Приобретение резидентства РФ Валютно-правовой и налоговый консалтинг
↓ Рассматриваемые случаи приобретения (смены) резидентства
↓ Обязанности и последствия при приобретении статуса резидента РФ
↓ Валютный контроль ↓ НДФЛ ↓ Финмониторинг ↓ КИК ↓ Уведомления о ВНЖ, втором гражданстве
↓ Консалтинг по планируемой смене резидентства
↓ Консалтинг по ситуациям произошедшей смены резидентства
НОВОСТИ И АНАЛИТИКА ПО СТРАНИЦЕ 04.07.2024 Суды подтвердили НДФЛ, штраф и пени по доходам от реализации финансовых активов на зарубежном счете по данным CRS с Чехией без вычета расходов и независимо от вида активов
Из кассационного определения Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 10 июня 2024 г. по делу № 88а-11561/2024, по административному делу № 2а-126/2023 о привлечении (физлица) П. к ответственности за совершение налогового правонарушения в связи с непредставлением декларации 3-НДФЛ по доходам от реализации финансовых активов за рубежом:
«Как следует из материалов дела, налоговым органом в отношении П. была проведена выездная налоговая проверка в период с 17.12.2021 по 30.05.2022, по результатам которой был составлен акт налоговой проверки от 12.07.2022 N 25-04/31, согласно которому посредством обмена информации с компетентным органом иностранного государства (Главное финансовое управление Чехии) получена информация о том, что за 2018 год на счет N в UniCredit Bank Czech Republic and Slovakia, a.s. (INN 64948242, Чехия) начислено (код валюты - EUR) 2 EUR (проценты) 700063 EUR (валовый доход от реализации). Сальдо по счету N по состоянию на 01.01.2018 равно 0 EUR (0 рублей). За 2018 год на счет N в UniCredit Bank Czech Republic and Slovakia, a.s. зачислено 51897943 руб.
Согласно Уведомлению об открытии (закрытии) счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации, представленному в налоговый орган 24.09.2021, П. 24.01.2018 в UniCredit Bank Czech Republic and Slovakia, a.s., CODE (SWIFT) или БИК - BASXCZPP) закрыт счет N. Вместе с тем, отчет о движении средств физического лица - резидента по счету (вкладу) в банке за пределами территории РФ за 2018 года П. не представлен, налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за 2018 года П. в налоговый орган также не представлена.
Решением от 09.09.2022 N 25-04/39 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения Управление Федеральной налоговой службы по Республике Карелия привлекло П. к ответственности за совершение налогового правонарушения и начислило недоимку в размере 6746733 руб., штраф в размере 674673,30 руб. и пени в размере 1829039,32 руб.»
Дальше по тексту определения кассационного суда можно отметить, что в силу российских правовых норм, электронный документооборот установленного формата между ФНС России и компетентными органами иностранных государств (территорий) в рамках международного автоматического обмена финансовой информацией является достаточным и полным правовым основанием для использования полученных сведений при проведении мероприятий налогового контроля. (Что также было подтверждено и в недавнем другом схожем деле.)
Налогоплательщик не смог представить документальное подтверждение своих доводов о том, что им не был получен доход от реализации финансовых активов в 2018 году. Также им не были представлены документы об источнике дохода.
В итоге апелляционная и кассационная судебные инстанции подтвердили правомерность начисления налоговым органом вышеуказанных налоговой недоимки (по сути, НДФЛ 13% от всей суммы дохода от реализации финансовых активов без вычета расходов на их приобретение), штрафа (10% от суммы налога, вероятно, с учетом смягчающих обстоятельств) и пени (которые оказались в 2,7 раза больше штрафа).
В практических целях по схожим ситуациям, в данном деле обращают на себя внимание следующие обстоятельства и позиции налоговых органов и судов.
- Правомерность определения налоговым органом налоговой базы без учета расходов обосновывается статьями Налогового кодекса РФ о признании объектом налогообложения по НДФЛ и учете при определении налоговой базы всех доходов налогоплательщика. Все доходы от источников за пределами РФ подлежат отражению в налоговой декларации 3-НДФЛ. В отсутствие подтверждающих документов о расходах налоговым органом налог правомерно рассчитан из полной суммы поступлений на счет.
- Налогоплательщик «не воспользовался правом представить в рамках проведения выездной налоговой проверки документы (информацию), подтверждающие расходную часть по операциям с ценными бумагами. При этом П. мог представить любые имеющиеся в его распоряжении документы». В этом плане интересно упоминание в судебном акте возможности представлять «информацию» и «любые имеющиеся в распоряжении документы», что может быть весьма актуальным для схожих ситуаций в условиях западных санкций и в целях информационных распечаток и скриншотов из ПО банка-клиента.
- Отсутствие указания налоговым органом на вид финансовых активов, реализованных налогоплательщиком в спорный период и способа их реализации не имеет правового значения, поскольку исходя из положений абзаца 2 пункта 1 статьи 224 НК РФ при реализации любого финансового актива применяется ставка НДФЛ 13%. То есть, по доходам от реализации любых финансовых активов в целях статьи 214.1 НК РФ (ценные бумаги и ПФИ, как обращающиеся, так и не обращающиеся на организованном рынке) налоговые последствия будут едиными и все доходы будут облагаться по ставке 13%.
- В числе приведенных в данном деле постановлений о назначении (гражданину) П. наказаний по статье 15.25 КоАП за непредставление отчетов по зарубежным счетам упоминается и штраф 20 000 руб. по части 6.5 статьи 15.25 КоАП. То есть, повышенной штраф за повторное нарушение в виде непредставления отчета. Что на практике случается очень редко и в данном случае, как видно, обусловлено вынесением такого постановления в дату (04.09.2019 г.) в пределах года после другого постановления о штрафе за непредставление отчета (16.10.2018 г).
В настоящее время подобные ситуации еще дополнительно осложняются специальным регулированием сделок с ценными бумагами и финансовыми инструментами с недружественными иностранными лицами в силу Указов Президента РФ 2022 – 2024 гг. и принятых в соответствии с ними прочих правовых актов.
Правовое бюро «Проект-ВС», налоговый и валютный консалтинг по операциям с ценными бумагами за рубежом, консалтинг по минимизации рисков по операциям и ситуациям физлиц РФ за рубежом, pvs.ru, 04.07.2024 г.
|