Правовые новости Практика и аналитика по ВЭД
14.10.2023 Налогоплательщик сдал 3-НДФЛ по дивидендам по ценным бумагам за рубежом, но ИФНС в зачете уплаченного иностранного налога отказала из-за ненадлежащих документов
Данная ситуация была рассмотрена Седьмым кассационным судом общей юрисдикции в мае 2023 года.
30 марта 2021 года Ф.Е. подал в МИФНС России № 31 налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за налоговый период 2020 года, в которой указал о получении за пределами Российской Федерации (на территории США) дохода – дивидендов по операциям с ценными бумагами в сумме 12 278,77 рублей. В той же декларации он самостоятельно исчислил подлежащую к уплате в Российской Федерации сумму налога 1 596 рублей (13% от полученной суммы), а также заявил о зачете в указанную сумму уплаченного в иностранном государстве налога 1 385 рублей, оставшуюся сумму 211 рублей уплатил в добровольном порядке.
Налоговой инспекцией была проведена камеральная проверка налоговой декларации Ф.Е. за 2020 год, по результатам составлен акт налоговой проверки от 14 июля 2021 года № 10396, а также принято решение от 11 октября 2021 года № 7555, которым отказано в зачете уплаченного в иностранном государстве налога в связи с непредставлением подтверждающих документов. Ф.Е. начислен НДФЛ в сумме 1 385 рублей и пени 26,28 рублей.
В соответствии с положениями статьи 232 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) именно на налогоплательщика возложена обязанность в целях избежания двойного налогообложения представить в налоговый орган Российской Федерации доказательства уплаты налога на доходы в иностранном государстве, которые должны соответствовать требованиям статьи 232 НК РФ.
Судами было установлено, что при подаче декларации за 2020 год Ф.Е. обязанность подтвердить наличие сумм для зачета налога не исполнил, каких-либо приложений к ней не представил. Впоследствии 29 июля 2021 года Ф.Е. в ответ на акт проверки от 14 июля 2021 года в МИФНС № 31 по Свердловской области направил объяснения, к которым приложил отчет о выплате доходов по ценным бумагам иностранных эмитентов с 01 января 2020 по 31 декабря 2020 года, выданный брокером АО «Тинькофф Банк», а также форму № W-8BEN, но данные документы также не соответствовали требованиям, предъявляемым к документам, указанным в статье 232 НК РФ.
В изложении суда требования статьи 232 НК РФ в отношении зачета в РФ налога, уплаченного в иностранном государстве, указаны следующим образом:
«В соответствии с пунктом 3 статьи 232 Налогового кодекса Российской Федерации в целях зачета в Российской Федерации суммы налога, уплаченного физическим лицом - налоговым резидентом Российской Федерации в иностранном государстве с полученных им доходов, к налоговой декларации прилагаются документы, подтверждающие сумму полученного в иностранном государстве дохода и уплаченного с этого дохода налога в иностранном государстве, выданные (заверенные) уполномоченным органом соответствующего иностранного государства, и их нотариально заверенный перевод на русский язык.
В документах, прилагаемых к налоговой декларации, должны быть отражены вид дохода, сумма дохода, календарный год, в котором был получен доход, а также сумма налога и дата его уплаты налогоплательщиком в иностранном государстве.
Вместо указанных документов налогоплательщик вправе представить копию налоговой декларации, представленной им в иностранном государстве, и копию платежного документа об уплате налога и их нотариально заверенный перевод на русский язык.
В случае, если налог с доходов, полученных в иностранном государстве, был удержан у источника выплаты дохода, сведения о суммах дохода в разрезе каждого месяца соответствующего календарного года, а также о суммах налога, удержанных у источника выплаты дохода в иностранном государстве, представляются налогоплательщиком на основании документа, выданного источником выплаты дохода, вместе с копией этого документа и его нотариально заверенным переводом на русский язык».
Таким образом, даже в случае получения документов о доходах по операциям с ценными бумагами за рубежом от российских брокеров, в том числе и по небольшим суммам, необходимо уделять специальное внимание соответствию документов требованиям статьи 232 НК РФ и добиваться от брокеров такого соответствия.
В случаях же операций с ценными бумагами и ПФИ за рубежом через иностранных брокеров все документы обычно оформляются в электронном виде на иностранных языках. По вопросу представления таких документов ФНС в письме от 7 сентября 2018 г. № БС-3-11/6303@ высказала мнение, что «подтверждение достоверности содержащихся в документе сведений может быть осуществлено посредством направления иностранной организацией гражданину в электронной форме сканированного образа, в частности, отчета брокера, подписанного уполномоченным должностным лицом организации» и что «ко всем подтверждающим документам, оформленным на иностранном языке, должен прилагаться нотариально заверенный перевод на русский язык».
Правовое бюро «Проект-ВС», налоговый консалтинг по налогам в РФ с зарубежным элементом, валютный контроль и НДФЛ по ценным бумагам за рубежом, pvs.ru, 14.10.2023 г.
|