Практические примеры рассмотрения правовых вопросов 04.10.2022 Разрешение на дарение недвижимости «недружественными» иностранными лицами резидентам – физ. лицам в РФ. Толкование Указа № 81 в интересах резидентов в РФ и «зарубежных» валютных резидентов
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 сентября 2022 г. N 05-06-10/ВН-49653
ВЫПИСКА
ИЗ ПРОТОКОЛА ЗАСЕДАНИЯ ПОДКОМИССИИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ
КОМИССИИ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ИНОСТРАННЫХ
ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 26 СЕНТЯБРЯ 2022 ГОДА N 90/1
1. Руководствуясь пунктом 16 Правил выдачи Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации разрешений в целях реализации дополнительных временных мер экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации и иных разрешений, предусмотренных отдельными указами Президента Российской Федерации, а также реализации иных полномочий в указанных целях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2022 N 295, подкомиссией Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации принято единогласное решение разрешить резидентам-физическим лицам осуществление (исполнение) безвозмездных сделок (операций), влекущих за собой возникновение права собственности на недвижимое имущество, отчуждаемое иностранными лицами, связанными с иностранными государствами, которые совершают в отношении российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия, и (или) лицами, которые находятся под контролем указанных иностранных лиц, запрет на осуществление (исполнение) которых установлен абзацем третьим подпункта "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 01.03.2022 N 81.
Выписка верна.
Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
А.В.МОИСЕЕВ
Комментарий по приобретению недвижимости в РФ у «недружественных» иностранных лиц
По мнению ЦБ РФ, изложенному в официальном разъяснении ЦБ от № 2-ОР и письме ЦБ от 30.08.2022 г. № 010-31-4/8237, требования Указа № 81 не распространяются на сделки резидентов – физических лиц с отчуждением недвижимости за рубежом при соблюдении условий, указанных в пункте 1.11 этого разъяснения. Если основываться на позиции ЦБ, данное разрешение подкомиссии тоже следует понимать как относящееся к сделкам по отчуждению недвижимости на территории РФ.
В силу данного общего разрешения подкомиссии резиденты – физические лица вправе получать недвижимость в РФ безвозмездно, то есть и в особенности, в дар от «недружественных» иностранных лиц без необходимости индивидуального разрешения подкомиссии. Как правило, такие сделки дарения недвижимости совершаются между близкими родственниками.
С другой стороны, наличие такого общего разрешения в целях Указа № 81 фактически только на сделки дарения, на сегодняшний день, указывает на отсутствие такого общего разрешения на обычную продажу недвижимости «недружественными» иностранными лицами.
Понятие «недружественных» иностранных лиц в этих целях более полно изложено в подпункте «а» пункта 1 Указа № 81. В котором указано, что к «недружественным» иностранным лицам относятся случаи «в том числе если такие иностранные лица имеют гражданство этих государств, местом их регистрации … являются эти государства». По формальным критериям, это создает риск отнесения граждан РФ, постоянно проживающих за рубежом и имеющих (второе) гражданство или ВНЖ («регистрацию») «недружественного» иностранного государства, в категорию «недружественных» иностранных лиц при продаже ими своей недвижимости в РФ. В особенности, в случае указания таких данных продавца в договоре купли-продажи недвижимости. Как следствие, это влечет риск необходимости иметь резиденту-покупателю разрешение подкомиссии на покупку недвижимости в РФ у «недружественного» иностранного лица в целях Указа № 81, для регистрации права собственности на недвижимость.
Вариантом решения по этому риску может быть акцентирование в документах по сделке именно российских обстоятельств продавца и толкование Указа № 81 таким образом, что согласно формулировке подпункта «а» пункта 1 Указа № 81 и ряда других Указов Президента РФ в 2022 г. в категорию «недружественных» иностранных лиц подпадают не вообще лица с гражданством или ВНЖ «недружественных» государств, а случаи лиц «если такие иностранные лица имеют гражданство этих государств, местом их регистрации … являются эти государства».
Правовое бюро «Проект-ВС», консалтинг по сделкам 2022 г, консалтинг для нерезидентов 2022, подготовка и обоснование запросов и заявлений в органы РФ по сделкам и операциям в 2022 году, pvs.ru 04.10.2022 г.
|
Практические примеры рассмотрения правовых вопросов с предварительным правовым анализом отражены в ряде новостей и в авторской аналитике на настоящем сайте, в особенности:
26.10.2022 О ситуациях получения российским ИП валютной выручки на свой счет в РФ как физического лица (не ИП)
12.10.2022 Об уступке резиденту – физическому лицу платежного требования российской компании к иностранному покупателю по экспортному контракту, поставленному на учет в банке
04.10.2022 Разрешение на дарение недвижимости «недружественными» иностранными лицами резидентам – физ. лицам в РФ. Толкование Указа № 81 в интересах резидентов в РФ и «зарубежных» валютных резидентов |
28.09.2022 Получение выручки от иностранных заказчиков валютными резидентами, проживающими в РФ, в качестве иностранных предпринимателей (ИП) за рубежом
23.09.2022 Экспортные контракты без постановки на учет в банках РФ в 2022 году
20.09.2022 «Швейцария приостанавливает обмен налоговой информацией с Россией». Затрагивает ли это приостановление обмен информацией о счетах по стандарту CRS
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Применяемые аналитические подходы также представлены на странице Аналитические правовые решения по правовым вопросам, ситуациям, деятельности.
В сфере валютного регулирования и валютного контроля услуга устного консультирования с предварительным правовым анализом является частью более широких правовых услуг по валютному регулированию и валютному контролю.
Дистанционно / онлайн / в офисе. Устная консультация с предварительным правовым анализом по валютному контролю и сопутствующим правовым вопросам по праву РФ обычно предоставляется дистанционно по телефону, WhatsApp, Telegram, Viber и т. п. Если нужно обсудить / смотреть формулировки документов, графы отчетности, правовые нормы, сайты, то в сервисах видеоконференций с демонстрацией экранов. Не под запись. При необходимости, также в офисе (в Москве). Для предварительного правового анализа может потребоваться несколько часов, сутки, 2-3 дня или больше в зависимости от объема и сложности исходных сведений и вопросов.
В один клик:
Описание услуг на настоящей странице и сайте не является публичным предложением услуг.
|