Приобретение резидентства РФ Валютно-правовой и налоговый консалтинг
↓ Рассматриваемые случаи приобретения (смены) резидентства
↓ Обязанности и последствия при приобретении статуса резидента РФ
↓ Валютный контроль ↓ НДФЛ ↓ Финмониторинг ↓ КИК ↓ Уведомления о ВНЖ, втором гражданстве
↓ Консалтинг по планируемой смене резидентства
↓ Консалтинг по ситуациям произошедшей смены резидентства
НОВОСТИ И АНАЛИТИКА ПО СТРАНИЦЕ 03.06.2024 О разъяснении ФНС о сроке сдачи ОДС физлицами до 1 июня включительно и о применении толкования неясных валютно-правовых норм в пользу резидентов и нерезидентов
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 29 мая 2024 г. № Д-5-17/59@
Федеральная налоговая служба направляет разъяснения по вопросу исчисления сроков представления физическими лицами - резидентами отчетов о движении денежных средств и иных финансовых активов <1>.
--------------------------------
<1> Отчет о движении денежных средств и иных финансовых активов по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами Российской Федерации, и о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, представленных иностранными поставщиками платежных услуг, открытым физическими лицами за пределами Российской Федерации (далее - отчет).
Согласно положениям Правил представления отчетов, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1365 <2>, физическое лицо - резидент представляет в налоговый орган отчет ежегодно, до 1 июня года, следующего за отчетным годом.
--------------------------------
<2> Постановление Правительства РФ от 12.12.2015 N 1365 "О порядке представления физическими лицами - резидентами налоговым органам отчетов о движении денежных средств и иных финансовых активов по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг".
Отсутствие единого толкования сроков исполнения обязательств, определенных с предлогом "до", а также единообразной судебной практики по данному вопросу создает правовую неопределенность.
В соответствии с частью 6 статьи 4 Федерального закона N 173-ФЗ <3> все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов.
--------------------------------
<3> Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
Таким образом, по мнению ФНС России, физическим лицом - резидентом отчет должен быть представлен в налоговый орган не позднее 1 июня включительно.
При этом, если 1 июня является нерабочим днем, предельный срок представления отчетов переносится на ближайший рабочий день (статья 193 Гражданского кодекса РФ).
Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации и межрегиональным инспекциям ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам поручается довести настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
Ю.В.ШЕПЕЛЕВА
Таким образом, данное письмо ФНС в практических целях можно считать весомым актом органа валютного контроля для обоснования, при необходимости, правомерности представления отчета о движении денежных средств и иных финансовых активов физлиц – валютных резидентов РФ 1 июня года, следующего за отчетным (прошедшим) годом. Поскольку указание о доведении этого письма до нижестоящих налоговых органов предполагает обязательность применения ими (ИФНС) правовой позиции (разъяснения, мнения) ФНС по данному вопросу.
Другой интересный момент видится в том, что в данном письме ФНС сама применила в пользу подотчетных физлиц правило по части 6 статьи 4 Федерального закона № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов.
В этом плане данный подход ФНС можно взять на вооружение для его применения по аналогии в интересах резидентов и нерезидентов в других схожих ситуациях валютного контроля. Исходя из текста письма ФНС, в качестве критериев или обстоятельств схожести таких других ситуаций можно назвать «отсутствие единого толкования» и «единообразной судебной практики» по затронутому в ситуации правовому вопросу (правовой норме), что «создает правовую неопределенность». То есть, при наличии разных правовых толкований по тому или иному вопросу в актах валютного законодательства, органов валютного регулирования, органов валютного контроля и противоречивой судебной практики довод об их толковании в пользу резидентов и нерезидентов теперь можно будет усилить ссылкой на данное письмо ФНС. Что вполне может повлиять на позицию инспекторов ИФНС, банков, а также судей, в конкретной ситуации в интересах резидентов и нерезидентов.
Правовое бюро «Проект-ВС», консультация по правовому режиму и операциям физлиц РФ на счетах за рубежом, консалтинг по минимизации рисков по ситуациям и операциям физлиц РФ на счетах за рубежом, pvs.ru, 03.06.2024 г.
|