Правовые формы и юридическое структурирование ВЭД
Структурирование как продвинутое построение ВЭД |
Средства и методы структурирования |
→ Правовой консалтинг по сделкам и валютным операциям с нерезидентами в 2022 г. Для минимизации рисков и оптимизации правовых последствий по новому "президентскому" регулированию сделок с "недружественными" лицами и прочими нерезидентами в 2022 г. По сделкам по недвижимости, кредитам и займам, ценным бумагам, финансовым инструментам, взносам в уставный капитал, совместную деятельность, сделкам (операциям) по интеллектуальной собственности, выплатам дивидендов, поставкам подпавших под запрет товаров, подпадающим под ограничения услугам и др. Подробнее →
→ Правовой консалтинг по схемам работы и вопросам услуг, работ российских специалистов для иностранных заказчиков. В сферах выбора схем(ы) работы и разрешения текущих правовых вопросов такой деятельности. По специальным правовым разработкам в этих сферах и по практике таких проектов с 2015 г. и в особенности в 2022 г. В качестве первичных устных консультаций, устных консультаций с предварительным правовым анализом, письменного правового консалтинга, редактирования, перевода и разработки контрактов, договоров и документов на английском и русском языках. Подробнее →
НОВОСТИ И АНАЛИТИКА ПО СТРАНИЦЕ 03.05.2024 ФНС о правомерности зачисления на зарубежные счета резидентов денежных средств от нерезидентов по договорам аренды
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 7 марта 2024 г. N ШЮ-4-17/2605@
Федеральная налоговая служба в связи с поступающими запросами, связанными с правомерностью зачисления на зарубежные счета резидентов денежных средств от нерезидентов по договорам аренды, сообщает следующее.
Абзацем вторым части 5 статьи 12 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ) разрешено зачисление денежных средств в иностранной валюте и валюте Российской Федерации на счета резидента в зарубежных банках по внешнеторговым договорам (контрактам), в отношении которых требование о репатриации было отменено. Согласно части 8 статьи 19 Федерального закона N 173-ФЗ к таким внешнеторговым договорам (контрактам) относятся в том числе договоры, предусматривающие оказание нерезидентам услуг, сумма обязательств по которым определена в иностранной валюте и (или) условиями которых предусмотрена оплата в иностранной валюте.
Федеральным законом от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (далее - Федеральный закон N 164-ФЗ) внешнеторговая деятельность определяется как деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью. При этом понятие внешней торговли услугами включает не только оказание услуг, но и выполнение работ, производство, распределение, маркетинг, доставку услуг (работ), которые могут осуществляться в том числе российским исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории иностранного государства, путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени лиц на территории иностранного государства (подпункт 8 пункта 1 статьи 2, подпункт 5 пункта 1 статьи 33 Федерального закона N 164-ФЗ). В силу подпункта 23 пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 164-ФЗ осуществлять внешнеторговую деятельность может как физическое лицо, не зарегистрированное в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя, так и индивидуальный предприниматель.
Таким образом, валютное законодательство Российской Федерации, устанавливая условия зачисления денежных средств в иностранной валюте и валюте Российской Федерации, причитающихся в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов) за переданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, переданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, распространяет действие на максимально широкий круг отношений в целях обеспечения стабильности внутреннего валютного рынка и устойчивости национальной валюты.
Соответственно, тот факт, что Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает различное регулирование аренды (найма жилого помещения) и оказания услуг, не должен влиять на регулирование соответствующих правоотношений в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации, преследующим иные цели.
Включение в понятие оказания услуг аренды характерно для правил налогообложения НДС. Так, в соответствии с положением подпункта 1 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса Российской Федерации предоставление имущества в аренду рассматривается как оказание услуг. Данный вывод содержится также в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость".
Учитывая, что валютные правоотношения (в части зачисления денежных средств на счета в зарубежных банках) должны одинаково регулироваться применительно к схожим по своей экономической сущности операциям, указанный подход к понятию оказания услуг может применяться и в отношении правил, устанавливающих основания для зачисления денежных средств на зарубежные счета. Иное регулирование ставило бы в неравное положение лиц, осуществляющих схожую по своей природе экономическую деятельность, в отсутствие на то объективных оснований.
Таким образом, физические лица - резиденты, включая физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, заключившие с нерезидентами договор аренды расположенного как в России, так и за ее пределами недвижимого имущества, в том числе жилой недвижимости, вправе на основании абзаца второго части 5 статьи 12 Федерального закона N 173-ФЗ зачислять денежные средства, причитающиеся по таким договорам, на свои счета в зарубежных банках.
Вышеуказанное толкование норм валютного законодательства Российской Федерации соответствует разъяснениям Минфина России, направленным в адрес ФНС России письмом от 04.02.2021 N 07-05-06/7157.
Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации и межрегиональным инспекциям ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам поручается довести настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
Ю.В.ШЕПЕЛЕВА
Комментарий в интересах физлиц РФ – арендодателей зарубежной недвижимости
В интересах физлиц – валютных резидентов РФ, сдающих в аренду свою недвижимость за рубежом, в данном письме ФНС можно отметить следующие существенные моменты:
- Сдача в аренду недвижимости (валютным) нерезидентам за рубежом и в РФ приравнивается ФНС к внешнеторговой деятельности в сфере оказания услуг, несмотря на различное регулирование аренды (найма жилого помещения) и оказания услуг в Гражданском кодексе РФ
- В судебной практике по валютным делам рассматривались схожие правовые вопросы разного регулирования Гражданским кодексом РФ отдельных видов договоров при попытках квалифицировать договор продажи недвижимости физлицу - валютному нерезиденту в качестве договора розничной купли-продажи товаров, но тогда судьи разделили эти договоры не в интересах резидентов именно по критериям разных норм по таким договорам в Гражданском кодексе. В этом отношении позиция ФНС по договорам аренды выглядит для резидентов благоприятной
- Такую внешнеторговую деятельность могут вести как ИП, так и физлица РФ, не зарегистрированные в качестве ИП, как это указано в подпункте 23 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»
- Зачисление арендных платежей на счета физлиц РФ за рубежом правомерно на основании абзаца второго части 5 статьи 12 Федерального закона № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», разрешающего зачисления по внешнеторговым договорам, в отношении которых требование о репатриации было отменено
- Указание о доведении данного письма ФНС до «нижестоящих налоговых органов» фактически означает, что ИФНС при проведении валютного контроля должны будут руководствоваться данным письмом (позицией) ФНС
В связи с данной позицией ФНС появляются различные обоснованные варианты деятельности физлиц РФ по сдаче зарубежной недвижимости в аренду. В частности, правомерность зачисления на зарубежные счета резидентов «внешнеторговых» арендных платежей от нерезидентов теперь можно считать не зависящей от перечня стран, обменивающихся налоговой информацией о счетах с РФ, как в случае с общим разрешением для зачисления средств от нерезидентов на зарубежные счета резидентов – физлиц по части 5.2 статьи 12 закона № 173-ФЗ. Возможная сдача в аренду недвижимости в качестве российского ИП в некоторых ситуациях может позволить снизить общее налогообложение таких доходов арендодателя, а также проводить наличные расчеты с иностранными арендаторами или агентством недвижимости. С другой стороны, в стране нахождения недвижимости тогда могут возникнуть риски образования постоянного представительства российского ИП в налоговых целях и подпадание арендной деятельности под местные налог на прибыль, НДС, налог на экономическую деятельность и (или) другие «предпринимательские» налоги. В РФ же данная недвижимость тогда может считаться используемой в предпринимательских целях ИП, что влияет на налоговые последствия при продаже недвижимости. Кроме того, необходимо учитывать риски совершения незаконных валютных операций в случае платежей от арендаторов – валютных резидентов РФ, даже через иностранное агентство недвижимости или управляющую компанию, а также обязанность арендодателя как валютного резидента РФ обеспечивать исполнение или прекращение обязательств арендаторов – валютных нерезидентов по внешнеторговым договорам (аренды) в силу части 4 статьи 24 закона № 173-ФЗ (вместо и аналогично прежней обязанности по репатриации валюты, с учетом особенностей валютного контроля исполнения этой обязанности). Также обязанности ИП по валютной отчетности по Инструкции ЦБ № 181-И и общие, но разные обязанности физлиц и ИП по отчетам о движении средств на зарубежных счетах, с разными рисками для ИП и для физлица, действующего не в качестве ИП. И конечно же валютно-правовые и налоговые статусы арендодателя и арендатора – российских физлиц по продолжительности их пребывания в РФ свыше или менее 183 дней в календарном году и вероятные изменения этих статусов в разные годы.
Правовое бюро «Проект-ВС», консультация по правовому режиму и операциям на счетах физлиц РФ за рубежом, консалтинг по минимизации рисков по счетам и ситуациям физлиц РФ за рубежом, pvs.ru, 03.05.2024 г.
|