Приобретение резидентства РФ Валютно-правовой и налоговый консалтинг
↓ Рассматриваемые случаи приобретения (смены) резидентства
↓ Обязанности и последствия при приобретении статуса резидента РФ
↓ Валютный контроль ↓ НДФЛ ↓ Финмониторинг ↓ КИК ↓ Уведомления о ВНЖ, втором гражданстве
↓ Консалтинг по планируемой смене резидентства
↓ Консалтинг по ситуациям произошедшей смены резидентства
НОВОСТИ И АНАЛИТИКА ПО СТРАНИЦЕ 18.04.2024 Поступления средств на счета физлица РФ в ФРГ в качестве «размещения ценных бумаг» стали предметом контроля ИФНС при проведении выездной налоговой проверки
Такого рода зачисления денежных средств на зарубежные счета налогоплательщиков и валютных резидентов – физических лиц РФ уже не первый год являются предметом налоговых проверок (что не исключает их проверки по соблюдению валютного законодательства). Однако судебной практике такие случаи отражаются все еще очень редко. В связи с этим представляет интерес подобная ситуация по представленной налогоплательщиком В. декларации 3-НДФЛ в Омской области, рассмотренная в кассационном определении Восьмого кассационного суда общей юрисдикции по административному делу № 2а-83/2023 в августе 2023 года. Согласно тексту определения суда, основные фактические обстоятельства данной ситуации сводятся к следующему.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что В. состоит на учете в Межрайонной ИФНС России № 4 по Омской области, является плательщиком налога на доходы физических лиц.
19 января 2018 г. административным истцом была представлена декларация по налогу на доходы физических лиц за 2017 г., декларация по налогу на доходы физических лиц за 2018 г. была представлена 22 января 2019 г., 23 декабря 2020 г. были представлены уточненные налоговые декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2017-2018 гг.
В ходе выездной налоговой проверки было установлено, что 8 мая 2015 г. В. в Федеративной Республике Германия были открыты контокоррентные счета в валюте EUR.: <данные изъяты> (с 15 мая 2015 г. по 15 февраля 2019 г.), при этом В. не уведомил налоговый орган по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) в банке <данные изъяты> расположенного за пределами территории Российской Федерации (Германия), по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. За период 2017-2018 гг. на данные счета поступали денежные средства с назначением платежа в переводе на русский язык «размещение ценных бумаг», что явилось предметом контроля со стороны налогового органа при проведении выездной налоговой проверки.
В результате выездной налоговой проверки налоговым органом было установлено занижение налоговой базы по НДФЛ за 2017-2018 гг. по причине не исчисления суммы налога с полученного дохода от размещения ценных бумаг на контокоррентных счетах в банке, находящемся за пределами территории Российской Федерации (Германия).
Согласно письму из налоговой службы г. Фульда по проверке налоговых деклараций за 2017-2018 гг., представленных Ш., бенефициарным владельцем двух вкладов в национальном банке, открытых на имя В., является Ш. Сведения о доходах, полученных со счетов В., приняты в налоговом органе г. Фульда (Германия) и отнесены в пользу Ш. для оплаты подоходного налога.
Согласно уведомлениям налоговой службы г. Фульда о начисленном налоге, включая подоходный, за 2017 г. сумма исчисленного налога составила 0 EUR, за 2018 г. - 6.513,4 EUR. Квитанции об уплате начисленного налога на территории Германии свидетельствуют о произведенной Ш. уплате суммы налога в размере 6.513,40 EUR в адрес налоговой службы г. Фульда.
Фактически установленные судами обстоятельства свидетельствуют, что выгодоприобретателями применительно к счетам, открытым на имя В., являются как сам В. (резидент Российской Федерации в соответствии с Соглашением), так и Ш., имеющий право действовать на основании доверенности налогоплательщика.
30 июня 2022 г. Межрайонной ИФНС России № 4 по Омской области на основании проведенной выездной налоговой проверки было вынесено решение № о привлечении В. к ответственности за совершение налогового правонарушения, В. была доначислена сумма налога в размере 1 824 432 рублей исходя из ставки налога на доходы физических лиц, штраф в размере 138 637 рублей, пени в размере 498 173,27 рублей.
29 августа 2022 г. руководителем УФНС по Омской области по апелляционной жалобе В. было принято решение, в соответствии с которым решение Межрайонной ИФНС России № 4 по Омской области о привлечении В. к ответственности за совершение налогового правонарушения от 30 июня 2022 г. отменено в части доначисления суммы налога на доходы физических лиц за 2018 г. в размере 517 558 рублей, привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ, за неуплату суммы налога на доходы физических лиц за 2018 г. в виде взыскания штрафа в размере 95 196,35 рублей, начисления пеней по налогу на доходы физических лиц за 2018 г. в размере 129 800,92 рублей, при этом УФНС по Омской области дополнительно учтено в качестве смягчающего ответственность обстоятельства – введение иностранными государствами экономических санкций в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц, граждан Российской Федерации.
Налогоплательщику неоднократно предлагалось предоставить дополнительную информацию относительно всех его возражений, какая-либо документация, подтверждающая факт несения убытков представлена не была, доказательства указанного не были представлены и в материалы настоящего дела. Кроме того, не были представлены доказательства, определяющие объем полномочий Ш. как лица, действующего в интересах В.
Таким образом, данная ситуация отражает общую проблему налогового декларирования операций с ценными бумагами за рубежом – как правило, фактическое отсутствие у владельцев зарубежных счетов подтверждающих документов о расходах на приобретение иностранных ценных бумаг. А именно, как надлежащих документов, признаваемых в налоговых целях в РФ. Особенно, если заблаговременно никакие меры для оформления и получения таких документов налогоплательщиком не предпринимались. Возможно, в том числе по этой причине в данном деле даже не затрагиваются правовые вопросы классификации иностранных финансовых инструментов в качестве ценных бумаг в целях законодательства РФ на основании Указания ЦБ 03.10.2017 г. № 4561-У «О порядке классификации иностранных финансовых инструментов в качестве ценных бумаг» и принимая во внимание несколько писем Минфина РФ. Хотя в тексте определения кассационного суда и имеется ссылка на статью 214.1 Налогового кодекса, что предполагает необходимость идентификации вида финансовых инструментов в целях НДФЛ.
С другой стороны, положительный момент в данном деле видится в том, что «УФНС по Омской области дополнительно учтено в качестве смягчающего ответственность обстоятельства – введение иностранными государствами экономических санкций в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц, граждан Российской Федерации». Как общий фактор, без привязки к конкретным физлицам РФ. Очевидно, в нынешних реалиях данное обстоятельство для смягчения налоговой ответственности и собственно данный судебный прецедент следует обязательно использовать в схожих ситуациях. Основываясь на том, что в статье 112 Налогового кодекса РФ перечень обстоятельств, смягчающих ответственность за налоговые правонарушения, не является исчерпывающим, и таковыми могут являться «иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность».
Правовое бюро «Проект-ВС», Ценные бумаги за рубежом. НДФЛ и валютный контроль в РФ, Правовой консалтинг по операциям с ценными бумагами за рубежом, pvs.ru, 18.04.2024 г.
|