Правовой консалтинг по агентированию, комиссии, поручению при экспорте
► Правовой консалтинг по ВЭД ► Агенты, комиссионеры, посредники при экспорте
|
|
▼ Консультация по обычным, частым вопросам агентской, посреднической деятельности по экспорту без их предварительного анализа
▼ Консультация по индивидуальным вопросам посреднического проекта ВЭД на основе их предварительного изучения
▼ Консультация по связанным с проектом обычным коммерческим рискам, рискам по валютным операциям, таможне, налогам
▼ Примерные и достаточно очевидные решения тех вопросов по проекту, по которым не требуется детальной или точной проверки по правовым актам и правоприменительной практике
|
▼ Консультация по обычным, частым вопросам проектов агентирования, комиссии, поручения, перепродажи со ссылками на правовые нормы и правоприменительную практику
▼ Консалтинг по индивидуальным вопросам посреднического проекта ВЭД на основе их специального анализа
▼ Консультация по связанным с проектом коммерческим рискам, рискам по валютным операциям, таможне, налогам, со ссылками на правовые нормы и правоприменительную практику
▼ Выверенные выводы, ответы, рекомендации по поставленным вопросам по проекту
|
▼ Сроки оказания услуг от 1-2 дней, срочно при наличии времени
▼ Цены в зависимости от конкретной ситуации
НОВОСТИ И АНАЛИТИКА ПО СТРАНИЦЕ 04.09.2022 О необходимости ссылаться на Указ № 529 как довод для непривлечения к ответственности за нарушения по репатриации валюты
Согласно подпункту «б» пункта 4 Указа Президента РФ от 08.08.2022 г. № 529 «О временном порядке исполнения обязательств по договорам банковского счета (вклада), выраженных в иностранной валюте, и обязательств по облигациям, выпущенным иностранными организациями»:
«4. Впредь до внесения изменений в Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»:
б) при осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении и возврате займов российскими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не применяются требования абзаца первого части 2 статьи 14 (в части, касающейся соблюдения требования об обязательности формы расчетов), частей 1 и 2 статьи 19 указанного Федерального закона».
Упомянутые в этом подпункте «б» части 1 и 2 статьи 19 Федерального закона 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» устанавливают требования по репатриации валюты. Эти требования как раз и должны применяться при «осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении резидентами иностранной валюты или валюты Российской Федерации в виде займов нерезидентам». Следовательно, с даты публикации и вступления в силу Указа № 529 (08 августа 2022 г.) эти требования по репатриации валюты применяться не должны.
Если бы Указ № 529 был федеральным законом, то в силу положений Конституции РФ, КоАП РФ, разъяснений высших судов РФ, прекращение действия таких требований имело бы обратную силу. И уже вынесенные, но не исполненные постановления по административным нарушениям по репатриации валюты не подлежали бы исполнению. Например, как это разъяснила ФНС РФ в части недавно вступившего в силу Федерального закона № 235-ФЗ от 13.07.2022 г. о смягчении ответственности за незаконные валютные операции. Однако поскольку в судебной практике или иных правовых актах приравнивания Указов Президента РФ 2022 г. к федеральным законам в этом смысле пока не обнаруживается, по этому вопросу сохраняется правовая неопределенность. Которая в принципе и должна быть разрешена судебной практикой.
17 августа 2022 г. Тринадцатый арбитражный апелляционный суд по делу о признании недействительным предписания Санкт-Петербургской таможни об устранении нарушений по репатриации валюты по части 1 статьи 19 Федерального закона № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», хотя и принял решение в пользу резидента исходя из обстоятельств дела, собственно действительность требований по репатриации валюты не рассматривал. Чем косвенно подтвердил, что эти требования продолжают действовать. Указ № 529 в постановлении суда не упоминается.
20 августа 2022 г. Тринадцатый арбитражный апелляционный суд по делу о привлечении резидента к ответственности по репатриации валюты при экспорте пиломатериалов в силу пункта 1 части 1 статьи 19 Федерального закона № 173-ФЗ принял решение против резидента. Указ № 529 в постановлении суда не упоминается.
23 августа 2022 г. Арбитражный суд Дальневосточного округа (кассационная инстанция) по делу о привлечении резидента к ответственности по репатриации валюты при оказании услуг перевозки грузов нерезидентом согласно пункту 2 части 1 статьи 19 Федерального закона от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ принял решение против резидента. Указ № 529 в постановлении суда не упоминается.
23 августа 2022 г. Четвертый арбитражный апелляционный суд по делу о привлечении резидента к ответственности по репатриации валюты при экспорте лесоматериалов в силу пункта 1 части 1 статьи 19 Федерального закона № 173-ФЗ принял решение против резидента. Указ № 529 в постановлении суда не упоминается.
Таким образом, на сегодняшний день, приведенные выше положения Указа № 529 о неприменении требований по репатриации валюты не находят отражения в судебной практике. Как представляется, причиной этого является завуалированность данных положений Указа № 529, «спрятанных» на предпоследней странице Указа в малозаметном пункте 4 среди прочих положений Указа на совсем другую тему – «О временном порядке исполнения обязательств по договорам банковского счета (вклада), выраженных в иностранной валюте, и обязательств по облигациям, выпущенным иностранными организациями». Однако такая завуалированность отнюдь не новое явление в президентских указах 2022 г. и вообще в сфере валютного регулирования. Подобная ситуация уже была в июле 2022 г. в связи с неявной отменой Указом № 430 общего запрета на зачисления инвалюты на зарубежные счета резидентов (сужением этого запрета до случая вывода дивидендов из РФ).
В связи с этим, а также исходя из общих принципов состязательности сторон и процессуальных рисков сторон в судах, резидентам – юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для применения в своих интересах рассматриваемых положений Указа № 529 необходимо прямо ссылаться на них в своих конкретных делах. Как на довод, который подлежит рассмотрению судом или административным органом.
Впрочем, следует отметить, что в конкретной ситуации использованием довода об Указе № 529 может оказаться невыгодным для резидента. Так как возможная последующая переквалификация нарушения из нарушения требований части 1 статьи 19 Закона № 173-ФЗ в нарушение требований части 4 статьи 24 этого же закона или вообще в нарушение по основаниям незаконных валютных операций может в итоге повлечь для резидента более высокий штраф. Но в большинстве случаев этот риск, скорее всего, будет маловероятным или даже исключенным.
Правовое бюро «Проект-ВС» валютный консалтинг, консалтинг по разрешению ситуаций по репатриации валюты, pvs.ru, 04.09.2022 г.
12.06.2023 Позиция ФНС по Указу № 529 в части неприменения требований по репатриации валюты и возможность опровержения подобных позиций исходя из судебной практики
26.01.2023 Суд наконец-то применил Указ № 529 в деле по репатриации валюты при импорте товаров
27.11.2022 ЦБ косвенно подтвердил неприменение требований по репатриации валюты и по расчетам только через банки РФ при ВТД и займах ЮЛ и ИП нерезидентам
08.09.2022 Займы нерезидентам в 2022 г. Запреты, ограничения, обязанности резидентов ЮЛ, ФЛ, ИП при предоставлении займов нерезидентам по состоянию на август - сентябрь 2022 г.
07.09.2022 О применении Указа № 529 для защиты от штрафов за выплату или получение наличных по гражданско-правовым договорам, займам с нерезидентами
|