Разработки и услуги • Валютный контроль • Налоги • Таможня • Формы ВЭД • Контракты • На английском • Испания 
 Запрос услуг • Контакты 
Правовое бюро
"Проект-ВС"

 Аналитические 
 правовые услуги по ВЭД 

Дистанционно / Онлайн
В офисе / Ежедневно

Услуги
Проекты
Контракты
Ситуации
Материалы
Новости
Первичная общая подробная устная консультация по правовому режиму и валютным операциям на счетах и в ситуациях физических лиц - резидентов РФ за рубежом

Первичная общая подробная устная консультация
по правовому режиму и валютным операциям на счетах и в ситуациях физлиц РФ за рубежом

 ♦ Правовые услуги по валютному регулированию и кон­т­ролюВалют­ная кон­суль­та­ция ► Кон­суль­та­ция по пра­во­во­му ре­жи­му и опе­ра­ци­ям на сче­тах за рубежом

Практические примеры рас­смот­ре­ния пра­во­вых воп­ро­сов


29.08.2022
Разъяснение ФНС о законе № 235-ФЗ по смягчению ответственности за валютные нарушения по ст. 15.25 КоАП. Комментарий по особенностям применения в интересах резидентов


ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 8 августа 2022 г. N ШЮ-4-17/10279@

Федеральная налоговая служба в связи со вступлением в силу с 24.07.2022 Фе­де­раль­но­го закона от 13.07.2022 N 235-ФЗ "О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции об ад­ми­ни­стра­тив­ных пра­во­на­ру­ше­ни­ях" (далее - Закон N 235-ФЗ; КоАП РФ) сообщает следующее.

1. Снижены размеры административного штрафа за ад­ми­ни­стра­тив­ные пра­во­на­ру­ше­ния, пре­ду­смот­рен­ные частями 1 и 4 статьи 15.25 КоАП РФ.

2. Изменен порядок исчисления размера ад­ми­ни­стра­тив­но­го штрафа в отношении дол­ж­ност­ных лиц по ад­ми­ни­стра­тив­ным пра­во­на­ру­ше­ни­ям, пре­ду­смот­рен­ным частями 1, 4, 4.3 и 5 статьи 15.25 КоАП РФ, а именно установлено его исчисление в процентном отношении к сумме совершенного нарушения с сохранением верхнего предела штрафа в размере 30 тыс. руб.

При этом ранее предусмотренный нижний предел ад­ми­ни­стра­тив­но­го штрафа в размере 20 тыс. руб. больше не применяется.

3. Неприменение административной ответственности.

3.1. С вступлением в силу Закона N 235-ФЗ действие примечания 7 к статье 15.25 КоАП РФ (далее - Примечание 7) рас­про­стра­не­но на все случаи незаконного зачисления денежных средств на счета (вклады) в зарубежных банках, не ограничиваясь расчетами только по внеш­не­тор­го­вым договорам (контрактам), как это было ранее.

Таким образом, налоговые органы по таким видам нарушений должны во всех случаях ус­та­нав­ли­вать наличие­/­отсутствие факта перевода резидентами денежных средств с зарубежных счетов на счета в упол­но­мо­чен­ные банки в 45-дневный срок.

3.2. Резиденты, совершившие в период с 23 февраля по 31 декабря 2022 года нарушения актов валютного за­ко­но­да­тель­ст­ва Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции и актов органов ва­лют­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния, от­вет­ст­вен­ность за которые пре­ду­смот­ре­на частями 1, 4, 4.1, 4.3 и 5 статьи 15.25 КоАП РФ, ос­во­бож­да­ют­ся от ад­ми­ни­стра­тив­ной от­вет­ст­вен­нос­ти, если такие нарушения обусловлены мерами ог­ра­ни­чи­тель­но­го характера, введенными не­дру­жест­вен­ны­ми ино­стран­ны­ми го­су­дар­ст­ва­ми в от­но­ше­нии Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, граждан Рос­сий­ской Феде­ра­ции или рос­сий­ских юри­ди­чес­ких лиц (новое примечание 10 к статье 15.25 КоАП РФ).

Дела об указанных административных правонарушениях, находящиеся в производстве налоговых органов, а также исполнение со­от­вет­ст­ву­ю­щих не­ис­пол­нен­ных постановлений о назначении ад­ми­ни­стра­тив­но­го наказания подлежат прекращению со дня вступления в силу Закона N 235-ФЗ, если налоговыми органами установлено, что такие нарушения совершены в период с 23.02.2022 и обусловлены применением не­дру­жест­вен­ны­ми ино­стран­ными госу­дарст­вами мер ог­ра­ни­чи­тель­но­го характера.

При установлении органами валютного контроля нарушений, от­вет­ст­вен­ность за которые пре­ду­смот­ре­на частями 1, 4, 4.1, 4.3 и 5 статьи 15.25 КоАП РФ, совершенных в указанный период и при указанных об­сто­я­тель­ст­вах, ад­ми­ни­стра­тив­ное производство по ним не может быть начато <1>, а начатое производство подлежит прекращению <2>, исполнение со­от­вет­ст­ву­ю­щих не­ис­пол­нен­ных постановлений о назначении ад­ми­ни­стра­тив­но­го наказания также подлежит прекращению <3> (части 4, 5 статьи 2 Закона N 235-ФЗ).

--------------------------------

<1> По основаниям статьи 24.5 КоАП РФ.

<2> Выносится постановление о прекращении производства по делу об ад­ми­ни­стра­тив­ном пра­во­на­ру­ше­нии в порядке статей 28.9, 29.4 или 29.9 КоАП РФ.

<3> Выносится постановление о прекращении исполнения по­ста­нов­ле­ния о назначении ад­ми­ни­стра­тив­но­го наказания в порядке статьи 31.7 КоАП РФ.

4. Обратная сила Закона N 235-ФЗ и прекращение исполнения по­ста­нов­ле­ний о наз­на­че­нии ад­ми­ни­стра­тив­но­го наказания. В соответствии с положением части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий ад­ми­ни­стра­тив­ную от­вет­ст­вен­ность за ад­ми­ни­стра­тив­ное пра­во­на­ру­ше­ние либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего ад­ми­ни­стра­тив­ное пра­во­на­ру­ше­ние, имеет обратную силу, то есть рас­про­стра­ня­ет­ся и на лицо, которое совершило ад­ми­ни­стра­тив­ное поа­во­на­ру­ше­ние до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении ад­ми­ни­стра­тив­ного наказания не исполнено.

Следующие положения Закона N 235-ФЗ, улучшающие положения резидентов, имеют обратную силу:

- предусматривающие снижение размера ад­ми­ни­стра­тив­ного штрафа по ад­ми­ни­стра­тив­ным поа­во­на­ру­ше­ниям, предусмотренным частями 1 и 4 статьи 15.25 КоАП РФ;

- устанавливающие новый порядок исчисления ад­ми­ни­стра­тив­ного штрафа для должностных лиц по частям 1, 4, 4.3 и 5 статьи 15.25 КоАП РФ - если сумма ад­ми­ни­стра­тив­ного штрафа, исчисленного в соответствии с Законом N 235-ФЗ, будет меньше размера ад­ми­ни­стра­тив­ного штрафа, ранее наложенного на должностное лицо на основании предыдущей редакции статьи 15.25 КоАП РФ;

- расширяющие сферу применения Примечания 7.

Таким образом, налоговые органы прекращают исполнение постановления о назначении ад­ми­ни­стра­тив­ного наказания <4>, не исполненного до вступления в силу Закона N 235-ФЗ, полностью или в соответствующей части в следующих случаях:

--------------------------------

<4> Порядок прекращения исполнения постановлений о назначении ад­ми­ни­стра­тив­ного наказания регламентирован статьями 31.7 и 31.8 КоАП РФ.

1) по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ и части 4 статьи 15.25 КоАП РФ - в случае, если назначенный штраф превышает размер штрафа, исчисленный в установленном Законом N 235-ФЗ порядке.

2) по частям 1, 4, 4.3 и 5 статьи 15.25 КоАП РФ для должностных лиц - в случае, если назначенный штраф превышает размер штрафа, исчисленный в установленном Законом N 235-ФЗ порядке.

В случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2, налоговый орган выносит постановление о прекращении исполнения постановления о назначении ад­ми­ни­стра­тив­ного наказания <5> в части такого превышения.

--------------------------------

<5> Часть 4 статьи 31.8 КоАП РФ.

3) по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в части незаконных зачислений денежных средств на зарубежный счет не в рамках внешнеторговых договоров (контрактов) - в случае соблюдения резидентом условий, предусмотренных Примечанием 7 в редакции Закона N 235-ФЗ.

В этом случае налоговый орган выносит постановление о прекращении исполнения постановления о назначении ад­ми­ни­стра­тив­ного наказания <5>

- полностью (если сумма денежных средств была переведена с иностранного счета в уполномоченный банк в полном объеме в 45-дневный срок) или

- частично (в размере денежных средств, переведенных в уполномоченный банк в 45-дневный срок).

Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) территориальных налоговых органов поручается взять под личный контроль исполнение настоящего письма и довести его до нижестоящих налоговых органов.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
3 класса
Ю.В.ШЕПЕЛЕВА

Комментарий по особенностям применения этого письма ФНС в интересах резидентов

Данное письмо ФНС относится к категории тех правовых актов органов валютного контроля, которые находят непосредственное отражение в судебных решениях по валютным делам и в досудебной правоприменительной практике налоговых инспекций. Просто ссылка на такой правовой акт (письмо ФНС) уже может являться весомым доводом в интересах резидента. Однако в целях применения данного письма ФНС необходимо учитывать следующие особенности правоприменительной практики.

Как указано в приведенном выше разделе 3 этого письма ФНС касательно неприменения ад­ми­ни­стра­тив­ной ответственности в случаях незаконного зачисления денежных средств на счета в зарубежных банках, «налоговые органы по таким видам нарушений должны во всех случаях устанавливать наличие/отсутствие факта перевода резидентами денежных средств с зарубежных счетов на счета в уполномоченные банки в 45-дневный срок». Но реально обязанность доказывания наличия таких фактов ложится на резидентов. При отсутствии доказательств налоговые органы и суды будут просто исходить из отсутствия таких фактов.

То же самое относится к случаям освобождения от ответственности за нарушения, ответственность за которые предусмотрена частями 1, 4, 4.1, 4.3 и 5 статьи 15.25 КоАП РФ, когда «налоговыми органами установлено, что такие нарушения совершены в период с 23.02.2022 и обусловлены применением недружественными иностранными государствами мер ограничительного характера». При этом резидентам будет необходимо доказать не только факты «мер ограничительного характера», но и в особенности причинно-следственную связь между этими мерами и произошедшими нарушениями. Причем это доказывание должно быть основано не на бытовых представлениях о санкциях и их последствиях, а на формальной логике валютного регулирования и практике валютного контроля.

В части обратной силы Закона № 235-ФЗ и прекращение исполнения постановлений о назначении ад­ми­ни­стра­тив­ных наказаний важный нюанс заключается в том, что в случаях ранее вынесенных и еще не исполненных резидентами постановлений о крупных штрафах 75% - 100% за незаконные валютные операции резидентам необходимо самим обратиться в ИФНС с заявлением о снижении размера штрафа до соответственно 20% - 40% в силу Закона № 235-ФЗ и обязательно до уплаты штрафа. В случаях, когда штраф уже уплачен, суды (и тем более налоговые органы) отказывают в снижении (и возврате) такого штрафа «за отсутствием для этого правовых оснований».

Правовое бюро «Проект-ВС» pvs.ru, 29.08.2022 г.

Практические примеры пер­вич­но­го рас­смот­ре­ния пра­во­вых воп­ро­сов и си­ту­а­ций по за­ру­беж­ным сче­там фи­зи­чес­ких лиц - ре­зи­ден­тов РФ отра­же­ны на ин­фор­ма­ци­он­ных стра­ни­цах по счетам и си­ту­а­ци­ям рези­ден­тов РФ за рубе­жом, в осо­бен­нос­ти по новому ре­гу­ли­ро­ва­нию 2022 - 2024 гг., в ил­люс­т­ра­ци­ях право­вых реше­ний по ситу­ациям в связи со сче­тами фи­зи­чес­ких лиц за рубежом и в от­но­ся­щих­ся к ним новостях и авторской аналитике по во­п­ро­сам валют­но-­право­вого режима за­ру­беж­ных сче­тов фи­зи­чес­ких лиц - ва­лют­ных ре­зи­ден­тов РФ на нас­то­я­щем сай­те, в частности:


13.09.2022
Можно ли в 2022 году де­не­ж­ные сред­ства от про­да­жи не­дви­жи­мос­ти за ру­бе­жом за­чис­лять на за­ру­беж­ный счет

12.09.2022
Валютный контроль по­лу­че­ния рос­сий­ским ИП вы­руч­ки за раз­ра­бот­ку ПО на счет за ру­бе­жом пос­ле от­ме­ны об­ще­го зап­ре­та на за­чис­ле­ния ин­ва­лю­ты на за­ру­беж­ные счета

12.09.2022
Запреты, ограни­че­ния, раз­ре­ше­ния на пе­ре­во­ды де­неж­ных средств ре­зи­ден­та­ми - фи­зи­чес­ки­ми ли­ца­ми, про­жи­ва­ю­щи­ми в РФ, по со­сто­я­нию на сен­тябрь 2022 г

06.09.2022
ЦБ официально разъ­яс­нил, что за­п­рет на за­чис­ле­ния ин­ва­лю­ты на за­ру­беж­ные сче­та ог­ра­ни­чен слу­ча­я­­ми вы­во­да ди­ви­ден­дов из РФ и что бан­ки дол­ж­ны про­ве­рять про­ис­хож­де­ние средств

05.09.2022
О применении разъ­яс­не­ния ЦБ № 2-ОР и пись­ма ЦБ от 30.08.2022 г. № 010-31-4/8237 к сдел­кам с цен­ны­ми бу­ма­га­ми и не­дви­жи­мос­тью за ру­бе­жом в ин­те­ре­сах ре­зи­дентов

29.08.2022
Разъяснение ФНС о за­ко­не № 235-ФЗ по смяг­че­нию от­вет­ст­вен­нос­ти за ва­лют­ные на­ру­ше­ния по ст. 15.25 КоАП. Ком­мен­та­рий по осо­бен­нос­тям при­ме­не­ния в ин­те­ре­сах ре­зи­ден­тов

22.08.2022
Условия и сложности при­ме­не­ния раз­ре­ше­ния ре­зи­ден­там осу­щест­в­лять ва­лют­ные опе­ра­ции по пред­остав­ле­нию «дру­жест­вен­ным» не­ре­зи­ден­там ин­ва­лю­ты по займам

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Варианты консультаций. Как пра­ви­ло, в за­ви­си­мос­ти от об­сто­я­тельств и осо­бен­нос­тей кон­к­рет­ной си­ту­ации или (те­ма­ти­ки) воп­ро­сов мо­гут быть раз­ные ва­ри­ан­ты со­дер­жа­ния и сто­и­мос­ти кон­суль­та­ций - по от­дель­ным воп­ро­сам или опе­ра­ци­ям, по си­ту­а­ции или про­екту в це­лом, с пись­мен­ны­ми те­зи­са­ми, пра­во­вы­ми ссыл­ка­ми и др. Все ус­лу­ги толь­ко плат­ные. Фор­ма­та бес­плат­ных кон­суль­та­ций нет.

Дистанционно / в офисе. Кон­суль­та­ция обы­чно пре­дос­тав­ля­ет­ся дис­тан­ци­он­но по те­ле­фо­ну, WhatsApp, Te­le­gram, Viber и т. п. Ес­ли нуж­но об­су­дить / смот­реть фор­му­ли­ров­ки до­ку­мен­тов, гра­фы от­чет­нос­ти, пра­во­вые нор­мы, сай­ты, то в сер­ви­сах ви­део­кон­фе­рен­ций с де­мон­ст­ра­ци­ей эк­ра­нов. Не под за­пись. При не­об­хо­ди­мос­ти, так­же в офи­се (в Моск­ве). При на­ли­чии сво­бод­но­го вре­ме­ни, по сроч­ным за­ка­зам кон­суль­та­ция мо­жет пре­дос­тав­лять­ся в день обра­ще­ния, в том чис­ле ве­че­ром пос­ле обыч­ных ра­бо­чих ча­сов и в вы­ход­ные дни.

Для предложения консультации нужно крат­кое опи­са­ние ситу­а­ции, про­екта и (или) кон­к­рет­ной те­ма­тики вопросов.

В один клик:

       WhatsApp +7 985 9229670
       Telegram@letrado
       Viber +7 985 9229670
       Тел. +7 495 9229670
       Моб./смс +7 985 9229670
       Запрос услуг с сайта
       E-mail: info@pvs.ru

Ус­лу­га пер­вич­ной уст­ной кон­суль­та­ции по ва­лют­ным опе­р­ци­ям на сче­тах фи­зи­чес­ких лиц - ва­лют­ных ре­зи­ден­тов РФ яв­ля­ет­ся частью более ши­ро­ких пра­во­вых услуг по ва­лют­но­му ре­гу­ли­ро­ва­нию и ва­лют­но­му кон­т­ролю.

Описание услуг на на­с­то­я­щей стра­ни­це и сай­те не яв­ля­ет­ся пуб­лич­ным предложением услуг.

КОНСУЛЬТАЦИЯ
ПО ВАЛЮТНОМУ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
И КОНТРОЛЮ
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования

Аналитические правовые услуги по ВЭД, валютному контролю, Испании
Описание услуг на сайте не является публичной офертой услуг
Правовое бюро "Проект-ВС" (Москва) • 2001-2024 • Контакты
© Автор сайта:
Славинский В. Ч. Все права сохранены
ВАЛЮТНОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ
И КОНТРОЛЬ
ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ