Услуги составления и разработки экспортных контрактов и проектов ВЭД
Правовые услуги по законодательству РФ и международному праву по составлению и на русском и английском языках экспортных контрактов, договоров, соглашений, документов, правовых обоснований, правовой аргументации для иностранных партнеров, разработка правовых вопросов экспорта товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности из РФ на основе практики ВЭД за последние 10-15 лет и с учетом правового регулирования в РФ в 2022 году.
НОВОСТИ И АНАЛИТИКА ПО СТРАНИЦЕ 04.06.2011 Новые таможенные сборы негативно влияют на экспорт продукции ИТ
Выиграли большие, проиграли маленькие
Привычная для всех участников ВЭД дифференцированная шкала ставок таможенных сборов претерпела изменения после того, как с 5 января текущего года вступило в силу постановление Правительства РФ от 20.12.2010 № 1067 "О внесении изменения в Постановление Правительства РФ от 28.12.2004 № 863". Напомним, что постановлением № 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров" были установлены фиксированные размеры таможенных сборов за оформление товаров в зависимости от их таможенной стоимости с прогрессивной шкалой
Так, за таможенное оформление товаров, таможенная стоимость которых не превышает 200 тыс. рублей включительно, ставка таможенного сбора за таможенное оформление товара составляет 500 рублей; максимальная ставка таможенного сбора в размере 100 тыс. рублей устанавливается за таможенное оформление товаров с таможенной стоимостью более 30 млн рублей.
Постановлением № 1067 было внесено изменение, касающееся определения ставки таможенного сбора за таможенное оформление товаров при экспорте, классифицируемых в товарных группах 84-90 ТН ВЭД ТС. В них входит продукция тяжелого машиностроения, реакторы, котлы, средства наземного транспорта, лодки, суда, летательные аппараты, электроника и другие изделия. В отношении всех товаров из данных групп была введена новая ставка таможенного сбора при оформлении экспортной декларации. Она составила 5 тыс. рублей за одну декларацию, независимо от стоимости товара. Тем самым правительство в очередной раз поддержало крупные отечественные предприятия, специализирующиеся на экспорте промышленной продукции, имеющей большую стоимость. В данном случае речь идет о военной технике, продукции авиа- и судостроения, агрегатах к атомным и гидроэлектростанциям, рентгеновском оборудовании, турбинах электростанций и так далее.
Однако есть и обратная сторона медали. Произошедшие нововведения оказались крайне невыгодны экспортерам, ориентированным на мелкооптовые поставки высокотехнологичных товаров, комплектующих и запасных частей, обладающих относительно небольшой стоимостью. Так, Ленинградская областная торгово-промышленная палата (ЛОТПП) в течение нескольких месяцев текущего года получила ряд обращений от предприятий-производителей такой продукции. В результате проведенного анализа положения дел на рынке в 2009-2010 годах было установлено, что у таких компаний доля экспортных поставок стоимостью до 200 тыс. рублей составила 75-85% от общего количества отправленной за рубеж продукции.
"Особенностью развития продаж продукции на рынке высоких технологий является то, что перед началом поставок проводится кропотливая работа по поиску новых заказчиков, согласование наиболее выгодного, причем не только с ценовой точки зрения, варианта поставки, изготовлению и отправки образцов заказчикам, модификаций готовой продукции по мере ее эксплуатации конечным потребителем, - прокомментировал ситуацию коммерческий директор компании ЗАО "Криотерм", выпускающей термоэлектрические модули, П.Г. Шостаковский. - Даже если дело доходит до поставки первых производственных партий, сумма сделки редко превышает 200 тыс. рублей. В сложившейся практике доля таких поставок составляет свыше двух третей от числа всех отгрузок и определяет базис развития предприятия, его перспективу. Только в результате многолетнего сотрудничества и поставок небольших партий товара формируются реальные заказчики на электронные приборы и компоненты, обеспечивающие закупки партиями, превышающими в своей стоимости 1,2 млн рублей. Как правило, их доля не превышает 3-5% в общем объеме отгрузок предприятия.
Убежден, что при таком раскладе введение новых таможенных пошлин в целом негативно повлияло на развитие экспорта продукции высоких технологий. Правоту сказанного подтверждает тот факт, что за первые четыре месяца 2011 года по итогам деятельности входящих в данный сектор компаний было отмечено снижение общего числа отгрузок на 8%. Хотя ранее на основе анализа показателей развития рынка прогнозировалось, что должен был произойти рост порядка 15-20%, что соответствует среднегодовому росту продаж компании".
В подтверждение сказанного можно привести еще один пример. Так, ОАО "Морион", выпускающее пьезоэлектрические изделия, за первые четыре месяца 2011 года уже успело перечислить в бюджет 665,5 тыс. рублей таможенных сборов за оформление экспортных деклараций товаров по кодам 85-й группы, что на 260% выше показателя за аналогичный период прошлого года. При этом за весь 2010 года по данной статье расходов компания перечислила 554,5 тыс. рублей.
Поскольку статьей 72 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) вопросы о порядке исчисления и уплаты, сроках уплаты, возврата (зачета) и взыскания таможенных сборов отнесены на уровень национального регулирования стран - участниц Союза, то целесообразно сравнить ставки сборов в Казахстане и Беларуси. Согласно указу Президента Республики Беларусь от 13.07.2006 № 443 сборы за таможенное оформление товаров товарных групп 84 и 85 составляют 35 евро за одну декларацию, групп 86-89 - 50 евро, 90-й группы - 35 евро. В Казахстане данный вопрос регулируется постановлением Правительства Республики Казахстан от 21.01.2011 № 24 "Об утверждении ставок таможенных сборов, взимаемых таможенными органами".
Согласно этому документу, таможенные сборы за таможенное декларирование товаров составляют 60 евро за основной лист плюс 25 евро за каждый добавочный лист. Таким образом, очевидно, что российское правительство, установив фиксированную ставку сбора в 5 тыс. рублей, безусловно, лидирует среди партнеров по Союзу по размеру взыскиваемых с отечественных экспортеров сумм таможенных платежей. В связи с этим отечественный малый и средний бизнес оказался в менее выгодных условий, чем те, что сегодня существуют в Беларуси и Казахстане.
В настоящее время существующие административные барьеры при экспорте высокотехнологичных товаров, включая таможенные, валютные процедуры и экспортный контроль, по мнению экспертов, являются основными факторами, сдерживающими выход российских компаний на мировой рынок. Из изложенного выше следует, что подобного рода унификационные шаги правительства не способствуют реализации концепции перехода экономики на инновационный путь развития и постепенного отказа от сырьевой направленности экспорта. При этом, по мнению многих аналитиков, именно развитие экспорта продукции с высокой степенью переработки может дать дополнительный импульс развитию внутри страны наукоемких отраслей промышленности.
Роман ГОРДИЕНОК
Ответственный секретарь Ассоциации экспортеров и импортеров при ЛОТПП
"Таможенные новости"
|