Правовой консалтинг по сделкам и валютным операциям с недружественными нерезидентами в 2022 - 2024 гг.
Правовой консалтинг
по сделкам и операциям с «недружествеными» нерезидентами
♦ Правовые услуги по валютному регулированию и контролю ► Валютная консультация ► Консалтинг по сделкам и операциям с «недружественными» нерезидентами
Практические примеры рассмотрения правовых вопросов 23.06.2022 Разрешения для резидентов – физ. лиц зачислять на зарубежные счета инвалюту от нерезидентов от продажи недвижимости и ценных бумаг за рубежом и комментарий к ним
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 июня 2022 г. N 05-06-10/ВН-31422
ВЫПИСКА
ИЗ ПРОТОКОЛА ЗАСЕДАНИЯ ПОДКОМИССИИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ
КОМИССИИ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ИНОСТРАННЫХ
ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 14 ИЮНЯ 2022 ГОДА N 62/1
1. Руководствуясь пунктом 16 Правил выдачи Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации разрешений в целях реализации дополнительных временных мер экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации и иных разрешений, предусмотренных отдельными указами Президента Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2022 N 295 (далее - Правила), принимая во внимание официальные разъяснения Банка России от 18.03.2022 N 2-ОР, подкомиссией Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации (далее - Подкомиссия) принято единогласное решение разрешить резидентам - физическим лицам проведение операций по зачислению на свои счета (вклады), открытые в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, денежных средств в иностранной валюте, полученных от нерезидентов по сделкам (операциям), влекущим возникновение права собственности на недвижимое имущество (включая строящиеся объекты недвижимости), находящиеся за пределами территории Российской Федерации.
2. Руководствуясь пунктом 16 Правил, принимая во внимание официальные разъяснения Банка России от 18.03.2022 N 2-ОР, Подкомиссией принято единогласное решение разрешить резидентам - физическим лицам проведение операций по зачислению на свои счета (вклады), открытые в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, денежных средств в иностранной валюте, полученных от нерезидентов по сделкам (операциям), влекущим возникновение права собственности на ценные бумаги, а также в результате погашения ценных бумаг, которые хранятся у иностранного депозитария, иностранного банка, иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, предполагающих (осуществляющих) учет прав на ценные бумаги, их хранение за пределами территории Российской Федерации.
3. Установить, что вышеуказанные разрешения действуют без ограничения срока.
Выписка верна.
Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
А.В.МОИСЕЕВ
Комментарий
Как указано выше в протоколе заседания подкомиссии, в отношении обоих данных разрешений были приняты во внимание официальные разъяснения ЦБ РФ от 18.03.2022 г. № 2-ОР. Очевидно, имеется в виду пункт 1.11 этого правового акта («Официального разъяснения») ЦБ № 2-ОР следующего содержания:
«1.11. Ограничения, содержащиеся в Указе № 81, не распространяются на сделки (операции), влекущие за собой возникновение права собственности на ценные бумаги и недвижимое имущество, осуществляемые (исполняемые) резидентами с лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия, если:
ценные бумаги хранятся у иностранного депозитария, иностранного банка, иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, предполагающих (осуществляющих) учет прав на ценные бумаги, их хранение за пределами территории Российской Федерации;
объекты недвижимости (включая строящиеся объекты недвижимости) находятся за пределами территории Российской Федерации;
расчеты по сделкам (операциям) с такими ценными бумагами или объектами недвижимости осуществляются по счетам (вкладам), открытым резидентам в иностранных банках, иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, информация о которых раскрыта резидентами налоговым органам Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации».
Под Указом № 81 здесь понимается Указ Президента РФ от 01.03.2022 г. № 81 «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации». Этим Указом № 81 был установлен «особый порядок» сделок резидентов в том числе по недвижимости и по ценным бумагам с лицами из «недружественных» государств.
Исходя из пункта 1.11 Официального разъяснения ЦБ № 2-ОР, этот «особый порядок» по Указу № 81 не должен распространяться на сделки резидентов по недвижимости и по ценным бумагам с лицами из «недружественных» государств за рубежом. Однако такое разъяснение фактически сужает сферу действия Указа № 81, связи с чем правомочность этого разъяснения в формальных целях остается под вопросом. Поскольку в силу Указа № 81 разрешения на собственно такие сделки должна (может) давать Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ. А ЦБ РФ в силу пункта 13 Указа Президента РФ от 05.03.2022 г. № 95 вправе лишь давать официальные разъяснения (но не общие разрешения) по вопросам применения Указа № 81.
В части валютных операций по таким сделкам, приведенные выше разрешения подкомиссии фактически даны в целях не Указа № 81, а Указа № 79. Поскольку именно Указом № 79 установлен общий запрет на зачисления резидентами инвалюты на зарубежные счета. Который первоначально распространялся и на зачисления инвалюты по сделкам с недвижимостью и ценными бумагами за рубежом.
Таким образом, для полноценной формальной возможности осуществления (исполнения) сделок резидентов по продаже лицам из «недружественных» государств недвижимости и ценных бумаг за рубежом необходимы 2 вида разрешений: 1) на собственно сделки с такими лицами; 2) на валютные операции по зачислению инвалюты по этим сделкам на зарубежные счета. Разрешения на данные валютные операции с нерезидентами теперь есть согласно приведенному выше решению подкомиссии от 14.06.2022 г. № 62/1. А в части разрешений на собственно сделки пока приходится опираться только на Официальное разъяснение ЦБ № 2-ОР.
Исходя из практики таких сделок и операций и применимого к ним регулирования в РФ необходимо учитывать, что приведенные выше разрешения подкомиссии от 14.06.2022 г. № 62/1 не охватывают собой сделки и операции с иностранными финансовыми инструментами, не являющимися ценными бумагами (ПФИ и др.). Также учитывать, что по мнению Минфина РФ, в целях НДФЛ в РФ иностранные ценные бумаги необходимо классифицировать (подтвердить) в качестве ценных бумаг в РФ по кодам ISIN и CFI. Риск такой же обязанности можно отметить и в целях валютных операций с иностранными ценными бумагами. Кроме того, разрешения подкомиссии от 14.06.2022 г. № 62/1 также не охватывают случаи такого рода сделок за рубежом с резидентами, случаи покупки недвижимости и ценных бумаг за рубежом, случаи покупки недвижимости путем приобретения долей, паев в уставном капитале юридического лица – нерезидента (под общим запретом по Указу № 126), случаи сделок с лицами под санкциями РФ (под общим запретом по Указу № 252) и другие специфические ситуации.
Правовое бюро «Проект-ВС», консалтинг по ситуациям резидентов за рубежом, подготовка и обоснование запросов и заявлений в органы РФ по сделкам и операциям в 2022 году, pvs.ru, 23.06.2022 г.
13.09.2022 Можно ли в 2022 году денежные средства от продажи недвижимости за рубежом зачислять на зарубежный счет
05.09.2022 О применении разъяснения ЦБ № 2-ОР и письма ЦБ от 30.08.2022 г. № 010-31-4/8237 к сделкам с ценными бумагами и недвижимостью за рубежом в интересах резидентов
|
Практические примеры рассмотрения вопросов по сделкам и валютным операциям с "недружественными" лицами и прочими нерезидентами в 2024 г. и анализа "президентского" регулирования 2022 - 2024 гг. отражены в систематизации новых запретов, ограничений и правовых возможностей в целях валютных операций и на страницах новостей и авторской аналитики на настоящем сайте, в частности:
22.08.2022 Условия и сложности применения разрешения резидентам осуществлять валютные операции по предоставлению «дружественным» нерезидентам инвалюты по займам
02.08.2022 Об ответах ЦБ на вопросы о возможности зачисления иностранной валюты на свой счет в зарубежном банке и о переводах другому человеку за рубеж
12.07.2022 Неопределенность Указа № 430 в части снятия общего запрета на зачисления инвалюты на зарубежные счета резидентов и переводы электронных средств. Запрет по дивидендам
23.06.2022 Разрешения для резидентов – физ. лиц зачислять на зарубежные счета инвалюту от нерезидентов от продажи недвижимости и ценных бумаг за рубежом и комментарий к ним |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Формат устного консалтинга. Устные услуги обычно предоставляюется дистанционно по телефону, WhatsApp, Telegram, Viber, Skype и т. п. При необходимости, также в офисе (в Москве). Точное время консультации необходимо согласовать заранее. При наличии свободного времени, по срочным заказам по несложным ситуациям обсуждение может проводиться в день обращения, в том числе вечером после обычных рабочих часов и в выходные дни
Формт письменного консалтинга. Письменные услуги обычно предоставляются в виде подробного правового заключения или юридического меморандума. Для письменного рассмотрения ситуации необходимы письменно сформулированные сведения по ситуации, сделке, операциям и вопросы. При необходимости, также документы или проекты документов по сделке и (или) операциям. Сроки письменного рассмотрения, правовых разработок, подготовки договоров и документов индивидуальные в каждом конкретном случае.
В связи с высокой занятостью запросы на услуги предпочтительнее направлять письменно с кратким описанием ситуации и вопросами.
В один клик:
Услуга правового консалтинга по сделкам и валютным операциям с нерезидентами в 2024 гг. является частью более широких аналитических правовых услуг и решений по вопросам, ситуациям, деятельности и правовых услуг по валютному регулированию и валютному контролю.
Описание услуг на настоящей странице и сайте не являются публичным предложением услуг.
|