Практические примеры рассмотрения правовых вопросов 17.09.2024 Вправе ли налоговая запрашивать по валютному контролю сведения и документы о наличии гражданства иностранных государств и ВНЖ в иностранных государствах
Примерно с декабря 2023 г. налоговые инспекции стали направлять физическим лицам – валютным резидентам РФ запросы о предоставлении документов и информации в связи с проверками соблюдения валютного законодательства РФ с истребованием в том числе сведений и копий документов о наличии гражданства иностранных государств и ВНЖ в иностранных государствах.
С точки зрения правомерности или неправомерности запросов налоговыми органами в связи с проверками соблюдения валютного законодательства сведений и копий документов об иностранном гражданстве / ВНЖ и, соответственно, обязанностей резидентов представлять их, можно отметить следующее.
- Согласно пункту 3 части 1 статьи 23 Федерального закона № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» налоговые органы как органы валютного контроля вправе запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.
- В пункте 14 перечня документов по части 4 статьи 23 закона № 173-ФЗ, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов и которые вправе запрашивать агенты валютного контроля (по смыслу, также и органы валютного контроля), указаны «документы, подтверждающие факт пребывания физических лиц – резидентов за пределами территории Российской Федерации».
- Однако по аналогичным налоговым вопросам подтверждения фактов пребывания физического лица за рубежом ФНС неоднократно высказывалась, что документы об иностранном ВНЖ и гражданстве сами по себе подтверждениями пребывания лица за пределами РФ не являются.
- В каких-либо других пунктах перечня документов по части 4 статьи 23 закона № 173-ФЗ ни гражданство иностранных государств, ни ВНЖ в иностранных государствах прямо не указаны.
- Согласно пункту 2 Правил представления документов в целях валютного контроля, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.02.2007 г. № 98, запрашиваемые документы должны соответствовать требованиям, установленным частью 5 статьи 23 закона № 173-ФЗ.
- В силу части 5 статьи 23 закона № 173-ФЗ это должны быть только те документы, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции.
- Подобное положение о праве налоговых органов требовать «в ходе проведения проверки соблюдения валютного законодательства» представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции, также установлено пунктом 12 Административного регламента ФНС по валютному контролю, утвержденному приказом ФНС от 26.08.2019 г. № ММВ-7-17/418@.
- В настоящее время обязанность граждан РФ подавать уведомление о каждом факте приобретения гражданства (подданства) иностранного государства либо получения вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, установлена статьей 11 Федерального закона от 28.04.2023 г. № 138-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». Уведомление это подается не в налоговые органы, а в органы МВД.
Таким образом, полномочия налоговых органов запрашивать и обязанности резидентов представлять в ИФНС в целях валютного контроля сведения и копии документов о наличии иностранного гражданства / ВНЖ прямо не установлены. Что дает правовую возможность в ответе на запрос ИФНС дипломатично уклониться от представления этих сведений и (копий) документов. С другой стороны, подобные запросы налоговых органов по смыслу направлены на получение в том числе и косвенных подтверждений пребывания физлица – резидента за рубежом свыше 183 дней в году, что означает неприменение к таким резидентам ряда требований в отношении зарубежных счетов. Соответственно, в случае отсутствия таких прямых подтверждений и в зависимости от прочих обстоятельств конкретной ситуации, представление таких сведений и документов может соответствовать интересам резидента.
Правовое бюро «Проект-ВС», консалтинг и подготовка документов по минимизации рисков по ситуациям физлиц РФ за рубежом, валютный контроль физических лиц, pvs.ru, 17.09.2024 г.
|
Практические примеры рассмотрения вопросов по валютным операциям и рискам по зарубежным счетам физических лиц - резидентов РФ в 2022 - 2024 гг. отражены на информационных страницах по счетам и ситуациям резидентов РФ за рубежом, в особенности по новому регулированию 2022 г. и по рискам в связи со счетами за рубежом, и в относящихся к ним новостях и авторской аналитике на настоящем сайте, в частности:
17.09.2024 Вправе ли налоговая запрашивать по валютному контролю сведения и документы о наличии гражданства иностранных государств и ВНЖ в иностранных государствах |
31.08.2024 Два штрафа по 30% за передачу и получение гражданином РФ наличной инвалюты по одному займу родственнику-нерезиденту в Беларуси
18.08.2024 Появилась возможность уведомить налоговый орган о прекращении участия в КИК в связи с западными санкциями
03.08.2024 О возможностях россиянам получать суммы от продажи недвижимости в ЕС от «недружественных» физлиц на счет в европейском банке с учетом ограничений РФ и санкций ЕС
30.07.2024 Продление моратория на применение мер административной ответственности за валютные правонарушения из-за санкций недружественных государств не планируется
04.07.2024 Суды подтвердили НДФЛ, штраф и пени по доходам от реализации финансовых активов на зарубежном счете по данным CRS с Чехией без вычета расходов и независимо от вида активов
02.07.2024 Получение наличной инвалюты физлицом – резидентом по договору купли-продажи недвижимости в ОАЭ является незаконной валютной операцией и влечет ответственность
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Устно онлайн / в офисе. Устные услуги обычно предоставляюется дистанционно по телефону, WhatsApp, Telegram, Viber и т. п. Если нужно обсудить / смотреть формулировки документов, графы отчетности, правовые нормы, сайты, то в сервисах видеоконференций с демонстрацией экранов. Не под запись. При необходимости, также в офисе (в Москве). Точное время консультации необходимо согласовать заранее. При наличии свободного времени, по срочным заказам услуга устного консалтинга может предоставляться в день обращения, в том числе вечером после обычных рабочих часов и в выходные дни.
Письменный консалтинг, как правило, представляет собой подробное рассмотрение письменно сформулированных вопросов в письменной консультации, правовой оценке, правовом заключении, юридическом меморандуме. Подробнее на странице Письменный консалтинг и онлайн консультации по счетам и ситуациям физлиц РФ за рубежом.
Правовой анализ / подготовка документов. В качестве проверки и (или) изменения уже имеющихся (проектов) договоров и документов, составления дополнительных соглашений или новых контрактов и документов. В основном на английском языке или англ./рус. По ситуациям в Испании на испанском языке или исп./рус. В форматах Word или pdf. Изменения в новых редакциях документов выделяются в формате рецензирования в Word.
Варианты услуг. Как правило, в зависимости от обстоятельств и особенностей конкретной ситуации или (тематики) вопросов могут быть разные варианты содержания и стоимости правового консалтинга - первичный или с предварительным анализом, по отдельным вопросам или операциям, по ситуации или проекту в целом, с письменными тезисами, на основе предварительной разработки или правового анализа и др.
Все услуги только платные. Формата бесплатных консультаций нет.
Для предложения услуг правового консалтинга нужно краткое описание ситуации, проекта и (или) конкретной тематики вопросов, а также как к Вам обращаться.
В один клик:
Услуга правового консалтинга по операциям и минимизации рисков по зарубежным счетам и ситуациям физических лиц - резидентов РФ в 2022 - 2024 гг. является частью более широких правовых услуг по валютному регулированию и валютному контролю.
Описание правовых услуг на настоящей странице и сайте не являются публичным предложением (публичной офертой) услуг.
|