Разработки и услуги • Валютный контроль • Налоги • Таможня • Формы ВЭД • Контракты • На английском • Испания 
 Запрос услуг • Контакты 
Правовое бюро
"Проект-ВС"

 Аналитические 
 правовые услуги по ВЭД 

Дистанционно / Онлайн
В офисе / Ежедневно

Услуги
Проекты
Контракты
Ситуации
Материалы
Новости
Устные консультации по валютному контролю и ВЭД с предварительным правовым анализом для разрешения специфических ситуаций и вопросов

Устные консультации по валютному контролю и ВЭД
с предварительным правовым анализом

Практические примеры рас­смот­ре­ния пра­во­вых воп­ро­сов


29.08.2022
Разъяснение ФНС о законе № 235-ФЗ по смягчению ответственности за валютные нарушения по ст. 15.25 КоАП. Комментарий по особенностям применения в интересах резидентов


ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 8 августа 2022 г. N ШЮ-4-17/10279@

Федеральная налоговая служба в связи со вступлением в силу с 24.07.2022 Фе­де­раль­но­го закона от 13.07.2022 N 235-ФЗ "О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции об ад­ми­ни­стра­тив­ных пра­во­на­ру­ше­ни­ях" (далее - Закон N 235-ФЗ; КоАП РФ) сообщает следующее.

1. Снижены размеры административного штрафа за ад­ми­ни­стра­тив­ные пра­во­на­ру­ше­ния, пре­ду­смот­рен­ные частями 1 и 4 статьи 15.25 КоАП РФ.

2. Изменен порядок исчисления размера ад­ми­ни­стра­тив­но­го штрафа в отношении дол­ж­ност­ных лиц по ад­ми­ни­стра­тив­ным пра­во­на­ру­ше­ни­ям, пре­ду­смот­рен­ным частями 1, 4, 4.3 и 5 статьи 15.25 КоАП РФ, а именно установлено его исчисление в процентном отношении к сумме совершенного нарушения с сохранением верхнего предела штрафа в размере 30 тыс. руб.

При этом ранее предусмотренный нижний предел ад­ми­ни­стра­тив­но­го штрафа в размере 20 тыс. руб. больше не применяется.

3. Неприменение административной ответственности.

3.1. С вступлением в силу Закона N 235-ФЗ действие примечания 7 к статье 15.25 КоАП РФ (далее - Примечание 7) рас­про­стра­не­но на все случаи незаконного зачисления денежных средств на счета (вклады) в зарубежных банках, не ограничиваясь расчетами только по внеш­не­тор­го­вым договорам (контрактам), как это было ранее.

Таким образом, налоговые органы по таким видам нарушений должны во всех случаях ус­та­нав­ли­вать наличие­/­отсутствие факта перевода резидентами денежных средств с зарубежных счетов на счета в упол­но­мо­чен­ные банки в 45-дневный срок.

3.2. Резиденты, совершившие в период с 23 февраля по 31 декабря 2022 года нарушения актов валютного за­ко­но­да­тель­ст­ва Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции и актов органов ва­лют­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния, от­вет­ст­вен­ность за которые пре­ду­смот­ре­на частями 1, 4, 4.1, 4.3 и 5 статьи 15.25 КоАП РФ, ос­во­бож­да­ют­ся от ад­ми­ни­стра­тив­ной от­вет­ст­вен­нос­ти, если такие нарушения обусловлены мерами ог­ра­ни­чи­тель­но­го характера, введенными не­дру­жест­вен­ны­ми ино­стран­ны­ми го­су­дар­ст­ва­ми в от­но­ше­нии Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, граждан Рос­сий­ской Феде­ра­ции или рос­сий­ских юри­ди­чес­ких лиц (новое примечание 10 к статье 15.25 КоАП РФ).

Дела об указанных административных правонарушениях, находящиеся в производстве налоговых органов, а также исполнение со­от­вет­ст­ву­ю­щих не­ис­пол­нен­ных постановлений о назначении ад­ми­ни­стра­тив­но­го наказания подлежат прекращению со дня вступления в силу Закона N 235-ФЗ, если налоговыми органами установлено, что такие нарушения совершены в период с 23.02.2022 и обусловлены применением не­дру­жест­вен­ны­ми ино­стран­ными госу­дарст­вами мер ог­ра­ни­чи­тель­но­го характера.

При установлении органами валютного контроля нарушений, от­вет­ст­вен­ность за которые пре­ду­смот­ре­на частями 1, 4, 4.1, 4.3 и 5 статьи 15.25 КоАП РФ, совершенных в указанный период и при указанных об­сто­я­тель­ст­вах, ад­ми­ни­стра­тив­ное производство по ним не может быть начато <1>, а начатое производство подлежит прекращению <2>, исполнение со­от­вет­ст­ву­ю­щих не­ис­пол­нен­ных постановлений о назначении ад­ми­ни­стра­тив­но­го наказания также подлежит прекращению <3> (части 4, 5 статьи 2 Закона N 235-ФЗ).

--------------------------------

<1> По основаниям статьи 24.5 КоАП РФ.

<2> Выносится постановление о прекращении производства по делу об ад­ми­ни­стра­тив­ном пра­во­на­ру­ше­нии в порядке статей 28.9, 29.4 или 29.9 КоАП РФ.

<3> Выносится постановление о прекращении исполнения по­ста­нов­ле­ния о назначении ад­ми­ни­стра­тив­но­го наказания в порядке статьи 31.7 КоАП РФ.

4. Обратная сила Закона N 235-ФЗ и прекращение исполнения по­ста­нов­ле­ний о наз­на­че­нии ад­ми­ни­стра­тив­но­го наказания. В соответствии с положением части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий ад­ми­ни­стра­тив­ную от­вет­ст­вен­ность за ад­ми­ни­стра­тив­ное пра­во­на­ру­ше­ние либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего ад­ми­ни­стра­тив­ное пра­во­на­ру­ше­ние, имеет обратную силу, то есть рас­про­стра­ня­ет­ся и на лицо, которое совершило ад­ми­ни­стра­тив­ное поа­во­на­ру­ше­ние до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении ад­ми­ни­стра­тив­ного наказания не исполнено.

Следующие положения Закона N 235-ФЗ, улучшающие положения резидентов, имеют обратную силу:

- предусматривающие снижение размера ад­ми­ни­стра­тив­ного штрафа по ад­ми­ни­стра­тив­ным поа­во­на­ру­ше­ниям, предусмотренным частями 1 и 4 статьи 15.25 КоАП РФ;

- устанавливающие новый порядок исчисления ад­ми­ни­стра­тив­ного штрафа для должностных лиц по частям 1, 4, 4.3 и 5 статьи 15.25 КоАП РФ - если сумма ад­ми­ни­стра­тив­ного штрафа, исчисленного в соответствии с Законом N 235-ФЗ, будет меньше размера ад­ми­ни­стра­тив­ного штрафа, ранее наложенного на должностное лицо на основании предыдущей редакции статьи 15.25 КоАП РФ;

- расширяющие сферу применения Примечания 7.

Таким образом, налоговые органы прекращают исполнение постановления о назначении ад­ми­ни­стра­тив­ного наказания <4>, не исполненного до вступления в силу Закона N 235-ФЗ, полностью или в соответствующей части в следующих случаях:

--------------------------------

<4> Порядок прекращения исполнения постановлений о назначении ад­ми­ни­стра­тив­ного наказания регламентирован статьями 31.7 и 31.8 КоАП РФ.

1) по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ и части 4 статьи 15.25 КоАП РФ - в случае, если назначенный штраф превышает размер штрафа, исчисленный в установленном Законом N 235-ФЗ порядке.

2) по частям 1, 4, 4.3 и 5 статьи 15.25 КоАП РФ для должностных лиц - в случае, если назначенный штраф превышает размер штрафа, исчисленный в установленном Законом N 235-ФЗ порядке.

В случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2, налоговый орган выносит постановление о прекращении исполнения постановления о назначении ад­ми­ни­стра­тив­ного наказания <5> в части такого превышения.

--------------------------------

<5> Часть 4 статьи 31.8 КоАП РФ.

3) по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в части незаконных зачислений денежных средств на зарубежный счет не в рамках внешнеторговых договоров (контрактов) - в случае соблюдения резидентом условий, предусмотренных Примечанием 7 в редакции Закона N 235-ФЗ.

В этом случае налоговый орган выносит постановление о прекращении исполнения постановления о назначении ад­ми­ни­стра­тив­ного наказания <5>

- полностью (если сумма денежных средств была переведена с иностранного счета в уполномоченный банк в полном объеме в 45-дневный срок) или

- частично (в размере денежных средств, переведенных в уполномоченный банк в 45-дневный срок).

Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) территориальных налоговых органов поручается взять под личный контроль исполнение настоящего письма и довести его до нижестоящих налоговых органов.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
3 класса
Ю.В.ШЕПЕЛЕВА

Комментарий по особенностям применения этого письма ФНС в интересах резидентов

Данное письмо ФНС относится к категории тех правовых актов органов валютного контроля, которые находят непосредственное отражение в судебных решениях по валютным делам и в досудебной правоприменительной практике налоговых инспекций. Просто ссылка на такой правовой акт (письмо ФНС) уже может являться весомым доводом в интересах резидента. Однако в целях применения данного письма ФНС необходимо учитывать следующие особенности правоприменительной практики.

Как указано в приведенном выше разделе 3 этого письма ФНС касательно неприменения ад­ми­ни­стра­тив­ной ответственности в случаях незаконного зачисления денежных средств на счета в зарубежных банках, «налоговые органы по таким видам нарушений должны во всех случаях устанавливать наличие/отсутствие факта перевода резидентами денежных средств с зарубежных счетов на счета в уполномоченные банки в 45-дневный срок». Но реально обязанность доказывания наличия таких фактов ложится на резидентов. При отсутствии доказательств налоговые органы и суды будут просто исходить из отсутствия таких фактов.

То же самое относится к случаям освобождения от ответственности за нарушения, ответственность за которые предусмотрена частями 1, 4, 4.1, 4.3 и 5 статьи 15.25 КоАП РФ, когда «налоговыми органами установлено, что такие нарушения совершены в период с 23.02.2022 и обусловлены применением недружественными иностранными государствами мер ограничительного характера». При этом резидентам будет необходимо доказать не только факты «мер ограничительного характера», но и в особенности причинно-следственную связь между этими мерами и произошедшими нарушениями. Причем это доказывание должно быть основано не на бытовых представлениях о санкциях и их последствиях, а на формальной логике валютного регулирования и практике валютного контроля.

В части обратной силы Закона № 235-ФЗ и прекращение исполнения постановлений о назначении ад­ми­ни­стра­тив­ных наказаний важный нюанс заключается в том, что в случаях ранее вынесенных и еще не исполненных резидентами постановлений о крупных штрафах 75% - 100% за незаконные валютные операции резидентам необходимо самим обратиться в ИФНС с заявлением о снижении размера штрафа до соответственно 20% - 40% в силу Закона № 235-ФЗ и обязательно до уплаты штрафа. В случаях, когда штраф уже уплачен, суды (и тем более налоговые органы) отказывают в снижении (и возврате) такого штрафа «за отсутствием для этого правовых оснований».

Правовое бюро «Проект-ВС» pvs.ru, 29.08.2022 г.

Практические примеры рас­смот­ре­ния пра­во­вых воп­ро­сов с пред­ва­ри­тель­ным пра­во­вым ана­ли­зом отра­же­ны в ряде ново­стей и в ав­тор­ской ана­ли­тике на нас­то­я­щем сай­те, в особенности:


29.08.2022
Разъяснение ФНС о за­ко­не № 235-ФЗ по смяг­че­нию от­вет­ст­вен­нос­ти за ва­лют­ные на­ру­ше­ния по ст. 15.25 КоАП. Ком­мен­та­рий по осо­бен­нос­тям при­ме­не­ния в ин­те­ре­сах ре­зи­ден­тов

22.08.2022
Условия и сложности при­ме­не­ния раз­ре­ше­ния ре­зи­ден­там осу­щест­в­лять ва­лют­ные опе­ра­ции по пред­остав­ле­нию «дру­жест­вен­ным» не­ре­зи­ден­там ин­ва­лю­ты по займам

19.08.2022
Ограниченное раз­ре­ше­ние ре­зи­ден­там – фи­зи­чес­ким ли­цам за­чис­лять ин­ва­лю­ту от ди­ви­ден­дов в РФ на сче­та за ру­бе­жом и ком­мен­та­рий к нему

18.08.2022
Новые возможности и «под­вод­ные кам­ни» по пе­ре­во­дам фи­зи­чес­ки­ми ли­ца­ми - ре­зи­ден­та­ми ин­ва­лю­ты в связи с Ука­зом № 529

16.08.2022
ФНС намерена ис­к­лю­чить ряд стран из пе­реч­ня го­су­дарств, об­ме­ни­ва­ю­щих­ся на­ло­го­вой ин­фор­ма­ци­ей с РФ. Ва­лют­но-пра­во­вые по­след­ст­вия для ре­зи­ден­тов

07.08.2022
Минфин РФ разъяснил пла­ни­ру­е­мое взи­ма­ние НДФЛ (30%) с вып­лат дис­тан­ци­он­ным со­труд­ни­кам рос­сий­ских ком­па­ний, ра­бо­та­ю­щим за ру­бе­жом. Рис­ки и воз­мож­нос­ти ре­ше­ний для ком­па­ний ИТ

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Применяемые аналитические под­хо­ды так­же пред­став­ле­ны на стра­ни­це Ана­ли­ти­чес­кие пра­во­вые ре­ше­ния по пра­во­вым воп­ро­сам, си­ту­а­ци­ям, де­я­тель­ности.

В сфере валютного регулирования и ва­лют­но­го кон­т­ро­ля ус­лу­га уст­ного кон­суль­ти­ро­ва­ния с пред­ва­ри­тель­ным пра­во­вым ана­ли­зом яв­ля­ет­ся час­тью бо­лее ши­ро­ких пра­во­вых ус­луг по ва­лют­но­му ре­гу­ли­ро­ва­нию и ва­лют­но­му кон­т­ролю.

Дис­тан­ци­он­но / он­лайн / в офи­се. Уст­ная кон­суль­та­ция с пред­ва­ри­тель­ным пра­во­вым ана­ли­зом по ва­лют­но­му кон­т­ро­лю и со­пут­ст­ву­ю­щим пра­во­вым воп­ро­сам по пра­ву РФ обы­чно пре­дос­тав­ля­ет­ся дис­тан­ци­он­но по те­ле­фо­ну, Whats­App, Te­le­gram, Viber и т. п. Ес­ли нуж­но об­су­дить / смот­реть фор­му­ли­ров­ки до­ку­мен­тов, гра­фы от­чет­нос­ти, пра­во­вые нор­мы, сай­ты, то в сер­ви­сах ви­део­кон­фе­рен­ций с де­мон­ст­ра­ци­ей эк­ра­нов. Не под за­пись. При не­об­хо­ди­мос­ти, так­же в офи­се (в Моск­ве). Для пред­ва­ри­тель­но­го пра­во­во­го ана­ли­за мо­жет по­тре­бо­вать­ся нес­коль­ко ча­сов, сут­ки, 2-3 дня или боль­ше в за­ви­си­мос­ти от объ­ема и слож­нос­ти ис­ход­ных све­де­ний и воп­ро­сов.

В один клик:

       WhatsApp +7 985 9229670
       Telegram@letrado
       Viber +7 985 9229670
       Тел. +7 495 9229670
       Моб./смс +7 985 9229670
       Запрос услуг с сайта
       E-mail: info@pvs.ru

Описание услуг на на­с­то­я­щей стра­ни­це и сай­те не яв­ля­ет­ся пуб­лич­ным предложением услуг.

КОНСУЛЬТАЦИЯ
ПО ВАЛЮТНОМУ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
И КОНТРОЛЮ
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования

Аналитические правовые услуги по ВЭД, валютному контролю, Испании
Описание услуг на сайте не является публичной офертой услуг
Правовое бюро "Проект-ВС" (Москва) • 2001-2024 • Контакты
© Автор сайта:
Славинский В. Ч. Все права сохранены
ВАЛЮТНОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ
И КОНТРОЛЬ
ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ