­уголь­ных камней для прив­лече­ния рези­дентов к ответ­ствен­ности за неза­кон­ные валют­ные опера­ции, наруша­ющие эти требования.

При этом в абзаце первом части 2 статьи 14 Закона № 173-ФЗ эти требо­вания уста­нов­лены только для (рос­сий­ских) юриди­чес­ких лиц. Для (рос­сий­ских) физи­ческих лиц (и соответ­ст­венно ИП) анало­гичные требо­вания установ­лены абзацем первым части 3 (не 2) статьи 14 Закона № 173-ФЗ. Это соз­дает формаль­ное препят­ствие для исполь­зования под­пункта «б» пункта 4 Указа № 529 для защиты инте­ресов инди­видуаль­ных пред­прини­ма­телей, хотя они и упомя­нуты в этом под­пункте. В конк­рет­ных ситу­ациях с ИП, видимо, потре­буется направ­лять запрос для полу­чения офи­циаль­ного разъ­ясне­ния по этому воп­росу в ЦБ на осно­ва­нии пункта 8 Указа № 529.

Применительно к российским юридическим лицам, исходя из сло­жив­шей­ся право­при­мени­тель­ной прак­тики (нало­говых инспек­ций и тамо­жен как орга­нов валют­ного конт­роля) и судеб­ной прак­тики по валют­ным делам, под­пункт «б» пункта 4 Указа № 529 можно исполь­зовать как довод и право­вое осно­вание для защиты от штрафов 20% - 40% от суммы неза­кон­ной валют­ной опера­ции по следу­ющим кате­гориям ситу­аций:

  • Продажа российскими предприятиями товаров нерези­дентам на экс­порт из РФ за на­лич­ный расчет. Как правило, такими нере­зиден­тами явля­ются ино­стран­ные физи­ческие лица, ино­стран­ные инди­видуаль­ные пред­прини­матели, заку­па­ющие това­ры в РФ и затем выво­зящие их из РФ с пода­чей на таможню РФ доку­мен­тов об их приобре­тении. Где и выявля­ются эти неза­кон­ные валют­ные опера­ции, с после­дующим прив­лече­нием тамож­ней россий­ского про­давца к ответ­ствен­ности по статье 15.25 КоАП.

  • Расчеты российских организаций с нере­зиден­тами за налич­ный расчет за услуги перевозки, пред­стави­тель­ства, аген­тиро­вания, аренду, ремонт­ные работы и т. п. (в том числе за рубежом), выпол­няемые в рамках обычной внешне­торго­вой деятель­ности, что и дает возмож­­ность ссы­лать­ся на под­пункт «б» пункта 4 Указа № 529, кото­рый как раз и при­ме­нятся «при осущест­влении внешне­торго­вой деятель­ности» (и займах).

  • Выполнение физическими лицами – нерези­ден­тами работ, услуг для рос­сий­ских ком­паний в РФ за налич­ный расчет. Обычно это ино­стран­ные граж­дане, рабо­та­ющие на рос­сий­ские ком­па­нии по граж­данско-пра­во­вым дого­ворам (не по тру­довым дого­ворам) и полу­чающие вознаг­раж­дение из кассы, что потом и выяв­ля­ется в ходе нало­говых про­верок. Такие граж­данско-пра­во­вые дого­воры могут иметь приз­наки внеш­не­тор­говых дого­воров и поэ­тому под­падать под дейст­вие под­пункта «б» пункта 4 Указа № 529.

  • Специфические случаи расчетов с нере­зиден­тами, если они под­па­дают под поня­тие внешне­торго­вых дого­воров и соот­ветст­венно внешне­тор­говой деятель­ности. В частности, выдача налич­ных из кассы пред­стави­телю-рези­денту на оплату агент­ских услуг нере­зидента, на оплату обору­дования.

  • Получение иностранными учреди­телями (участ­ни­ками-нере­зиден­тами) рос­сий­ских ком­паний зай­мов налич­ными руб­лями из кассы своей органи­зации, а также воз­враты займов компа­ниями налич­ными через кассу. Эти незакон­ные валют­ные опера­ции также выявля­ются в ходе нало­говых проверок.

В первую очередь необходимо отметить, что внешне­торго­вые дого­воры и дого­воры займов свыше опре­делен­ных сумм рези­денты обязаны ставить на учет в упол­номо­ченных банках РФ и прово­дить расчеты по ним только через счета в таких упол­номо­чен­ных банках или счета за рубежом в силу Инструк­ции ЦБ № 181-И. Тем не менее, по экспорт­ным контрак­там в целях Инструк­ции ЦБ № 181-И, которые вклю­чают и дого­воры на услуги и работы, поро­говая сумма, свыше кото­рой контракт необ­ходимо ставить на учет, недав­но была повы­шена до 10 млн. руб. По импорт­ным контрак­там и займам поро­говая сумма для поста­новки на учет осталась на уровне 3 млн. руб. Соот­ветст­венно, при­менить Указ № 529 воз­можно, если не будет иных формаль­ных препят­ствий, по дого­ворам ниже этих поро­говых сумм, что в выше­указан­ных кате­гориях ситу­аций обычно и имеет место быть.

Далее, во всех перечис­ленных выше кате­гориях ситу­аций общая сложность видится в том, что Указ № 529 не явля­ется законом, что соз­дает ряд правовых неопре­делен­ностей и может вызвать необхо­димость гото­вить раз­личные право­вые обосно­вания в зави­си­мости от конк­ретной ситу­ации. Например, в случае принятия в Закон № 173-ФЗ каких-­либо мало­зна­чимых изме­нений по другим вопросам, юриди­ческая сила под­пункта «б» пункта 4 Указа № 529 будет «размы­ваться», так как в нем в качестве условия его приме­нения ука­зано: «Впредь до вне­сения изме­нений в Феде­раль­ный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ…». Также воз­никают вопросы, рас­простра­няется ли Указ № 529 на ранее совер­шенные (до даты Указа № 529) неза­конные валют­ные опера­ции в нару­шение части 2 статьи 14 Закона № 173-ФЗ, воз­можно ли при­менить Указ № 529 для неиспол­нения уже выне­сенных поста­нов­лений об админи­стра­тивных право­нару­шениях. Конечно же, потре­буется дока­зывать, что конкрет­ные рас­четы совер­шены именно по внешне­тор­го­вым дого­ворам (как они опре­де­лены в зако­нода­тель­стве РФ) и (или) по займам (а не по инвес­тици­он­ным дого­ворам, вкладам в устав­ный капи­тал и др.), что нет других приз­наков неза­кон­ных валют­ных опера­ций (помимо нару­шения обя­за­тель­ной формы рас­четов в силу части 2 статьи 14 Закона № 173-ФЗ), в том числе по другим Указам Прези­дента РФ 2022 г. Слож­ности также могут воз­ник­нуть по доку­менто­обо­роту в целях валют­ных опера­ций в банке в слу­чае частич­ных рас­четов по дого­вору через банк.

Вопросы по неприме­нению также упомя­нутых в под­пункте «б» пункта 4 Указа № 529 требо­ваний частей 1 и 2 статьи 19 Закона № 173-ФЗ по репат­ри­ации валюты были рас­смот­рены в новости от 04.09.2022 г, а воз­мож­ности и «под­вод­ные камни» приме­нения под­пункта «а» пункта 4 Указа № 529 в части пере­водов денеж­ных средств рези­ден­тами – в новости от 18.08.2022 г.

Правовое бюро «Проект-ВС» под­го­товка и обо­сно­ва­ние зап­ро­сов и заяв­ле­ний в ор­ганы РФ по сдел­кам и опе­ра­циям в 2022 году, pvs.ru, 07.09.2022 г.

08.09.2022 Займы не­ре­зи­ден­там в 2022 г. Запреты, огра­ни­че­ния, обя­зан­нос­ти ре­зи­ден­тов ЮЛ, ФЛ, ИП при пре­до­став­ле­нии зай­мов не­ре­зи­ден­там по со­сто­я­нию на ав­густ - сен­тябрь 2022 г.

Материалы
по этой странице
?Частые вопросы, рис­ки, проблемы по конт­рактам и проектам ВЭД

?Правовые формы реализации проектов ВЭД

?Решения рисков и про­блем при юридичес­ком планирова­нии и разра­ботке ВЭД на примерах

?Рекомендации по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов (письмо ЦБ от 15.07.96 № 300, ГТК, МВЭС, ВЭК)

?Ясные объяснения и решения правовых вопросов ВЭД

?Правовые способы обеспечения обяза­тельств в сфере ВЭД

?Риски и проблемы в банках при ведении ВЭД

?Репатриация ре­зи­ден­та­ми иностранной ва­лю­ты и валюты Рос­сий­ской Федерации

?Обязанность резиден­тов вести учет и отчетность по валютным операциям

?Налоговые риски и проблемы при ведении ВЭД

Новости
и аналитика (235)
08.11.2022
Правовые возможности и осо­бен­нос­ти ис­поль­зо­ва­ния мо­ра­то­рия на при­ме­не­ние КоАП за ва­лют­ные на­ру­ше­ния в свя­зи с сан­к­ци­я­ми не­дру­жест­вен­ных стран

12.10.2022
Об уступке ре­зи­ден­ту – фи­зи­чес­ко­му ли­цу пла­теж­но­го тре­бо­ва­ния рос­сий­ской ком­па­нии к ино­стран­но­му по­ку­па­те­лю по экс­порт­но­му кон­т­рак­ту, по­став­лен­но­му на учет в банке

23.09.2022
Экспортные конт­рак­ты без по­с­та­нов­ки на учет в бан­ках РФ в 2022 году

07.09.2022
О применении Указа № 529 для за­щи­ты от штра­фов за вы­пла­ту или по­лу­че­ние на­лич­ных по граж­дан­ско-пра­во­вым до­го­во­рам, зай­мам с не­ре­зи­ден­тами

04.09.2022
О необходимости ссы­лать­ся на Указ № 529 как до­вод для не­при­вле­че­ния к от­вет­ст­вен­нос­ти за на­ру­ше­ния по ре­па­т­ри­а­ции ва­люты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ПО ВАЛЮТНОМУ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
И КОНТРОЛЮ
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования

Аналитические правовые услуги по ВЭД, валютному контролю, Испании
Описание услуг на сайте не является публичной офертой услуг
Правовое бюро "Проект-ВС" (Москва) • 2001-2024 • Контакты
© Автор сайта:
Славинский В. Ч. Все права сохранены
ВАЛЮТНОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ
И КОНТРОЛЬ
ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ