Услуги составления и разработки экспортных контрактов и проектов ВЭД
Правовые услуги по законодательству РФ и международному праву по составлению и на русском и английском языках экспортных контрактов, договоров, соглашений, документов, правовых обоснований, правовой аргументации для иностранных партнеров, разработка правовых вопросов экспорта товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности из РФ на основе практики ВЭД за последние 10-15 лет и с учетом правового регулирования в РФ в 2022 году.
НОВОСТИ И АНАЛИТИКА ПО СТРАНИЦЕ 04.09.2022 О необходимости ссылаться на Указ № 529 как довод для непривлечения к ответственности за нарушения по репатриации валюты
Согласно подпункту «б» пункта 4 Указа Президента РФ от 08.08.2022 г. № 529 «О временном порядке исполнения обязательств по договорам банковского счета (вклада), выраженных в иностранной валюте, и обязательств по облигациям, выпущенным иностранными организациями»:
«4. Впредь до внесения изменений в Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»:
б) при осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении и возврате займов российскими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не применяются требования абзаца первого части 2 статьи 14 (в части, касающейся соблюдения требования об обязательности формы расчетов), частей 1 и 2 статьи 19 указанного Федерального закона».
Упомянутые в этом подпункте «б» части 1 и 2 статьи 19 Федерального закона 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» устанавливают требования по репатриации валюты. Эти требования как раз и должны применяться при «осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении резидентами иностранной валюты или валюты Российской Федерации в виде займов нерезидентам». Следовательно, с даты публикации и вступления в силу Указа № 529 (08 августа 2022 г.) эти требования по репатриации валюты применяться не должны.
Если бы Указ № 529 был федеральным законом, то в силу положений Конституции РФ, КоАП РФ, разъяснений высших судов РФ, прекращение действия таких требований имело бы обратную силу. И уже вынесенные, но не исполненные постановления по административным нарушениям по репатриации валюты не подлежали бы исполнению. Например, как это разъяснила ФНС РФ в части недавно вступившего в силу Федерального закона № 235-ФЗ от 13.07.2022 г. о смягчении ответственности за незаконные валютные операции. Однако поскольку в судебной практике или иных правовых актах приравнивания Указов Президента РФ 2022 г. к федеральным законам в этом смысле пока не обнаруживается, по этому вопросу сохраняется правовая неопределенность. Которая в принципе и должна быть разрешена судебной практикой.
17 августа 2022 г. Тринадцатый арбитражный апелляционный суд по делу о признании недействительным предписания Санкт-Петербургской таможни об устранении нарушений по репатриации валюты по части 1 статьи 19 Федерального закона № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», хотя и принял решение в пользу резидента исходя из обстоятельств дела, собственно действительность требований по репатриации валюты не рассматривал. Чем косвенно подтвердил, что эти требования продолжают действовать. Указ № 529 в постановлении суда не упоминается.
20 августа 2022 г. Тринадцатый арбитражный апелляционный суд по делу о привлечении резидента к ответственности по репатриации валюты при экспорте пиломатериалов в силу пункта 1 части 1 статьи 19 Федерального закона № 173-ФЗ принял решение против резидента. Указ № 529 в постановлении суда не упоминается.
23 августа 2022 г. Арбитражный суд Дальневосточного округа (кассационная инстанция) по делу о привлечении резидента к ответственности по репатриации валюты при оказании услуг перевозки грузов нерезидентом согласно пункту 2 части 1 статьи 19 Федерального закона от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ принял решение против резидента. Указ № 529 в постановлении суда не упоминается.
23 августа 2022 г. Четвертый арбитражный апелляционный суд по делу о привлечении резидента к ответственности по репатриации валюты при экспорте лесоматериалов в силу пункта 1 части 1 статьи 19 Федерального закона № 173-ФЗ принял решение против резидента. Указ № 529 в постановлении суда не упоминается.
Таким образом, на сегодняшний день, приведенные выше положения Указа № 529 о неприменении требований по репатриации валюты не находят отражения в судебной практике. Как представляется, причиной этого является завуалированность данных положений Указа № 529, «спрятанных» на предпоследней странице Указа в малозаметном пункте 4 среди прочих положений Указа на совсем другую тему – «О временном порядке исполнения обязательств по договорам банковского счета (вклада), выраженных в иностранной валюте, и обязательств по облигациям, выпущенным иностранными организациями». Однако такая завуалированность отнюдь не новое явление в президентских указах 2022 г. и вообще в сфере валютного регулирования. Подобная ситуация уже была в июле 2022 г. в связи с неявной отменой Указом № 430 общего запрета на зачисления инвалюты на зарубежные счета резидентов (сужением этого запрета до случая вывода дивидендов из РФ).
В связи с этим, а также исходя из общих принципов состязательности сторон и процессуальных рисков сторон в судах, резидентам – юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для применения в своих интересах рассматриваемых положений Указа № 529 необходимо прямо ссылаться на них в своих конкретных делах. Как на довод, который подлежит рассмотрению судом или административным органом.
Впрочем, следует отметить, что в конкретной ситуации использованием довода об Указе № 529 может оказаться невыгодным для резидента. Так как возможная последующая переквалификация нарушения из нарушения требований части 1 статьи 19 Закона № 173-ФЗ в нарушение требований части 4 статьи 24 этого же закона или вообще в нарушение по основаниям незаконных валютных операций может в итоге повлечь для резидента более высокий штраф. Но в большинстве случаев этот риск, скорее всего, будет маловероятным или даже исключенным.
Правовое бюро «Проект-ВС» валютный консалтинг, консалтинг по разрешению ситуаций по репатриации валюты, pvs.ru, 04.09.2022 г.
12.06.2023 Позиция ФНС по Указу № 529 в части неприменения требований по репатриации валюты и возможность опровержения подобных позиций исходя из судебной практики
26.01.2023 Суд наконец-то применил Указ № 529 в деле по репатриации валюты при импорте товаров
27.11.2022 ЦБ косвенно подтвердил неприменение требований по репатриации валюты и по расчетам только через банки РФ при ВТД и займах ЮЛ и ИП нерезидентам
08.09.2022 Займы нерезидентам в 2022 г. Запреты, ограничения, обязанности резидентов ЮЛ, ФЛ, ИП при предоставлении займов нерезидентам по состоянию на август - сентябрь 2022 г.
07.09.2022 О применении Указа № 529 для защиты от штрафов за выплату или получение наличных по гражданско-правовым договорам, займам с нерезидентами
|