Разработки и услуги • Валютный контроль • Налоги • Таможня • Формы ВЭД • Контракты • На английском • Испания 
 Запрос услуг • Контакты 
Правовое бюро
"Проект-ВС"

 Аналитические 
 правовые услуги по ВЭД 

Дистанционно / Онлайн
В офисе / Ежедневно

Услуги
Проекты
Контракты
Ситуации
Материалы
Новости
Правовой консалтинг по схемам работы и вопросам услуг, работ российских физлиц, самозанятых, ИП для иностранных заказчиков

Правовой консалтинг по схемам работы и вопросам
услуг, работ российских физлиц, самозанятых, ИП для иностранных заказчиков

Практические примеры рас­смот­ре­ния пра­во­вых воп­ро­сов


26.01.2023
Суд наконец-то при­ме­нил Указ № 529 в де­ле по ре­па­т­ри­а­ции ва­лю­ты при им­пор­те то­варов


В 2022 году судебная практика по валют­ным делам харак­тери­зо­валась отсут­ствием преце­дентов прямого приме­нения указов Прези­дента РФ 2022 г., затра­гива­ющих валют­ное регули­рование. Но наконец 19 января 2023 г. Арбит­ражный суд Ураль­ского округа в поста­нов­лении по делу А60-5671/2022 указал на дейст­вие Указа Прези­дента РФ от 08.08.2022 г. № 529 как на изме­нение право­вого регули­ро­вания в отно­шении тре­бо­ваний по репат­ри­ации валюты.

Конкретно в этом деле постановление таможни об администра­тивном право­нару­шении за необеспе­чение возв­рата аванса, упла­чен­ного за товары ино­стран­ному постав­щику, было отменено по осно­ванию пропуска таможней срока давности привле­чения к ответст­венности (на 1 день). При этом, однако, таможня помимо поста­новления об админи­стра­тив­ном нару­шении вынесла участнику ВЭД еще и предпи­сание устра­нить нарушение валютного законо­да­тель­ства. Наряду с обжало­ванием постано­вления, участник ВЭД обжа­ловал и пред­пи­сание.

Применительно к этому предписанию таможни суд указал:

«На основании подпункта "б" пункта 4 Указа Прези­дента Россий­ской Феде­рации от 08.08.2022 N 529 "О времен­ном порядке испол­нения обяза­тельств по дого­ворам банков­ского счета (вклада), выражен­ных в ино­стран­ной валюте, и обяза­тельств по обли­гациям, выпущен­ным иностран­ными органи­зациями" впредь до внесе­ния изме­нений в Закон о валют­ном регули­ровании при осущест­влении внешне­тор­говой деятель­ности и (или) при предо­став­лении и возв­рате зай­мов россий­скими юриди­чес­кими лицами и инди­ви­дуаль­ными пред­прини­мате­лями не приме­няются требо­вания абзаца пер­вого части 2 статьи 14 (в части, каса­ющейся соблю­дения требо­вания об обяза­тель­ности формы рас­четов), частей 1 и 2 статьи 19 указан­ного Феде­раль­ного закона.

Поскольку требования оспоренного предпи­сания осно­ваны на поло­жениях частей 1 и 2 статьи 19 Закона о валют­ном регули­ро­вании и на дан­ный момент не испол­нены, правовое обосно­вание для их испол­нения отсут­ствует. Учитывая, что неиспол­нение обязан­ности, указан­ной в предпи­сании, влечет за собой угрозу нака­зания, это нару­шает права пода­теля жалобы.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 17 постано­вления от 28.06.2022 N 21 "О неко­торых воп­росах приме­нения судами поло­жений главы 22 Кодекса админи­стра­тив­ного судо­произ­водства Россий­ской Феде­рации и главы 24 Арбит­ражного процес­суаль­ного кодекса Россий­ской Феде­рации" разъ­яснил, что отсут­ствие вины органов и лиц, наде­ленных публич­ными полно­мочиями, в нару­шении прав, свобод и закон­ных инте­ресов админи­стра­тив­ного истца (заяви­теля) не явля­ется основа­нием для отказа в удов­лет­во­рении адми­ни­стра­тив­ного иска (заяв­ления).

Материалами дела подтверждается, что предпи­сание таможен­ного органа от 30.12.2021 N 25-20/15747 выдано Рези­денту право­мерно на основа­нии выявлен­ного и совершен­ного пода­телем жалобы нару­шения валют­ного законо­датель­ства по резуль­татам проверки и на момент приня­тия тамож­ней решения о его выдаче явля­лось обосно­ванным.

Однако ко времени разрешения апелля­цион­ным судом спора 20.09.2022 по воп­росу недейст­витель­ности оспорен­ного предпи­сания заинте­ресо­ван­ного лица назва­нным Указом Прези­дента Россий­ской Феде­рации 08.08.2022 внесены изме­нения в право­вое регули­ро­вание и, прини­мая во вни­мание приве­денные указан­ные выше разъяс­нения Верхов­ного Суда Россий­ской Феде­рации, заяв­лен­ные требо­вания пода­теля жалобы в дан­ной части также подле­жали удовлет­ворению».

Отдельно интересно также отметить попытку таможни истол­ковать данные поло­жения Указа № 529 в огра­ни­чи­тель­ном смысле против инте­ресов рези­дентов (участ­ников ВЭД) и пози­цию суда в отноше­нии до­вода таможни:

«Довод таможенного органа о том, что приве­денные поло­жения подпункта "б" пункта 4 Указа Прези­дента Россий­ской Феде­рации от 08.08.2022 N 529 "О времен­ном порядке испол­нения обяза­тельств по дого­ворам банков­ского счета (вклада), выражен­ных в ино­стран­ной валюте, и обяза­тельств по облига­циям, выпущен­ным ино­стран­ными органи­заци­ями" распро­страня­ется исключи­тельно на те случаи, когда нере­зидент и его счета открыты в банках Соеди­нен­ных Штатов Америки и примк­нувших к ним ино­стран­ных госу­дарств, судом касса­цион­ной инстан­ции откло­няется, поскольку из текста назван­ного норма­тив­ного акта напрямую указан­ный вывод не следует. Кроме того, суд учиты­вает, что целью принятия назван­ного Указа Прези­дента Россий­ской Федера­ции является защита эконо­мики Россий­ской Феде­рации в целом, а также поддер­жка россий­ских участ­ников эконо­ми­ческой деятель­ности не только от неза­кон­ного воздей­ствия со стороны недру­жест­вен­ных государств, но и от необо­сно­ван­ных огра­ни­че­ний при осущест­вле­нии своей деятельности».

По-видимому, данный довод был заявлен тамож­ней исходя из общей направ­ленности указов Прези­дента РФ на приме­нение «специ­аль­ных эконо­мичес­ких мер в связи с недру­жест­вен­ными дейст­виями Соеди­ненных Штатов Америки и примк­нувших к ним ино­стран­ных госу­дарств и между­народ­ных орга­низа­ций», как это указано в назва­нии Указа № 79, в допол­нение к кото­рому был издан Указ № 529. Такой подход таможни к ограни­читель­ному толко­ванию указов Прези­дента РФ 2022 г. свиде­тель­ст­вует об актив­ном противо­дейст­вии органов валют­ного конт­роля приме­нению поло­жений указов в инте­ресах рези­ден­тов (участ­ников ВЭД).

В связи с этим данное постановление Арбитраж­ного суда Ураль­ского округа представ­ляется важным для рези­дентов преце­дентом решения суда касса­ционной инстан­ции, которая в значи­тельной степени и фор­ми­рует судеб­ную прак­тику, факти­чески обяза­тель­ную для судов первой и апел­ляцион­ной инстан­ций. Сущест­венным также представ­ляется еще и то обстоя­тельство, что в данном деле суд указал на приме­нение Указа № 529 как на (призна­ваемое) изме­нение право­вого регули­рования, даже не вдаваясь в рассмот­рение соотно­шения юриди­ческой силы Указов Прези­дента РФ по отно­шению к феде­раль­ным законам. То есть, Указ № 529 факти­чески приме­нен как право­вой акт, имеющий (призна­ваемый без спора) приори­тет по отно­шению к ва­лют­ному законо­датель­ству РФ. Плюс это внесенное Указом № 529 измене­ние право­вого регули­рования в прак­ти­ческих целях приме­нимо не только к эпизо­дам потен­циа­льных нару­шений после 08.08.2022 г. (даты публи­кации Указа № 529), но и до этой даты, если соот­вет­ствующие поста­нов­ления и пред­пи­сания еще не были исполнены.

Опираясь на данный судебный прецедент, теперь уже можно смелее осно­вы­ваться на указах Прези­дента РФ 2022 г. и в дру­гих случаях, по дру­гим аспек­там «прези­дент­ского» валют­ного регули­рования, кото­рые проти­воречат валют­ному законо­да­тельству и могут быть исполь­зованы в инте­ресах рези­дентов. Но с другой стороны, дан­ный преце­дент также указы­вает на приори­тет указов Прези­дента РФ над зако­нода­тель­ством РФ и в части валютно-­пра­вовых запре­тов и ограни­чений, введен­ных указами в 2022 г. и продол­жающих дейст­вовать в 2023 г.

Правовое бюро «Проект-ВС», валютный консалтинг, консалтинг по репатриации валюты, pvs.ru, 26.01.2023 г.

12.06.2023 Позиция ФНС по Ука­зу № 529 в час­ти не­при­ме­не­ния тре­бо­ва­ний по ре­пат­ри­а­ции ва­лю­ты и воз­мож­ность оп­ро­вер­же­ния по­доб­ных по­зи­ций ис­хо­дя из су­деб­ной прак­тики

23.07.2023 Прецедент от­вет­ст­вен­но­с­ти ди­рек­то­ра ком­па­нии за всю сум­му штра­фов по ва­лют­но­му за­ко­но­да­тель­ству (по репат­риа­ции валюты)

Практические примеры рас­смот­ре­ния пра­во­вых воп­ро­сов де­я­тель­но­сти рос­сий­ских фи­зи­чес­ких лиц в РФ и за ру­бе­жом при вы­пол­не­нии ра­бот, ока­за­нии ус­луг для ино­стран­ных за­каз­чи­ков от­ра­же­ны во мно­гих но­вос­тях и ав­тор­ской ана­ли­ти­ке на нас­то­я­щем сай­те, в осо­бен­ности:


28.08.2023
Кассация при­ме­ни­ла Указ № 79 от 28.02.2022, ин­фор­ма­цию на сай­те ЦБ и вы­пи­с­ку под­ко­мис­сии фак­ти­чес­ки в ка­чес­тве ва­лют­но­го за­ко­но­да­тель­ства в це­лях не­за­кон­ных опе­ра­ций

12.02.2023
Распечатки эле­к­т­рон­ных до­ку­мен­тов к от­че­там о дви­же­нии средств по за­ру­беж­ным сче­там юр­лиц и ИП долж­ны быть за­ве­ре­ны со­труд­ни­ка­ми ино­ст­ран­ных ор­га­ни­заций

26.01.2023
Суд наконец-то при­ме­нил Указ № 529 в де­ле по ре­па­т­ри­а­ции ва­лю­ты при им­пор­те то­варов

19.12.2022
О сдаче элек­т­рон­ной от­чет­нос­ти в свою на­ло­го­вую ин­с­пек­цию в РФ из-за ру­бежа

27.11.2022
ЦБ косвенно под­твер­дил не­при­ме­не­ние тре­бо­ва­ний по ре­пат­ри­а­ции ва­лю­ты и по рас­че­там толь­ко че­рез бан­ки РФ при ВТД и зай­мах ЮЛ и ИП не­ре­зи­дентам

26.10.2022
О ситуациях полу­че­ния рос­сий­ским ИП ва­лют­ной вы­руч­ки на свой счет в РФ как фи­зи­чес­ко­го ли­ца (не ИП)

1 2 3 4 5 6 7 8

Устные услуги дис­тан­ци­он­но / он­лайн / в офи­се. Пер­вич­ная уст­ная кон­суль­та­ция / пра­во­вая оцен­ка и уст­ная кон­суль­та­ция с пред­ва­ри­тель­ным пра­во­вым ана­ли­зом обы­чно пре­дос­тав­ля­ют­ся дис­тан­ци­он­но по те­ле­фо­ну, Whats­App, Te­le­gram, Viber и т. п. Ес­ли нуж­но об­су­дить / смот­реть фор­му­ли­ров­ки до­ку­мен­тов, гра­фы от­чет­нос­ти, пра­во­вые нор­мы, сай­ты, то в сер­ви­сах ви­део­кон­фе­рен­ций с де­мон­ст­ра­ци­ей эк­ра­нов. Не под за­пись. При не­об­хо­ди­мос­ти, так­же в офи­се (в Моск­ве). При на­ли­чии сво­бод­но­го вре­ме­ни, по сроч­ным за­ка­зам кон­суль­та­ция мо­жет пре­дос­тав­лять­ся в день обра­ще­ния, в том чис­ле ве­че­ром пос­ле обыч­ных ра­бо­чих ча­сов и в вы­ход­ные дни.

По письменным услугам не­об­хо­ди­мы пись­мен­но сфор­му­ли­ро­ван­ные све­де­ния по си­ту­а­ции, про­ек­ту, де­я­тель­нос­ти и (или) воп­ро­сы. При не­об­хо­ди­мос­ти, так­же до­го­во­ры и до­ку­мен­ты или про­ек­ты до­ку­мен­тов по про­ек­ту, си­ту­а­ции и (или) опе­ра­ци­ям. Сро­ки пись­мен­но­го рас­смот­ре­ния, пра­во­вых раз­ра­бо­ток, пра­во­вой оцен­ки, под­го­тов­ки до­го­во­ров и до­ку­мен­тов ин­ди­ви­ду­аль­ные в каж­дом кон­к­рет­ном случае.

В один клик:

       WhatsApp +7 985 9229670
       Telegram@letrado
       Viber +7 985 9229670
       Тел. +7 495 9229670
       Моб./смс +7 985 9229670
       Запрос услуг с сайта
       E-mail: info@pvs.ru

Описание услуг на на­с­то­я­щей стра­ни­це и сай­те не яв­ля­ет­ся пуб­лич­ным предложением услуг.

КОНСУЛЬТАЦИЯ
ПО ВАЛЮТНОМУ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
И КОНТРОЛЮ
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования

Аналитические правовые услуги по ВЭД, валютному контролю, Испании
Описание услуг на сайте не является публичной офертой услуг
Правовое бюро "Проект-ВС" (Москва) • 2001-2024 • Контакты
© Автор сайта:
Славинский В. Ч. Все права сохранены
ВАЛЮТНОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ
И КОНТРОЛЬ
ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ