Разработки и услуги • Валютный контроль • Налоги • Таможня • Формы ВЭД • Контракты • На английском • Испания 
 Запрос услуг • Контакты 
Правовое бюро
"Проект-ВС"

 Аналитические 
 правовые услуги по ВЭД 

Дистанционно / Онлайн
В офисе / Ежедневно

Услуги
Проекты
Контракты
Ситуации
Материалы
Новости
Устные консультации по валютному контролю и ВЭД с предварительным правовым анализом для разрешения специфических ситуаций и вопросов

Устные консультации по валютному контролю и ВЭД
с предварительным правовым анализом

Практические примеры рас­смот­ре­ния пра­во­вых воп­ро­сов


22.08.2022
Условия и сложности при­ме­не­ния раз­ре­ше­ния ре­зи­ден­там осу­щест­в­лять ва­лют­ные опе­ра­ции по пред­остав­ле­нию «дру­жест­вен­ным» не­ре­зи­ден­там ин­ва­лю­ты по займам


МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 августа 2022 г. N 05-06-10/ВН-41524

ВЫПИСКА
ИЗ ПРОТОКОЛА ЗАСЕДАНИЯ ПОДКОМИССИИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ
КОМИССИИ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ИНОСТРАННЫХ
ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 20 ИЮЛЯ 2022 ГОДА N 75/3

1. Руководствуясь пунктом 16 Правил выдачи Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации разрешений в целях реализации дополнительных временных мер экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации и иных разрешений, предусмотренных отдельными указами Президента Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2022 N 295, подкомиссией Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации принято единогласное решение разрешить резидентам до 01.10.2022 осуществление валютных операций, связанных с предоставлением в пользу нерезидентов, не являющихся лицами иностранных государств, которые совершают в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия (в том числе если такие иностранные лица имеют гражданство этих государств, местом их регистрации, местом преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности или местом преимущественного извлечения ими прибыли от деятельности являются эти государства), и иностранными лицами, которые находятся под контролем указанных иностранных лиц, независимо от места их регистрации или места преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности, иностранной валюты по договорам займа.

Выписка верна.

Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
А.В.МОИСЕЕВ

Комментарий по условиям и сложностям применения разрешения

Данное разрешение подкомиссии от 20.07.2022 г. № 75/3 устанавливает исключение из общего запрета на осуществление валютных операций, связанных с предоставлением резидентами в пользу нерезидентов иностранной валюты по договорам займа в силу подпункта «а» пункта 3 Указа Президента РФ от 28.02.2022 г. № 79.

Как в Указе № 79, так и в данном разрешении подкомиссии для обозначения соответствующих платежей используется формулировка «валютные операции, связанные с предоставлением резидентам в пользу нерезидентов иностранной валюты по договорам займа». На сайте ЦБ РФ в ответах на вопросы по данному запрету отмечается, что запрет установлен на передачу нерезидентам валюты как по вновь заключаемым договорам займа, так и по действующим договорам займа на дату Указа № 79. Следовательно, и разрешение подкомиссии от 20.07.2022 г. № 75/3 тоже относится ко всем договорам займа – и вновь заключаемым, и действующим.

Из этой широкой формулировки валютных операций, «связанных» с займами, также можно заключать, что она распространяется на разные назначения платежей по договорам займа. То есть, это могут быть выплаты или возвраты основной суммы займа, выплаты процентов, штрафных санкций и другие платежи по договорам займа.

Помимо периода действия разрешения до 01.10.2022 г., основные условия и сложности применения данного разрешения подкомиссии могут возникнуть в части квалификации нерезидентов – получателей инвалюты как «дружественных» лиц. В разрешении подкомиссии данный термин не используется, а приводится пространное определение таких нерезидентов, по смыслу не являющихся недружественными. Причем используемое в разрешении подкомиссии описание недружественных лиц почти полностью совпадет с понятием «лица иностранных государств, совершающих недружественные действия» согласно Указу № 81 и с понятием «иностранные кредиторы» согласно Указу № 95. Однако данное разрешение подкомиссии напрямую с этими Указами не связано, так как Указ № 81 регулирует займы «в рублях», а в целях Указа № 95 соответствующие разрешения должна давать не Правительственная комиссия по иностранным инвестициям в РФ (ее подкомиссия), а ЦБ (для банков) или Минфин (для других должников). В то же время, описание нерезидентов в данном разрешении подкомиссии дает основание полагать, что к нему должен (будет) применяться Перечень иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 05.03.2022 г. № 430-р «во исполнение» Указа № 95.

Практически, используемое в разрешении подкомиссии описание «дружественных» нерезидентов само по себе устанавливает ряд условий и ограничений в отношении таких лиц – как физических, так и юридических лиц. В особенности, нерезиденты – получатели инвалюты по договорам займа не должны иметь гражданства и ВНЖ («регистрации») «недружественных» государств, равно как и не должны находиться под контролем таких лиц. Реально же, многие российские физические лица – контролирующие лица КИК из «дружественных» юрисдикций имеют второе гражданство или ВНЖ «недружественных» европейских стран, что в целях рассматриваемого разрешения подкомиссии становится формальным препятствием для осуществления валютных операций по займам в пользу таких КИК. Причем это препятствие прямо попадает в сферу контроля органов РФ в силу обязанности граждан РФ уведомлять о наличии иностранного гражданства и ВНЖ, а также в силу обязанности налоговых резидентов РФ представлять уведомления об участии в КИК и уведомления о КИК с финансовой отчетностью КИК.

Другая неявная сложность применения данного разрешения подкомиссии заключается в словах «в том числе» в описании критериев «недружественных» нерезидентов. То есть, помимо прямой необходимости иметь доказательства, что нерезиденты – получатели инвалюты по займам не ведут свою основную деятельность и не извлекают основную прибыль в «недружественных» иностранных государствах, такие доказательства могут потребоваться и в отношении других вероятных критериев «недружественных» иностранных лиц, прямо не названных в данном решении подкомиссии.

Наконец, или наоборот – в первую очередь, конкретная ситуация по платежам в пользу нерезидента по договору займа может подпасть под Указ № 252, который прямо запрещает сделки с лицами, находящимися под санкциями РФ, и финансовые операции, выгодоприобретателями по которым являются такие лица.

Правовое бюро «Проект-ВС», уст­ная кон­суль­та­ция по ва­лют­но­му конт­ро­лю и ВЭД с пред­ва­ри­тель­ным пра­во­вым ана­ли­зом, под­го­товка и обо­сно­ва­ние зап­ро­сов и заяв­ле­ний в ор­ганы РФ по сдел­кам и опе­ра­циям в 2022 году, pvs.ru, 22.08.2022 г.

24.11.2022 О разрешении ре­зи­ден­там пе­ре­чис­лять дру­жест­вен­ным не­ре­зи­ден­там ин­ва­лю­ту по до­го­во­рам зай­ма до 31 де­каб­ря 2022 года

08.09.2022 Займы не­ре­зи­ден­там в 2022 г. Запреты, огра­ни­че­ния, обя­зан­нос­ти ре­зи­ден­тов ЮЛ, ФЛ, ИП при пре­до­став­ле­нии зай­мов не­ре­зи­ден­там по со­сто­я­нию на ав­густ - сен­тябрь 2022 г.

07.09.2022 О применении Указа № 529 для за­щи­ты от штра­фов за вы­пла­ту или по­лу­че­ние на­лич­ных по граж­дан­ско-пра­во­вым до­го­во­рам, зай­мам с не­ре­зи­ден­тами

Практические примеры рас­смот­ре­ния пра­во­вых воп­ро­сов с пред­ва­ри­тель­ным пра­во­вым ана­ли­зом отра­же­ны в ряде ново­стей и в ав­тор­ской ана­ли­тике на нас­то­я­щем сай­те, в особенности:


29.08.2022
Разъяснение ФНС о за­ко­не № 235-ФЗ по смяг­че­нию от­вет­ст­вен­нос­ти за ва­лют­ные на­ру­ше­ния по ст. 15.25 КоАП. Ком­мен­та­рий по осо­бен­нос­тям при­ме­не­ния в ин­те­ре­сах ре­зи­ден­тов

22.08.2022
Условия и сложности при­ме­не­ния раз­ре­ше­ния ре­зи­ден­там осу­щест­в­лять ва­лют­ные опе­ра­ции по пред­остав­ле­нию «дру­жест­вен­ным» не­ре­зи­ден­там ин­ва­лю­ты по займам

19.08.2022
Ограниченное раз­ре­ше­ние ре­зи­ден­там – фи­зи­чес­ким ли­цам за­чис­лять ин­ва­лю­ту от ди­ви­ден­дов в РФ на сче­та за ру­бе­жом и ком­мен­та­рий к нему

18.08.2022
Новые возможности и «под­вод­ные кам­ни» по пе­ре­во­дам фи­зи­чес­ки­ми ли­ца­ми - ре­зи­ден­та­ми ин­ва­лю­ты в связи с Ука­зом № 529

16.08.2022
ФНС намерена ис­к­лю­чить ряд стран из пе­реч­ня го­су­дарств, об­ме­ни­ва­ю­щих­ся на­ло­го­вой ин­фор­ма­ци­ей с РФ. Ва­лют­но-пра­во­вые по­след­ст­вия для ре­зи­ден­тов

07.08.2022
Минфин РФ разъяснил пла­ни­ру­е­мое взи­ма­ние НДФЛ (30%) с вып­лат дис­тан­ци­он­ным со­труд­ни­кам рос­сий­ских ком­па­ний, ра­бо­та­ю­щим за ру­бе­жом. Рис­ки и воз­мож­нос­ти ре­ше­ний для ком­па­ний ИТ

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Применяемые аналитические под­хо­ды так­же пред­став­ле­ны на стра­ни­це Ана­ли­ти­чес­кие пра­во­вые ре­ше­ния по пра­во­вым воп­ро­сам, си­ту­а­ци­ям, де­я­тель­ности.

В сфере валютного регулирования и ва­лют­но­го кон­т­ро­ля ус­лу­га уст­ного кон­суль­ти­ро­ва­ния с пред­ва­ри­тель­ным пра­во­вым ана­ли­зом яв­ля­ет­ся час­тью бо­лее ши­ро­ких пра­во­вых ус­луг по ва­лют­но­му ре­гу­ли­ро­ва­нию и ва­лют­но­му кон­т­ролю.

Дис­тан­ци­он­но / он­лайн / в офи­се. Уст­ная кон­суль­та­ция с пред­ва­ри­тель­ным пра­во­вым ана­ли­зом по ва­лют­но­му кон­т­ро­лю и со­пут­ст­ву­ю­щим пра­во­вым воп­ро­сам по пра­ву РФ обы­чно пре­дос­тав­ля­ет­ся дис­тан­ци­он­но по те­ле­фо­ну, Whats­App, Te­le­gram, Viber и т. п. Ес­ли нуж­но об­су­дить / смот­реть фор­му­ли­ров­ки до­ку­мен­тов, гра­фы от­чет­нос­ти, пра­во­вые нор­мы, сай­ты, то в сер­ви­сах ви­део­кон­фе­рен­ций с де­мон­ст­ра­ци­ей эк­ра­нов. Не под за­пись. При не­об­хо­ди­мос­ти, так­же в офи­се (в Моск­ве). Для пред­ва­ри­тель­но­го пра­во­во­го ана­ли­за мо­жет по­тре­бо­вать­ся нес­коль­ко ча­сов, сут­ки, 2-3 дня или боль­ше в за­ви­си­мос­ти от объ­ема и слож­нос­ти ис­ход­ных све­де­ний и воп­ро­сов.

В один клик:

       WhatsApp +7 985 9229670
       Telegram@letrado
       Viber +7 985 9229670
       Тел. +7 495 9229670
       Моб./смс +7 985 9229670
       Запрос услуг с сайта
       E-mail: info@pvs.ru

Описание услуг на на­с­то­я­щей стра­ни­це и сай­те не яв­ля­ет­ся пуб­лич­ным предложением услуг.

КОНСУЛЬТАЦИЯ
ПО ВАЛЮТНОМУ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
И КОНТРОЛЮ
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования

Аналитические правовые услуги по ВЭД, валютному контролю, Испании
Описание услуг на сайте не является публичной офертой услуг
Правовое бюро "Проект-ВС" (Москва) • 2001-2024 • Контакты
© Автор сайта:
Славинский В. Ч. Все права сохранены
ВАЛЮТНОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ
И КОНТРОЛЬ
ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ