Практические примеры рассмотрения правовых вопросов 07.09.2022 О применении Указа № 529 для защиты от штрафов за выплату или получение наличных по гражданско-правовым договорам, займам с нерезидентами
Согласно подпункту «б» пункта 4 Указа Президента РФ от 08.08.2022 г. № 529 «О временном порядке исполнения обязательств по договорам банковского счета (вклада), выраженных в иностранной валюте, и обязательств по облигациям, выпущенным иностранными организациями»:
«4. Впредь до внесения изменений в Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»:
б) при осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении и возврате займов российскими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не применяются требования абзаца первого части 2 статьи 14 (в части, касающейся соблюдения требования об обязательности формы расчетов), частей 1 и 2 статьи 19 указанного Федерального закона».
Указанный в этом пункте «б» пункта 4 Указа № 529 абзац первый части 2 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» имеет следующее содержание:
«2. Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств».
Таким образом, установленные абзацем первым части 2 статьи 14 Закона № 173-ФЗ «требования об обязательности формы расчетов» означают обязательность расчетов через банковские счета в уполномоченных банках РФ либо переводами электронных денежных средств. В судебной практике о валютным делам именно обязательность расчетов через банковские счета в уполномоченных банках РФ является одним из краеугольных камней для привлечения резидентов к ответственности за незаконные валютные операции, нарушающие эти требования.
При этом в абзаце первом части 2 статьи 14 Закона № 173-ФЗ эти требования установлены только для (российских) юридических лиц. Для (российских) физических лиц (и соответственно ИП) аналогичные требования установлены абзацем первым части 3 (не 2) статьи 14 Закона № 173-ФЗ. Это создает формальное препятствие для использования подпункта «б» пункта 4 Указа № 529 для защиты интересов индивидуальных предпринимателей, хотя они и упомянуты в этом подпункте. В конкретных ситуациях с ИП, видимо, потребуется направлять запрос для получения официального разъяснения по этому вопросу в ЦБ на основании пункта 8 Указа № 529.
Применительно к российским юридическим лицам, исходя из сложившейся правоприменительной практики (налоговых инспекций и таможен как органов валютного контроля) и судебной практики по валютным делам, подпункт «б» пункта 4 Указа № 529 можно использовать как довод и правовое основание для защиты от штрафов 20% - 40% от суммы незаконной валютной операции по следующим категориям ситуаций:
- Продажа российскими предприятиями товаров нерезидентам на экспорт из РФ за наличный расчет. Как правило, такими нерезидентами являются иностранные физические лица, иностранные индивидуальные предприниматели, закупающие товары в РФ и затем вывозящие их из РФ с подачей на таможню РФ документов об их приобретении. Где и выявляются эти незаконные валютные операции, с последующим привлечением таможней российского продавца к ответственности по статье 15.25 КоАП.
- Расчеты российских организаций с нерезидентами за наличный расчет за услуги перевозки, представительства, агентирования, аренду, ремонтные работы и т. п. (в том числе за рубежом), выполняемые в рамках обычной внешнеторговой деятельности, что и дает возможность ссылаться на подпункт «б» пункта 4 Указа № 529, который как раз и применятся «при осуществлении внешнеторговой деятельности» (и займах).
- Выполнение физическими лицами – нерезидентами работ, услуг для российских компаний в РФ за наличный расчет. Обычно это иностранные граждане, работающие на российские компании по гражданско-правовым договорам (не по трудовым договорам) и получающие вознаграждение из кассы, что потом и выявляется в ходе налоговых проверок. Такие гражданско-правовые договоры могут иметь признаки внешнеторговых договоров и поэтому подпадать под действие подпункта «б» пункта 4 Указа № 529.
- Специфические случаи расчетов с нерезидентами, если они подпадают под понятие внешнеторговых договоров и соответственно внешнеторговой деятельности. В частности, выдача наличных из кассы представителю-резиденту на оплату агентских услуг нерезидента, на оплату оборудования.
- Получение иностранными учредителями (участниками-нерезидентами) российских компаний займов наличными рублями из кассы своей организации, а также возвраты займов компаниями наличными через кассу. Эти незаконные валютные операции также выявляются в ходе налоговых проверок.
В первую очередь необходимо отметить, что внешнеторговые договоры и договоры займов свыше определенных сумм резиденты обязаны ставить на учет в уполномоченных банках РФ и проводить расчеты по ним только через счета в таких уполномоченных банках или счета за рубежом в силу Инструкции ЦБ № 181-И. Тем не менее, по экспортным контрактам в целях Инструкции ЦБ № 181-И, которые включают и договоры на услуги и работы, пороговая сумма, свыше которой контракт необходимо ставить на учет, недавно была повышена до 10 млн. руб. По импортным контрактам и займам пороговая сумма для постановки на учет осталась на уровне 3 млн. руб. Соответственно, применить Указ № 529 возможно, если не будет иных формальных препятствий, по договорам ниже этих пороговых сумм, что в вышеуказанных категориях ситуаций обычно и имеет место быть.
Далее, во всех перечисленных выше категориях ситуаций общая сложность видится в том, что Указ № 529 не является законом, что создает ряд правовых неопределенностей и может вызвать необходимость готовить различные правовые обоснования в зависимости от конкретной ситуации. Например, в случае принятия в Закон № 173-ФЗ каких-либо малозначимых изменений по другим вопросам, юридическая сила подпункта «б» пункта 4 Указа № 529 будет «размываться», так как в нем в качестве условия его применения указано: «Впредь до внесения изменений в Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ…». Также возникают вопросы, распространяется ли Указ № 529 на ранее совершенные (до даты Указа № 529) незаконные валютные операции в нарушение части 2 статьи 14 Закона № 173-ФЗ, возможно ли применить Указ № 529 для неисполнения уже вынесенных постановлений об административных правонарушениях. Конечно же, потребуется доказывать, что конкретные расчеты совершены именно по внешнеторговым договорам (как они определены в законодательстве РФ) и (или) по займам (а не по инвестиционным договорам, вкладам в уставный капитал и др.), что нет других признаков незаконных валютных операций (помимо нарушения обязательной формы расчетов в силу части 2 статьи 14 Закона № 173-ФЗ), в том числе по другим Указам Президента РФ 2022 г. Сложности также могут возникнуть по документообороту в целях валютных операций в банке в случае частичных расчетов по договору через банк.
Вопросы по неприменению также упомянутых в подпункте «б» пункта 4 Указа № 529 требований частей 1 и 2 статьи 19 Закона № 173-ФЗ по репатриации валюты были рассмотрены в новости от 04.09.2022 г, а возможности и «подводные камни» применения подпункта «а» пункта 4 Указа № 529 в части переводов денежных средств резидентами – в новости от 18.08.2022 г.
Правовое бюро «Проект-ВС» подготовка и обоснование запросов и заявлений в органы РФ по сделкам и операциям в 2022 году, pvs.ru, 07.09.2022 г.
08.09.2022 Займы нерезидентам в 2022 г. Запреты, ограничения, обязанности резидентов ЮЛ, ФЛ, ИП при предоставлении займов нерезидентам по состоянию на август - сентябрь 2022 г.
|
Практические примеры рассмотрения правовых вопросов с предварительным правовым анализом отражены в ряде новостей и в авторской аналитике на настоящем сайте, в особенности:
12.09.2022 Валютный контроль получения российским ИП выручки за разработку ПО на счет за рубежом после отмены общего запрета на зачисления инвалюты на зарубежные счета
12.09.2022 Запреты, ограничения, разрешения на переводы денежных средств резидентами - физическими лицами, проживающими в РФ, по состоянию на сентябрь 2022 г
10.09.2022 Возможности усиления отличий ГПД от ТД с дистанционными работниками за рубежом исходя из позиции трудинспекции
09.09.2022 Об особом порядке сделок (операций) по долям в российских ООО и иным правам по управлению ООО или условиям предпринимательской деятельности ООО
08.09.2022 Займы нерезидентам в 2022 г. Запреты, ограничения, обязанности резидентов ЮЛ, ФЛ, ИП при предоставлении займов нерезидентам по состоянию на август - сентябрь 2022 г.
07.09.2022 О применении Указа № 529 для защиты от штрафов за выплату или получение наличных по гражданско-правовым договорам, займам с нерезидентами |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Применяемые аналитические подходы также представлены на странице Аналитические правовые решения по правовым вопросам, ситуациям, деятельности.
В сфере валютного регулирования и валютного контроля услуга устного консультирования с предварительным правовым анализом является частью более широких правовых услуг по валютному регулированию и валютному контролю.
Дистанционно / онлайн / в офисе. Устная консультация с предварительным правовым анализом по валютному контролю и сопутствующим правовым вопросам по праву РФ обычно предоставляется дистанционно по телефону, WhatsApp, Telegram, Viber и т. п. Если нужно обсудить / смотреть формулировки документов, графы отчетности, правовые нормы, сайты, то в сервисах видеоконференций с демонстрацией экранов. Не под запись. При необходимости, также в офисе (в Москве). Для предварительного правового анализа может потребоваться несколько часов, сутки, 2-3 дня или больше в зависимости от объема и сложности исходных сведений и вопросов.
В один клик:
Описание услуг на настоящей странице и сайте не является публичным предложением услуг.
|