Практические примеры рассмотрения правовых вопросов 03.05.2022 Запреты организациям и физическим лицам РФ осуществлять сделки и финансовые операции, выгодоприобретателями по которым являются лица под санкциями РФ
Согласно пунктам 1 и 2 Указа Президента РФ от 03.05.2022 г. № 252 «О применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций»:
«1. Федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации, в своей деятельности исходить из того, что со дня вступления в силу настоящего Указа в отношении отдельных юридических лиц, физических лиц и находящихся под их контролем организаций применяются специальные экономические меры.
2. Обеспечить применение следующих специальных экономических мер:
а) запрет федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации:
совершать сделки (в том числе заключать внешнеторговые контракты) с юридическими лицами, физическими лицами и находящимися под их контролем организациями, в отношении которых применяются специальные экономические меры (далее - лица, находящиеся под санкциями);
исполнять перед лицами, находящимися под санкциями, обязательства по совершенным сделкам (в том числе по заключенным внешнеторговым контрактам), если такие обязательства не исполнены или исполнены не в полном объеме;
осуществлять финансовые операции, выгодоприобретателями по которым являются лица, находящиеся под санкциями;
б) запрет на вывоз за пределы территории Российской Федерации продукции и (или) сырья, производство и (или) добыча которых осуществляются на территории Российской Федерации, при условии, что такие продукция и (или) сырье поставляются в пользу лиц, находящихся под санкциями, и (или) лицами, находящимися под санкциями, в пользу иных лиц».
Обращает на себя внимание, что данные запреты устанавливаются не только для государственных органов РФ, но и для «организаций и физических лиц, находящихся под юрисдикцией РФ». То есть, для российских компаний, их представительств и филиалов за рубежом, российских ИП, самозанятых, физических лиц.
Согласно пункту 5 этого же Указа № 252, Правительством РФ в 10-дневный срок должен быть утвержден перечень лиц, находящихся под санкциями, и определены дополнительные критерии таких сделок. Таким образом, правовое регулирование запрета на сделки с лицами, находящимися под санкциями РФ, будет сформировано после утверждения перечня этих лиц и дополнительных критериев сделок. Несоблюдение этих критериев будет вести к признанию таких сделок юридически недействительными.
В части запрета финансовых операций, выгодоприобретателями по которым являются лица под санкциями РФ, также пока не хватает утвержденного Правительством РФ перечня этих лиц. По смыслу, все это будут в основном лица не под юрисдикцией РФ (но не только). То есть, главным образом (валютные) нерезиденты РФ. Соответственно, в практических целях и возможных официальных разъяснений ЦБ, примененный в Указе № 252 термин «финансовые операции» наверняка будет распространятся на «валютные операции». Не только в отношении платежей, но и в отношении ценных бумаг и скорее всего иных финансовых инструментов. Исходя из общей логики новых принимаемых в 2022 г. правовых актов такой запрет на валютные операции по списанию денежных средств и иных финансовых активов в пользу лиц, находящихся под санкциями РФ, будет распространяться на счета валютных резидентов РФ как в РФ, так и за рубежом. Следовательно, осуществление платежей с нарушением запрета таких финансовых операций будет означать проведение незаконных валютных операций с рисками крупных штрафов и других видов ответственности за нарушения валютного законодательства. Причем не только по основанию запрещенных валютных операций, но также возможно и по основанию «операций с нарушением валютного законодательства РФ» по недействительным сделкам с нерезидентами.
Необходимость соблюдения данных новых запретов предполагает необходимость проверки иностранных контрагентов и лиц под их контролем по контрактам ВЭД и сделкам / операциям в РФ и за рубежом на предмет непопадания их в категорию «лиц, находящихся под санкциями РФ», анализа самих сделок на предмет их непопадания под дополнительные критерии, которые должны быть установлены Правительством РФ, планирования валютных операций, в особенности по счетам за рубежом, установления в контрактах ВЭД и договорах в РФ соответствующих санкционных оговорок и алгоритмов исполнения обязательств, приостановления действия уже заключенных контрактов, сбора документов в целях подтверждения соблюдения этих запретов, принятия прочих мер минимизации рисков по планируемым и (или) уже проведенным платежам.
Правовое бюро «Проект-ВС», консалтинг по сделкам 2022 г, pvs.ru, 03.05.2022 г.
|
Практические примеры рассмотрения правовых вопросов деятельности российских физических лиц в РФ и за рубежом при выполнении работ, оказании услуг для иностранных заказчиков отражены во многих новостях и авторской аналитике на настоящем сайте, в особенности:
29.06.2022 ЦБ официально разъяснил, что с 10 июня 2022 года обязательная продажа валютной выручки не осуществляется
09.06.2022 Условное разрешение резидентам зачислять валютную выручку по внешнеторговым договорам на зарубежные счета и связанные с ним риски
29.05.2022 Резиденты и нерезиденты обязаны соблюдать валютное регулирование 2022 г. при представлении документов и информации в банки по Инструкции ЦБ № 181-И
23.05.2022 Требование по продаже валютной выручки экспортеров снижено до 50%
11.05.2022 Разрешения физ. лицам – резидентам зачислять инвалюту на свои счета за рубежом со счетов в банках в РФ и переводить электронные денежные средства из РФ, в пределах ограничений ЦБ
03.05.2022 Запреты организациям и физическим лицам РФ осуществлять сделки и финансовые операции, выгодоприобретателями по которым являются лица под санкциями РФ |
1 2 3 4 5 6 7 8
Устные услуги дистанционно / онлайн / в офисе. Первичная устная консультация / правовая оценка и устная консультация с предварительным правовым анализом обычно предоставляются дистанционно по телефону, WhatsApp, Telegram, Viber и т. п. Если нужно обсудить / смотреть формулировки документов, графы отчетности, правовые нормы, сайты, то в сервисах видеоконференций с демонстрацией экранов. Не под запись. При необходимости, также в офисе (в Москве). При наличии свободного времени, по срочным заказам консультация может предоставляться в день обращения, в том числе вечером после обычных рабочих часов и в выходные дни.
По письменным услугам необходимы письменно сформулированные сведения по ситуации, проекту, деятельности и (или) вопросы. При необходимости, также договоры и документы или проекты документов по проекту, ситуации и (или) операциям. Сроки письменного рассмотрения, правовых разработок, правовой оценки, подготовки договоров и документов индивидуальные в каждом конкретном случае.
В один клик:
Описание услуг на настоящей странице и сайте не является публичным предложением услуг.
|