Услуги составления и разработки экспортных контрактов и проектов ВЭД
Правовые услуги по законодательству РФ и международному праву по составлению и на русском и английском языках экспортных контрактов, договоров, соглашений, документов, правовых обоснований, правовой аргументации для иностранных партнеров, разработка правовых вопросов экспорта товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности из РФ на основе практики ВЭД за последние 10-15 лет и с учетом правового регулирования в РФ в 2022 году.
НОВОСТИ И АНАЛИТИКА ПО СТРАНИЦЕ 29.08.2022 Разъяснение ФНС о законе № 235-ФЗ по смягчению ответственности за валютные нарушения по ст. 15.25 КоАП. Комментарий по особенностям применения в интересах резидентов
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 8 августа 2022 г. N ШЮ-4-17/10279@
Федеральная налоговая служба в связи со вступлением в силу с 24.07.2022 Федерального закона от 13.07.2022 N 235-ФЗ "О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Закон N 235-ФЗ; КоАП РФ) сообщает следующее.
1. Снижены размеры административного штрафа за административные правонарушения, предусмотренные частями 1 и 4 статьи 15.25 КоАП РФ.
2. Изменен порядок исчисления размера административного штрафа в отношении должностных лиц по административным правонарушениям, предусмотренным частями 1, 4, 4.3 и 5 статьи 15.25 КоАП РФ, а именно установлено его исчисление в процентном отношении к сумме совершенного нарушения с сохранением верхнего предела штрафа в размере 30 тыс. руб.
При этом ранее предусмотренный нижний предел административного штрафа в размере 20 тыс. руб. больше не применяется.
3. Неприменение административной ответственности.
3.1. С вступлением в силу Закона N 235-ФЗ действие примечания 7 к статье 15.25 КоАП РФ (далее - Примечание 7) распространено на все случаи незаконного зачисления денежных средств на счета (вклады) в зарубежных банках, не ограничиваясь расчетами только по внешнеторговым договорам (контрактам), как это было ранее.
Таким образом, налоговые органы по таким видам нарушений должны во всех случаях устанавливать наличие/отсутствие факта перевода резидентами денежных средств с зарубежных счетов на счета в уполномоченные банки в 45-дневный срок.
3.2. Резиденты, совершившие в период с 23 февраля по 31 декабря 2022 года нарушения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, ответственность за которые предусмотрена частями 1, 4, 4.1, 4.3 и 5 статьи 15.25 КоАП РФ, освобождаются от административной ответственности, если такие нарушения обусловлены мерами ограничительного характера, введенными недружественными иностранными государствами в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (новое примечание 10 к статье 15.25 КоАП РФ).
Дела об указанных административных правонарушениях, находящиеся в производстве налоговых органов, а также исполнение соответствующих неисполненных постановлений о назначении административного наказания подлежат прекращению со дня вступления в силу Закона N 235-ФЗ, если налоговыми органами установлено, что такие нарушения совершены в период с 23.02.2022 и обусловлены применением недружественными иностранными государствами мер ограничительного характера.
При установлении органами валютного контроля нарушений, ответственность за которые предусмотрена частями 1, 4, 4.1, 4.3 и 5 статьи 15.25 КоАП РФ, совершенных в указанный период и при указанных обстоятельствах, административное производство по ним не может быть начато <1>, а начатое производство подлежит прекращению <2>, исполнение соответствующих неисполненных постановлений о назначении административного наказания также подлежит прекращению <3> (части 4, 5 статьи 2 Закона N 235-ФЗ).
--------------------------------
<1> По основаниям статьи 24.5 КоАП РФ.
<2> Выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в порядке статей 28.9, 29.4 или 29.9 КоАП РФ.
<3> Выносится постановление о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания в порядке статьи 31.7 КоАП РФ.
4. Обратная сила Закона N 235-ФЗ и прекращение исполнения постановлений о назначении административного наказания.
В соответствии с положением части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное поавонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Следующие положения Закона N 235-ФЗ, улучшающие положения резидентов, имеют обратную силу:
- предусматривающие снижение размера административного штрафа по административным поавонарушениям, предусмотренным частями 1 и 4 статьи 15.25 КоАП РФ;
- устанавливающие новый порядок исчисления административного штрафа для должностных лиц по частям 1, 4, 4.3 и 5 статьи 15.25 КоАП РФ - если сумма административного штрафа, исчисленного в соответствии с Законом N 235-ФЗ, будет меньше размера административного штрафа, ранее наложенного на должностное лицо на основании предыдущей редакции статьи 15.25 КоАП РФ;
- расширяющие сферу применения Примечания 7.
Таким образом, налоговые органы прекращают исполнение постановления о назначении административного наказания <4>, не исполненного до вступления в силу Закона N 235-ФЗ, полностью или в соответствующей части в следующих случаях:
--------------------------------
<4> Порядок прекращения исполнения постановлений о назначении административного наказания регламентирован статьями 31.7 и 31.8 КоАП РФ.
1) по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ и части 4 статьи 15.25 КоАП РФ - в случае, если назначенный штраф превышает размер штрафа, исчисленный в установленном Законом N 235-ФЗ порядке.
2) по частям 1, 4, 4.3 и 5 статьи 15.25 КоАП РФ для должностных лиц - в случае, если назначенный штраф превышает размер штрафа, исчисленный в установленном Законом N 235-ФЗ порядке.
В случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2, налоговый орган выносит постановление о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания <5> в части такого превышения.
--------------------------------
<5> Часть 4 статьи 31.8 КоАП РФ.
3) по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в части незаконных зачислений денежных средств на зарубежный счет не в рамках внешнеторговых договоров (контрактов) - в случае соблюдения резидентом условий, предусмотренных Примечанием 7 в редакции Закона N 235-ФЗ.
В этом случае налоговый орган выносит постановление о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания <5>
- полностью (если сумма денежных средств была переведена с иностранного счета в уполномоченный банк в полном объеме в 45-дневный срок) или
- частично (в размере денежных средств, переведенных в уполномоченный банк в 45-дневный срок).
Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) территориальных налоговых органов поручается взять под личный контроль исполнение настоящего письма и довести его до нижестоящих налоговых органов.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
3 класса
Ю.В.ШЕПЕЛЕВА
Комментарий по особенностям применения этого письма ФНС в интересах резидентов
Данное письмо ФНС относится к категории тех правовых актов органов валютного контроля, которые находят непосредственное отражение в судебных решениях по валютным делам и в досудебной правоприменительной практике налоговых инспекций. Просто ссылка на такой правовой акт (письмо ФНС) уже может являться весомым доводом в интересах резидента. Однако в целях применения данного письма ФНС необходимо учитывать следующие особенности правоприменительной практики.
Как указано в приведенном выше разделе 3 этого письма ФНС касательно неприменения административной ответственности в случаях незаконного зачисления денежных средств на счета в зарубежных банках, «налоговые органы по таким видам нарушений должны во всех случаях устанавливать наличие/отсутствие факта перевода резидентами денежных средств с зарубежных счетов на счета в уполномоченные банки в 45-дневный срок». Но реально обязанность доказывания наличия таких фактов ложится на резидентов. При отсутствии доказательств налоговые органы и суды будут просто исходить из отсутствия таких фактов.
То же самое относится к случаям освобождения от ответственности за нарушения, ответственность за которые предусмотрена частями 1, 4, 4.1, 4.3 и 5 статьи 15.25 КоАП РФ, когда «налоговыми органами установлено, что такие нарушения совершены в период с 23.02.2022 и обусловлены применением недружественными иностранными государствами мер ограничительного характера». При этом резидентам будет необходимо доказать не только факты «мер ограничительного характера», но и в особенности причинно-следственную связь между этими мерами и произошедшими нарушениями. Причем это доказывание должно быть основано не на бытовых представлениях о санкциях и их последствиях, а на формальной логике валютного регулирования и практике валютного контроля.
В части обратной силы Закона № 235-ФЗ и прекращение исполнения постановлений о назначении административных наказаний важный нюанс заключается в том, что в случаях ранее вынесенных и еще не исполненных резидентами постановлений о крупных штрафах 75% - 100% за незаконные валютные операции резидентам необходимо самим обратиться в ИФНС с заявлением о снижении размера штрафа до соответственно 20% - 40% в силу Закона № 235-ФЗ и обязательно до уплаты штрафа. В случаях, когда штраф уже уплачен, суды (и тем более налоговые органы) отказывают в снижении (и возврате) такого штрафа «за отсутствием для этого правовых оснований».
Правовое бюро «Проект-ВС» pvs.ru, 29.08.2022 г.
|