Услуги составления и разработки экспортных контрактов и проектов ВЭД
Правовые услуги по законодательству РФ и международному праву по составлению и на русском и английском языках экспортных контрактов, договоров, соглашений, документов, правовых обоснований, правовой аргументации для иностранных партнеров, разработка правовых вопросов экспорта товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности из РФ на основе практики ВЭД за последние 10-15 лет и с учетом правового регулирования в РФ в 2022 году.
НОВОСТИ И АНАЛИТИКА ПО СТРАНИЦЕ 27.04.2024 Продленная до 30 апреля 2025 г. обязанность отдельных экспортеров по продаже валютной выручки фактически включает также обязанность и ответственность по «особой» репатриации валюты
Постановлением от 26 апреля 2024 года № 544 Правительство РФ продлило действие введенных в октябре 2023 года правил об обязательной продаже валютной выручки некоторыми российскими экспортерами до 30 апреля 2025 года. При этом отдельный срок для зачисления на счета в уполномоченных банках не менее 80% инвалюты по внешнеторговым договорам с нерезидентами увеличен с 90 дней до 120 дней со дня передачи нерезидентам товаров, выполнения для нерезидентов работ, оказания нерезидентам услуг, передачи нерезидентам информации и результатов интеллектуальной деятельности в соответствии с внешнеторговыми договорами (контрактами), заключенными после дня вступления в силу Указа Президента РФ от 11.10.2023 г. № 771.
Причем на данный 120-дневный срок накладывается еще срок 60 дней со дня фактического получения иностранной валюты, причитающейся в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов), установленными на день вступления в силу Указа № 771, но не позднее установленного на день вступления в силу Указа № 771 внешнеторговым договором (контрактом) срока исполнения нерезидентом обязательств по оплате товаров, работ, услуг, информации и результатов интеллектуальной деятельности, в силу абзаца второго подпункта а) пункта 1 постановления Правительства РФ от 12.10.2023 г. № 1681.
Как указано в подпункте а) пункта 1 этого измененного постановления Правительства РФ от 12.10.2023 г. № 1681, в данные сроки российские экспортеры, включенные перечень, утвержденный Указом Президента РФ от 11 октября 2023 г. № 771 «Об обязательной продаже иностранной валюты некоторыми российскими экспортерами», «начиная с 16 октября 2023 г. зачисляют на свои счета в уполномоченных банках иностранную валюту в размере не менее 80 процентов иностранной валюты, полученной в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных с нерезидентами и предусматривающих передачу нерезидентам товаров, выполнение для нерезидентов работ, оказание нерезидентам услуг, передачу нерезидентам информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них ...».
По сути и по ряду формулировок и терминов, данная обязанность некоторых экспортеров (валютных резидентов) по зачислению инвалюты (валютной выручки) на свои счета в уполномоченных банках согласно Указу Президента РФ № 771 и постановлениям Правительства РФ №№ 1681 и 544 аналогична обязанности по репатриации валюты, установленной (в настоящее время также не для всех, а только для части экспортеров) пунктом 1 части 1 статьи 19 Федерального закона № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», в силу которой резиденты обязаны в сроки, установленные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить:
«1) получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них».
Как можно заметить, данная обязанность некоторых экспортеров по Указу № 711 и постановлениям Правительства №№ 1681, 544 отличается от аналогичной обязанности по закону № 173-ФЗ несколькими смысловыми элементами:
- нет общей ссылки на сроки, установленные внешнеторговым контрактом; но при этом в этих целях установлены фиксированные сроки 60 дней и 120 дней
- нет требования получения инвалюты именно от нерезидентов, что по смыслу направлено на возможность первоначального получения инвалютной выручки на счета экспортеров за рубежом
- обязательному зачислению на счета в уполномоченных банках подлежат не 100%, а 80% валютной выручки
Кроме того, согласно пунктам б) и в) пункта 1 постановления Правительства РФ № 1681, включенные в Перечень российские экспортеры:
«б) осуществляют обязательную продажу на внутреннем валютном рынке Российской Федерации зачисленной в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта иностранной валюты в размере 90 процентов суммы иностранной валюты в срок, не превышающий 14 дней со дня зачисления, но в размере не менее 50 процентов денежных средств, получаемых в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов), - в срок, не превышающий 30 дней со дня получения указанных денежных средств;
в) обеспечивают выполнение своими дочерними хозяйственными обществами (в том числе созданными в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющими местонахождение за пределами территории Российской Федерации) мероприятий по обязательной продаже иностранной валюты, полученной в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов), в сроки и размерах, которые установлены настоящим пунктом».
В связи данными нормами интересно отметить, что часть 4 статьи 15.25 КоАП РФ устанавливает ответственность за «невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них». То есть, ответственность по части 4 статьи 15.25 КоАП не связывается с необходимостью получения инвалюты на счета в уполномоченных банках именно от нерезидентов и в сроки, установленные именно внешнеторговыми договорами (достаточно просто «установленного срока»), равно как и с какой-либо процентной долей валютной выручки.
Таким образом, обязанности внесенных в Перечень российских экспортеров по Указу № 771 и постановлениям Правительства №№ 1681, 544 фактически включают обязанность по «особой» репатриации 80% валютной выручки. Почти совпадающей с обязанностью резидентов по репатриации валюты по закону № 173-ФЗ, но с несколькими отличиями. Иными словами, за нарушение сроков зачисления 80% инвалюты на счета в уполномоченных банках вполне возможна административная ответственность по части 4 статьи 15.25 КоАП. Тем не менее, эта ответственность применима только к валютным резидентам и, следовательно, не распространяется на зарубежные дочерние общества российских экспортеров, упомянутые в подпункте в) пункта 1 Постановления № 1681.
Уголовная ответственность за нарушение обязанности по репатриации валюты по статье 193 УК РФ в данном случае представляется маловероятной, поскольку она связывается с нарушением требований валютного законодательства. Согласно части 1 статьи 4 закона № 173-ФЗ: «Валютное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним федеральных законов». Следовательно, Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ в понятие «валютное законодательство» не входят. Тем не менее, есть фактор применения судами президентских указов 2022 – 2023 гг. фактически в качестве новых норм законодательства.
Что же касается ответственности за нарушения (просрочки) сроков продажи основной части (согласно подпункту б) пункта 1 постановления № 1681 выше) зачисленной на счета в уполномоченных банках инвалюты (валютной выручки), то исходя из судебных прецедентов по нарушениям подобных сроков в 2022 году по вводившейся тогда обязанности продажи валютной выручки по другим основаниям можно предположить, что органы валютного контроля будут пытаться квалифицировать такие нарушения как незаконные валютные операции с ответственностью (крупными штрафами) по части 1 статьи 15.25 КоАП.
Правовое бюро «Проект-ВС», экспортные контракты, валютный консалтинг, pvs.ru, 27.04.2024 г.
|