Разработки и услуги • Валютный контроль • Налоги • Таможня • Формы ВЭД • Контракты • На английском • Испания 
 Запрос услуг • Контакты 
Правовое бюро
"Проект-ВС"

 Аналитические 
 правовые услуги по ВЭД 

Дистанционно / Онлайн
В офисе / Ежедневно

Услуги
Проекты
Контракты
Ситуации
Материалы
Новости
Возможности усиления отличий ГПД от ТД с дистанционными работниками за рубежом исходя из позиции трудинспекции

Правовые новости
Практика и аналитика по ВЭД

10.09.2022
Возможности уси­ле­ния от­ли­чий ГПД от ТД с дис­тан­ци­он­ны­ми ра­бот­ни­ка­ми за ру­бе­жом ис­хо­дя из по­зи­ции труд­ин­спекции


На сайте электронного сервиса онлайнинспекция.рф для обращений в Госу­дарст­венную инспекцию труда в ответе на недавний вопрос по-прежнему выра­жается позиция, что с дистанци­онными работ­никами за рубежом заклю­чать трудовые договоры (ТД) нельзя, а следует заключать граж­дан­ско-пра­вовые договоры (ГПД):

Вопрос № 168535 от 24.08.2022 г.:

Возможно ли заключить трудовой договор о дистан­ционной работе с гражданином Россий­ской Феде­рации для осущест­вления им трудовой деятель­ности за пределами РФ. Гражданин РФ временно (1 год) проживает на терри­тории КНР. Место работы КНР. Обращаю внимание, что именно гражданин РФ, а не ино­стран­ный гражданин.

Ответ:

Трудовой кодекс не преду­смат­ривает воз­можность заключения трудового договора о дистан­ционной работе с гражданином, прожи­вающим и осущест­вляющим трудовую деятель­ность за пределами терри­тории Россий­ской Феде­рации.

По мнению Министер­ства труда и соци­альной защиты РФ (письмо от 15.04.2016 N 17-3/ООГ-578), сотруд­ничество с такими граж­данами следует осущест­влять в рамках граж­дан­ско-пра­вовых отношений.

Аналогичная правовая позиция была выражена в ответах на вопросы № 162705 от 24.03.2022 г., № 95795 от 15.03.2018 г., а также в более ранних письмах Минтруда, одно из которых упомянуто в ответе выше. Несмотря на то, что в этих вопросах были приведены письма Минфина и судебная практика, допус­кающие заключение трудовых договоров с дистан­ционными работниками за рубежом, с указанием опасения, что «заключая граж­данско-пра­вовой договор вынуждено в связи с тем, что нельзя дистан­ционный труд оформить с рабо­тающим за рубежом, органи­зация вводит себя в категорию риска стать право­нару­шителем в связи с заклю­чением граж­дан­ского-пра­вового договора по право­отно­шениям факти­чески трудовым». Данный риск может обост­риться в связи с предло­женными Минфином изменениями в Нало­говый кодекс взимать с дистан­ционных работников за рубежом НДФЛ 30% вместо 13-15%.

В обоснование своих ответов трудовые инспекторы ссылаются на статью 13 Трудо­вого кодекса о действии норм трудового права РФ, по их мнению, «только на терри­тории Россий­ской Феде­рации» и на обя­занность работо­дателя обеспечить безопас­ные условия труда для дистан­ционных работ­ников за рубежом, выполнить которую в таком случае «не пред­став­ляется возможным».

Претензии налоговых инспекций к работо­дателям в таких случаях одна лишь эта позиция труд­инспек­ции вряд ли остановит. Однако в привязке к конкретным усло­виям договоров доводы о действии актов россий­ского трудо­вого права только на терри­тории РФ и о необхо­димости обеспе­чивать безопас­ные условия труда для дистан­ционных работ­ников за рубежом можно исполь­зовать для уси­ления отличий ГПД от ТД. И, как следствие, для вос­препят­ство­вания пере­квали­фикации ГПД в ТД с дона­числе­нием налогов и штрафов.

Конкретными мерами такого усиления, помимо соблю­дения основных условий отличия ГПД от ТД, могут быть принятие в компании специ­аль­­ного Положения о безопасных усло­виях труда работ­ников на терри­тории РФ (локаль­ного норма­тивного акта работо­дателя), расши­ренных и неодно­кратных ссылок на него и (или) связан­ных с ним условий в трудовых договорах (чего естест­венно не будет в граж­данско-пра­вовых договорах), включение в ГПД отдельных статей о целях договора, об обстоя­тель­ствах заклю­чения договора, о заяв­лениях сторон, об именно граж­данско-пра­вовом харак­тере отношений сторон с пояснением, что заказчик в силу законо­датель­ства РФ не вправе заключать с испол­нителем трудовой договор (со ссылками на конк­ретные письма Роструда) и что тру­довой договор мог бы быть заклю­чен только при условии работы испол­нителя в РФ и на других усло­виях согласно трудо­вому праву РФ, прямые дополни­тельные указания в ГПД о том, что заказчик в силу законо­да­тель­ства РФ не отве­чает и не может отвечать за соблю­дение безопас­ных условий труда исполнителя, и т. п.

Правовое бюро «Проект-ВС», консалтинг по проектам резидентов за рубежом pvs.ru, 10.09.2022 г.

? 📚 Комплексные
правовые вопросы ВЭД

? 📚 Коммерческие
условия контрактов

? 📚 Валютные
операции в банках

? 📚 Таможенное
оформление товаров

? 📚 Налогообложение
при ведении ВЭД

? 📚 Лингвистические
и двуязычные вопросы

? 📚 Особенности
ВЭД с Испанией

18.11.2024
Прецедент от­вет­ст­вен­но­сти физ­лица РФ - зай­мо­да­те­ля за нере­пат­ри­а­цию зай­ма, вы­дан­но­го граж­да­ни­ну Швей­ца­рии, в виде штра­фа 15% (7,5% при ран­ней уплате)

15.11.2024
Об офи­ци­а­ль­ном разъ­яс­не­нии ЦБ от 30.10.2024 г. № 4-ОР о пре­кра­ще­нии обя­за­тельств по вы­пла­те при­бы­ли ООО «не­дру­же­ст­вен­ным» уча­ст­ни­кам за­четом

29.10.2024
Штраф 4,1 млн. руб. (30%) за не­за­кон­ный на­лич­ный рас­чет при по­куп­ке ав­то­мо­би­ля в Бе­ла­ру­си, на ос­но­ва­нии до­ку­мен­тов из на­ло­го­вой ин­с­пек­ции Бе­ла­руси

17.09.2024
Вправе ли на­ло­го­вая за­пра­ши­вать по ва­лю­т­но­му кон­т­ро­лю све­де­ния и до­ку­ме­н­ты о на­ли­чии гра­ж­да­н­ст­ва ино­ст­ран­ных го­су­дарств и ВНЖ в ино­ст­ран­ных го­су­дар­ст­вах

31.08.2024
Два штрафа по 30% за пе­ре­да­чу и по­лу­че­ние гра­ж­да­ни­ном РФ на­лич­ной ин­ва­лю­ты по од­но­му зай­му род­ст­вен­ни­ку-­не­ре­зи­ден­ту в Бе­ла­руси

Все новости
(1563)
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ПО ВАЛЮТНОМУ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
И КОНТРОЛЮ
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования

Аналитические правовые услуги по ВЭД, валютному контролю, Испании
Описание услуг на сайте не является публичной офертой услуг
Правовое бюро "Проект-ВС" (Москва) • 2001-2024 • Контакты
© Автор сайта:
Славинский В. Ч. Все права сохранены
ВАЛЮТНОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ
И КОНТРОЛЬ
ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ