Услуги составления и разработки экспортных контрактов и проектов ВЭД
Правовые услуги по законодательству РФ и международному праву по составлению и на русском и английском языках экспортных контрактов, договоров, соглашений, документов, правовых обоснований, правовой аргументации для иностранных партнеров, разработка правовых вопросов экспорта товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности из РФ на основе практики ВЭД за последние 10-15 лет и с учетом правового регулирования в РФ в 2022 году.
НОВОСТИ И АНАЛИТИКА ПО СТРАНИЦЕ 03.04.2013 Проблемы российских экспортеров
Во всех экономиках фирмы, даже в пределах одной отрасли, достаточно неоднородны по размеру и производительности и, в частности, лишь небольшая их часть является экспортерами
В исследовании ЦЭФИР российских экспортеров статистические индикаторы Росстата о деятельности российских фирм были присоединены к базе данных таможенных деклараций, где по каждому индивидуальному пакету, пересекающему границу, содержится информация о фирме-отправителе, товаре, стране-реципиенте, статистической стоимости товара и др. Таким образом, получена база данных о деятельности, в том числе экспортной, российских фирм. В исследовании охвачен период с 2003 по 2009 год. Полученные результаты указывают на то, что компании-экспортеры в обрабатывающей промышленности России составляют 7-8% от общего числа фирм в обрабатывающей промышленности. Что совсем немного. Например, в США и Франции уже в 1980-1990-е годы экспортерам были 15-17% компаний обрабатывающего сектора. В современных европейских странах их доля доходит до 50% в отдельных отраслях.
Низкая доля компаний-экспортеров в российской обрабатывающей промышленности характерна для всех подотраслей. Несколько более высокая она, к примеру, в химической промышленности, где доля компаний-экспортеров составляет 15%. Но в аналогичных отраслях Франции и США доля экспортеров составляет 30% или даже 55%. Налицо большое отставание нашей страны по этому показателю. И это отставание является не отраслевой, а системной проблемой.
В исследовании также оценивалась премия за экспорт. Исследования, проведенные в разных странах мира, показывают, что компании экспортеры превосходят компании-неэкспортеры по большому спектру экономических показателей. Они крупнее, их капитал больше, они платят более высокие зарплаты, больше инвестируют. Они дают и большее количество рабочих мест, обеспечивая занятость вдвое более высокую, чем в неэкспортирующих компаниях.
Фирмы одинакового размера, расположенные в одном и том же регионе и принадлежащие к одной той отрасли различаются в зависимости от их включенности в экспортные операции. У экспортеров в среднем на 68% больше активов, на 21% больше оборот, на 95% больше инвестиций, и производительность, измеренная как продажи на одного занятого, на 21% выше.
Результаты исследований на американские данные 1980-х гг. (Bernard and Jensen, 1999) дают похожие результаты: у фирм-экспортеров при том же числе сотрудников объем продаж выше на 18%, добавленная стоимость больше на 18%, зарплата – на 10%. То есть различия между российскими экспортерами и неэкспортерами более выражены, чем в Америке в 1980-е годы. Российских экспортеров относительно меньше, чем в США, но при этом они в еще большей степени превосходят неэкспортеров, чем в развитых странах.
В исследовании были проанализированы закономерности, связывающие характеристики экспортера и число его экспортных направлений. Есть экспортеры, которые обслуживают 150 направлений экспорта, а есть такие, которые занимаются только двумя-тремя. Формально фирма относится к экспортерам, если она продает за рубеж хотя бы одну партию товара.
Исследования в ряде стран мира показали, что чем большее число направлений обслуживает фирма, тем выше ее производительность и больше размер. С другой стороны, есть общемировая положительная зависимость между «величиной» направления и числом работающих на нем экспортеров из каждой страны. В России же крупных экспортеров, обслуживающих самое большое число направление (около 140), сравнительно меньше, и их средняя производительность не выше, чем у фирм, обслуживающих меньшее число направлений. В исследовании была проанализирована связь между числом российских экспортных фирм и количеством обслуживаемых ими рынков. Конкретно ставился вопрос, сколько российских фирм обслуживает 10, а сколько 100 рынков. В результате получили ожидаемый эффект – убывающую связь, как это прослеживается и в аналогичных исследованиях в других странах. Однако это убывание в России происходит гораздо быстрее, чем, например, во Франции. У нас эластичность этой кривой 1,9, во Франции – 2,5. Т.е. в России гораздо меньше фирм выходит на большее число рынков
Показательна также оценка факторов роста российского экспорта. Рост экспорта можно разложить на две компоненты – рост числа экспортных фирм (экстенсивная маржа), и рост объемов экспорта одной фирмы (интенсивная маржа).
Расчеты показывают, при фиксированной доле российского экспорта в общем экспорте на некоторый зарубежный рынок, – прирост объема экспорта на 60% обеспечивается за счет экстенсивной маржи и на 40% - из увеличения экспорта в расчете на одну фирму. Для французских фирм аналогичные расчеты дают пропорцию 88% и 12%, соответственно. Второй результат состоит в том, что рост доли российского экспорта на некотором направлении, при заданном размере зарубежного рынка, – на 38% складывается из роста числа экспортеров, и 62% из роста объемов экспорта одной фирмы. Результаты по Франции обратные: 68% и 32%.
Это сравнение указывает на то, что российская экстенсивная маржа дает меньший вклад в рост экспорта по сравнению с другими странами. В этой связи можно отметить, что что вступление в ВТО увеличивает экстенсивную маржу торговли. Такие результаты получены по ряду стран (Helpman, Melitz, Rubinshtein, 2008), поэтому вступление в ВТО может привести к росту вклада экстенсивной маржи в рост российского экспорта.
Таким образом, все полученные в ходе исследования результаты - очень мало экспортеров, слишком высокая экспортная премия, экстенсивная маржа торговли менее выражена, чем интенсивная – согласуются с тем, что стать в России экспортером или выйти на новые зарубежные рынки гораздо сложнее, чем в других странах, а малый вклад экстенсивной маржи еще и указывает на то, что именно фиксированные издержки становления экспортером, то есть издержки доступа на зарубежные рынки, особенно велики.
Для прямой оценки этих издержек была разработана теоретическая модель, которая была затем оценена на эмпирических данных. В результате оценка издержек доступа на зарубежные рынки составила среднем для российских фирм в обрабатывающей промышленности величину, в 5 раз превышающую фиксированные издержки производства. В Чили в 1990-е годы эти издержки были сопоставимы , что соответствует восприятию Чили как самой либеральной экономики мира. Для Колумбии в 1980-м этот показатель был 0,27, – фиксированные издержки экспорта превышали фиксированные издержки производства в 3 раза – то есть относительные издержки доступа на зарубежные рынки были ниже, чем в РФ сегодня.
Поэтому политика развития внешнеэкономической деятельности должна в первую очередь снижать издержки доступа российских фирм на новые рынки и улучшать для существующих экспортеров доступ на новые рынки.
Основные барьеры развития экспорта
По заказу Российской Академии Народного Хозяйства и Государственной Службы в 2011-2012 годах Центр экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИР при РЭШ) провел опрос российских экспортеров в обрабатывающей промышленности, в котором ставилась задача основные преграды в развитии экспорта и выхода на новые зарубежные рынки с новыми товарами для российских экспортных фирм. Исходная выборка из 6000 экспортеров включала всех экспортеров обрабатывающей промышленности. На вопросы анкеты ответили в результате 1058 фирм. Вопросник охватывал разные аспекты деятельности фирм: финансирование, валютные риски, административные барьеры, информационные издержки. Доля респондентов, которые на первое место среди основных препятствий для экспорта поставили проблему таможни и администрирования таможни составила 12,6%. Вторая по важности из «наиболее важных» – недостаточная информация о зарубежных рынках. Ее упомянули 10% фирм.
Был и уточняющий вопрос: «Что мешает выходить на новые зарубежные рынки?». На этот вопрос почти 20% респондентов ответили, что основная проблема – «отсутствие информации о зарубежном рынке. Соответственно, информационная поддержка экспортеров должна быть во главе угла политики, нацеленной на развитие экспортного потенциала.
Технические барьеры, получение лицензий и непредсказуемость торговой политики страны в целом также указаны в «лидерах» среди барьеров, мешающих выходить на новые рынки,.
Параллельно с опросом экспортеров ЦЭФИР по заказу Всемирного Банка и ЕБРР провел в России международный опрос BEEPS, нацеленный на изучение бизнес-климата в 37 российских регионах. Затем мы сравнили эти данные с показатели фирм-экспортеров и проанализировали влияние бизнес-климата на развитие экспорта. Результат чрезвычайно важен: чем хуже показатель бизнес-климата в регионе, тем меньше растет экспорт отдельной фирмы этого региона. Что показывает важность внутренней экономической политики и дерегулирования экономики для развития экспорта. Внутренняя экономическая политики становится таким образом частью политики внешней.
Налоговое и торговое регулирование, информационная поддержка фирм на зарубежных рынках тоже должны быть частью политики, ориентированной на развитие экспорта. Развитие инфраструктуры и институтов - в частности, судебной системы, важной для экспортеров в плане решения проблемы возмещения НДС, где сталкиваются интересы экспортеров и налоговых инспекций – не менее важная часть работы. Здесь продвижение видится в аспекте разработки «дорожных карт», которыми занимается Агентство стратегических инициатив и Экспертный совет Открытого правительства.
Дорожные карты для экспортеров
Две дорожные карты по развитию экспорта и снижению таможенных барьеров подписаны президентом страны весной 2012 г. Одна посвящена снижению затрат на прохождение таможни, другая – улучшению доступа российских фирм на зарубежные рынки через повышение роли торгпредств в информационном обеспечении отечественных экспортеров. В рамках этой карты Минэкономики разрабатывается портал с возможностью прямого контакта фирм с торгпредствами в различных странах. Разрабатывается протокол, обязывающий торгпредства в определенный срок отвечать на запросы фирм, ищущих на зарубежных рынках поставщиков или покупателей.
Еще два момента этой карты связаны со снижением рисков для новых экспортеров и развития новых направлений экспорта. Проблема фиксированных издержек доступа на зарубежные рынки, в частности, состоит в том, что для новых экспортеров риски выше, чем для существующих. Связано это с особенностями российского регулирования по возмещению НДС. Новых экспортеров и на таможне, и в налоговой инспекции воспринимают как возможных лжеэкспортеров, и возмещение НДС идет через суды и долгие сложные процедуры. Что снижает конкурентоспособность компаний на зарубежном рынке. В дорожной карте предложено решить эту проблему для фирм обрабатывающей промышленности.
Второй момент – это фактически валютный контроль, – обязательство возврата в банк в полном объеме суммы контракта по результатам экспортной транзакции. Это огромная проблема для новых экспортеров, поскольку любой новый клиент повышает риск невыполнения этого обязательства, за что предусмотрено довольно жесткое наказание. И фирмы не хотят брать на себя эти риски, что отражается на уменьшении экстенсивной маржи в развитии российского экспорта.
Оба этих пункта в меньшей степени важны для экспортеров с репутацией. Но для новых экспортеров это дополнительные значительные риски, особенно в регионах, где банки угрожают им в случае несвоевременного полного возврата экспортной выручки тюрьмой. Это воспринимается как слишком высокий барьер для выхода на экспорт. Это регуляторный барьер, которого нет у конкурентов за рубежом. И это чрезвычайно важные аспекты бизнес-климата, и устранение подобных барьеров позитивно скажется на возможностях российского экспорта на зарубежные рынки.
Экономическая политика, tks.ru 03.04.2013
|