Практические примеры рассмотрения правовых вопросов 15.11.2024 Об официальном разъяснении ЦБ от 30.10.2024 г. № 4-ОР о прекращении обязательств по выплате прибыли ООО «недружественным» участникам зачетом
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОФИЦИАЛЬНОЕ РАЗЪЯСНЕНИЕ
от 30 октября 2024 г. N 4-ОР
О ПРИМЕНЕНИИ
ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 4 МАЯ 2022 ГОДА N 254 "О ВРЕМЕННОМ ПОРЯДКЕ ИСПОЛНЕНИЯ
ФИНАНСОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ В СФЕРЕ КОРПОРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ПЕРЕД НЕКОТОРЫМИ ИНОСТРАННЫМИ КРЕДИТОРАМИ"
ПРИ ПРЕКРАЩЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ЗАЧЕТОМ
1. Руководствуясь пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 4 мая 2022 года N 254 "О временном порядке исполнения финансовых обязательств в сфере корпоративных отношений перед некоторыми иностранными кредиторами" (далее - Указ N 254), Банк России разъясняет вопросы применения отдельных положений Указа N 254.
В соответствии с пунктом 3 Указа N 254 исполнение обществами с ограниченной ответственностью, хозяйственными товариществами, производственными кооперативами, являющимися резидентами (далее - резиденты), обязательств по выплате прибыли участникам таких обществ, товариществ, кооперативов, являющимся лицами недружественных иностранных государств <1>, без соблюдения временного порядка исполнения обязательств, установленного Указом Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 года N 95 "О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами", а именно без зачисления причитающегося лицу недружественного иностранного государства исполнения на счет типа "С", осуществляется на основании разрешений, выдаваемых Банком России в отношении резидентов, являющихся кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями, либо Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации в отношении других резидентов.
--------------------------------
<1> Кредиторы по соответствующим обязательствам, исполнение которых осуществляется в соответствии с пунктом 1 Указа N 254 в порядке, предусмотренном пунктами 2 - 9 Указа Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 года N 95 "О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами", или в порядке, предусмотренном пунктом 3 Указа N 254.
В этой связи прекращение обязательств резидентов по выплате прибыли их участникам, являющимся лицами недружественных иностранных государств, зачетом допускается только на основании разрешений, выдаваемых Банком России в отношении резидентов, являющихся кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями, либо Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации в отношении других резидентов.
2. Настоящее официальное разъяснение подлежит размещению на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и применяется с даты его размещения.
Председатель Центрального банка
Российской Федерации
Э.С.НАБИУЛЛИНА
Согласно первоначальной редакции Указа № 254 полномочия по выдаче разрешений на исполнение обязательств по выплате прибыли резидентов иностранным кредиторам без соблюдения порядка, предусмотренного Указом № 254, «в отношении других резидентов» были предоставлены Министерству финансов РФ по согласованию с ЦБ РФ. Эти полномочия были переданы «Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации» в силу Указа Президента РФ от 09.09.2024 г. № 767 «О внесении изменений в некоторые Указы Президента Российской Федерации». При этом в Указ № 254 было добавлено положение, что такие разрешения «при необходимости могут содержать условия исполнения обязательств по выплате прибыли резидентов иностранным кредиторам».
В данном официальном разъяснении ЦБ не упомянуто, что Указ № 95 распространяется на исполнение обязательств в размере, превышающем 10 млн. рублей в календарный месяц. Из-за чего может сложиться впечатление, что согласно этому разъяснению ЦБ выплата прибыли российских ООО «недружественным» иностранным участникам может осуществляться только либо на счет типа «С», либо по разрешению Правительственной комиссии (или ЦБ). Между тем, и в Указе № 254, и в данном разъяснении ЦБ от 30.10.2024 г. № 4-ОР под порядком, предусмотренном Указом № 95, понимается порядок, установленный пунктами 2 – 9 Указа № 95. А пункт 2 Указа № 95 как раз и устанавливает указанное пороговое значение 10 млн. руб.
Как указано, в частности, в письме ЦБ РФ от 11 апреля 2022 г. N 12-4-ОГ/6846, согласно пункту 1.10 официального разъяснения ЦБ № 2-ОР от 18.03.2022 г. в целях применения Указа № 79, Указа № 81 и Указа № 95 при определении лиц, являющихся резидентами, необходимо руководствоваться понятием «резидент», определенным в статье 1 Федерального закона № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Соответственно, исходя из отсылки в Указе № 254 на порядок, предусмотренный Указом № 95, в целях Указа № 254 также следует руководствоваться понятием валютного резидента.
Верховный Суд РФ в определении от 25 июля 2024 г. № 305-ЭС24-11083 по делу № А40-66692/2023 по исковому заявлению Dolcemia Holdings Limited к акционерному обществу Финансовая компания «Профит Хауз» (номинальному держателю ценных бумаг на основании депозитарного договора) об обязании перечислить 9 337 965 рублей, составляющих сумму дивидендов за первое полугодие 2022 года, по акциям эмитента – акционерного общества «ОмскВодоканал», подтвердил, что пороговую сумму (дивидендов) в размере 10 млн. руб. в целях Указов № 254 и № 95 следует рассматривать без учета (вычета) налога в РФ. В данном деле эта сумма составила 11 002 320 руб., соответственно превысила порог 10 млн. руб. и поэтому оставшаяся после вычета налога сумма дивидендов в размере 9 337 965 руб. была правомерно перечислена на счет типа «С», а не на расчетный счет нерезидента по анкете клиента.
Таким образом, с даты размещения официального разъяснения ЦБ от 30.10.2024 г. № 4-ОР на официальном сайте ЦБ в сети Интернет, то есть, с 30 октября 2024 года, прекращение обязательств валютных резидентов РФ по выплате прибыли их «недружественным» участникам-нерезидентам в размере начисленных сумм (распределенной прибыли) без вычета налога в РФ свыше 10 млн. руб. в календарный месяц зачетом допускается только на основании разрешений ЦБ или Правительственной комиссии.
Если зачет все же будет проведен в нарушение данного разъяснения ЦБ и соответственно Указов № 254 и № 95, то ответственность за это нарушение, вероятно, может определяться как за незаконную валютную операцию по отчуждению нерезиденту денежных средств, до зачета причитавшихся резиденту, или, в зависимости от ситуации, как за неполучение платежа от нерезидента в целях обязанности по репатриации валюты по статье 19 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» № 173- ФЗ (в случаях, когда эта обязанность не отменена) или в целях обязанности резидентов обеспечивать исполнение (платежных) обязательств нерезидентов по части 4 статьи 24 закона № 173-ФЗ (по внешнеторговым контрактам, по которым обязанность по репатриации валюты отменена).
Ранее в валютном законодательстве РФ вопрос о (не)правомерности зачетов возникал в целях обязанности резидентов по репатриации валюты по статье 19 закона № 173-ФЗ. При этом крупные штрафы могли возникнуть не в силу собственно зачета, а в силу неисполнения из-за зачета обязанности резидентов по репатриации валюты. Применительно же к установленному Указом № 254 особому порядку выплаты прибыли «недружественным» участникам ООО, проведение незаконного зачета прямо не подпадает под понятия «валютных операций» согласно положениям статьи 1 закона № 173-ФЗ в обычном понимании, так как при зачете все же не отчуждаются денежные средства, а прекращается обязательство по их уплате. Тем не менее, в новых условиях правового регулирования операций и сделок с «недружественными» иностранными лицами в 2022 – 2024 гг. органы валютного контроля и суды вполне могут истолковать подобный зачет как по сути отчуждение нерезиденту денежных средств, до зачета причитавшихся резиденту, что тогда подпадет под вид валютной операции согласно подпункту «б» пункта 9 части 1 статьи 1 закона № 173-ФЗ.
Правовое бюро «Проект-ВС», правовой консалтинг по сделкам и операциям с «недружественными» нерезидентами, устная консультация по валютному контролю и ВЭД с предварительным анализом, pvs.ru, 15.11.2024 г.
|
Практические примеры рассмотрения правовых вопросов с предварительным правовым анализом отражены в ряде новостей и в авторской аналитике на настоящем сайте, в особенности:
18.11.2024 Прецедент ответственности физлица РФ - займодателя за нерепатриацию займа, выданного гражданину Швейцарии, в виде штрафа 15% (7,5% при ранней уплате)
15.11.2024 Об официальном разъяснении ЦБ от 30.10.2024 г. № 4-ОР о прекращении обязательств по выплате прибыли ООО «недружественным» участникам зачетом |
29.10.2024 Штраф 4,1 млн. руб. (30%) за незаконный наличный расчет при покупке автомобиля в Беларуси, на основании документов из налоговой инспекции Беларуси
17.09.2024 Вправе ли налоговая запрашивать по валютному контролю сведения и документы о наличии гражданства иностранных государств и ВНЖ в иностранных государствах
31.08.2024 Два штрафа по 30% за передачу и получение гражданином РФ наличной инвалюты по одному займу родственнику-нерезиденту в Беларуси
24.08.2024 Риск ответственности генерального директора перед участниками компании при продлении сроков получения валютной выручки по контрактам
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Применяемые аналитические подходы также представлены на странице Аналитические правовые решения по правовым вопросам, ситуациям, деятельности.
В сфере валютного регулирования и валютного контроля услуга устного консультирования с предварительным правовым анализом является частью более широких правовых услуг по валютному регулированию и валютному контролю.
Дистанционно / онлайн / в офисе. Устная консультация с предварительным правовым анализом по валютному контролю и сопутствующим правовым вопросам по праву РФ обычно предоставляется дистанционно по телефону, WhatsApp, Telegram, Viber и т. п. Если нужно обсудить / смотреть формулировки документов, графы отчетности, правовые нормы, сайты, то в сервисах видеоконференций с демонстрацией экранов. Не под запись. При необходимости, также в офисе (в Москве). Для предварительного правового анализа может потребоваться несколько часов, сутки, 2-3 дня или больше в зависимости от объема и сложности исходных сведений и вопросов.
В один клик:
Описание услуг на настоящей странице и сайте не является публичным предложением услуг.
|