Правовые новости Практика и аналитика по ВЭД
21.08.2024 Стратегия на получение валютной выручки за нерезидента от третьих лиц не помогла избежать административных штрафов за просрочки платежей
В настоящее время на большинство российских экспортеров распространяется обязанность обеспечивать надлежащее исполнение или прекращение обязательств нерезидентов по внешнеторговым контрактам. Эта обязанность установлена частью 4 статьи 24 закона № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и в практических целях по своему содержанию аналогична прежней обязанности экспортеров получать валютную выручку согласно нормам о репатриации валюты в статье 19 закона № 173-ФЗ. В отличие прежней обязанности от репатриации валюты, новая обязанность по обеспечению исполнения обязательств нерезидентов формально может быть соблюдена более широкими способами – зачетом, уступкой, новаций и др. Однако коммерчески основной интерес резидентов естественно состоит в получении оплаты за поставленные нерезиденту товары, что почти идентично получению валютной выручки на счета в РФ в целях репатриации валюты. С той только разницей, что эту валютную выручку теперь можно получать также и на счета за рубежом.
Обычным методом решения проблемы с временной задержкой платежей от нерезидента является своевременно заключение дополнительных соглашений к контрактам о продлении сроков платежа (пока не истек первоначальный срок или хотя бы в пределах 45 дней в целях примечания 9 к статье 15.25 КоАП) и также своевременная подача в банк заявления о таком продлении срока для изменения ведомости банковского контроля (по общему правилу, в течение 15 рабочих дней с даты оформления дополнительного соглашения).
В условиях западных санкций и банковских проблем с получением платежей от иностранных компаний, особенно из «недружественных» стран, одним из допустимых способов получения валютной выручки является платеж от третьего лица – нерезидента. Но и в этом случае российский экспортер по-прежнему должен обеспечивать надлежащее исполнение платежных обязательств нерезидента по контракту. То есть, фактически, должен получить платеж(и) от третьего лица в срок(и) согласно контракту.
Подобная ситуация была рассмотрена в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 14 августа 2024 г. по делу № А48-12775/2023. Кратко обстоятельства этого дела следующие.
Между ООО «Фригогласс Евразия» (Продавец, РФ) и «Coca-Cola HBC SRBIJA DOO» (Покупатель, Сербия) 14.12.2021 заключен внешнеторговый договор N RS 2021/643/46204423/058 на поставку холодильников (далее товар), по условиям которого товар поставляется на условиях поставки DAP грузовыми автомобилями в соответствии с ИНКОТЕРМС 2010 … оплата производится путем перечисления денежных средств на расчетный счет поставщика: в течение 75 дней от даты выставления инвойса. Действие договора сторонами определено до 31.12.2022. Российский продавец в период с 01.02.2022 по 29.09.2022 по 48 ДТ вывез товар с территории РФ. По нескольким инвойсам оплата поступила с просрочкой в несколько месяцев.
Усмотрев в действиях экспортера наличие события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.3 статьи 15.25 КоАП РФ, таможня составила 09.11.2023 протоколы об административных правонарушениях, в связи с поступлением денежных средств с нарушением срока, предусмотренного контрактом, и вынесла постановления о назначении наказания, предусмотренного частью 4.3 статьи 15.25 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 5% суммы денежных средств, причитающихся по данным инвойсам.
В судебном заседании в кассационной инстанции представитель экспортера пояснил, что действий по взысканию с покупателя (нерезидента) задолженности не предпринималось, вопрос о продлении срока договора или уплаты по нему платежей не рассматривался, дополнительные соглашения к договору не заключались, поскольку обществом была выбрана стратегия ведения переговоров с иностранным контрагентом по оплате поставленного товара через иностранных коллег компании Фригогласс; оплата товара произведена через несколько месяцев после окончания срока действия договора.
Однако суды трех инстанций не приняли такую стратегию в качестве надлежащих мер экспортера для своевременного получения валютной выручки. То есть, таких мер, принятие которых означало бы отсутствие вины резидента в совершении валютного правонарушения и как следствие освобождало бы резидента от ответственности.
Таким образом, хотя коммерчески стратегия переговоров с иностранным покупателем по оплате поставленного товара через иностранных третьих лиц в текущих условиях может быть полностью обоснованной, она все же не оправдывает непринятие прочих разумных мер для соблюдения обязанности экспортера в целях части 4 статьи 24 закона № 173-ФЗ. Если по каким-либо причинам обычное заключение (двусторонних или многосторонних) дополнительных соглашений о продлении сроков платежа в отношениях с конкретным нерезидентом затруднительно (из-за его корпоративной структуры, долгих согласований и т. п.), во многих случаях может быть возможность одностороннего продления срока в силу применимых международных норм, в особенности, положений Венской конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. Кроме того, такие условия можно заранее предусмотреть в контракте на стадии его заключения.
Правовое бюро «Проект-ВС», экспортные контракты, валютно-правовой консалтинг, pvs.ru, 21.08.2024 г.
|