Разработки и услуги • Валютный контроль • Налоги • Таможня • Формы ВЭД • Контракты • На английском • Испания 
 Запрос услуг • Контакты 
Правовое бюро
"Проект-ВС"

 Аналитические 
 правовые услуги по ВЭД 

Дистанционно / Онлайн
В офисе / Ежедневно

Услуги
Проекты
Контракты
Ситуации
Материалы
Новости
Условия и сложности применения разрешения резидентам до 01.10.2022 г. осуществлять валютные операции по предоставлению «дружественным» нерезидентам инвалюты по займам

Правовые новости
Практика и аналитика по ВЭД

22.08.2022
Условия и сложности при­ме­не­ния раз­ре­ше­ния ре­зи­ден­там осу­щест­в­лять ва­лют­ные опе­ра­ции по пред­остав­ле­нию «дру­жест­вен­ным» не­ре­зи­ден­там ин­ва­лю­ты по займам


МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 августа 2022 г. N 05-06-10/ВН-41524

ВЫПИСКА
ИЗ ПРОТОКОЛА ЗАСЕДАНИЯ ПОДКОМИССИИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ
КОМИССИИ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ИНОСТРАННЫХ
ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 20 ИЮЛЯ 2022 ГОДА N 75/3

1. Руководствуясь пунктом 16 Правил выдачи Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации разрешений в целях реализации дополнительных временных мер экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации и иных разрешений, предусмотренных отдельными указами Президента Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2022 N 295, подкомиссией Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации принято единогласное решение разрешить резидентам до 01.10.2022 осуществление валютных операций, связанных с предоставлением в пользу нерезидентов, не являющихся лицами иностранных государств, которые совершают в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия (в том числе если такие иностранные лица имеют гражданство этих государств, местом их регистрации, местом преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности или местом преимущественного извлечения ими прибыли от деятельности являются эти государства), и иностранными лицами, которые находятся под контролем указанных иностранных лиц, независимо от места их регистрации или места преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности, иностранной валюты по договорам займа.

Выписка верна.

Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
А.В.МОИСЕЕВ

Комментарий по условиям и сложностям применения разрешения

Данное разрешение подкомиссии от 20.07.2022 г. № 75/3 устанавливает исключение из общего запрета на осуществление валютных операций, связанных с предоставлением резидентами в пользу нерезидентов иностранной валюты по договорам займа в силу подпункта «а» пункта 3 Указа Президента РФ от 28.02.2022 г. № 79.

Как в Указе № 79, так и в данном разрешении подкомиссии для обозначения соответствующих платежей используется формулировка «валютные операции, связанные с предоставлением резидентам в пользу нерезидентов иностранной валюты по договорам займа». На сайте ЦБ РФ в ответах на вопросы по данному запрету отмечается, что запрет установлен на передачу нерезидентам валюты как по вновь заключаемым договорам займа, так и по действующим договорам займа на дату Указа № 79. Следовательно, и разрешение подкомиссии от 20.07.2022 г. № 75/3 тоже относится ко всем договорам займа – и вновь заключаемым, и действующим.

Из этой широкой формулировки валютных операций, «связанных» с займами, также можно заключать, что она распространяется на разные назначения платежей по договорам займа. То есть, это могут быть выплаты или возвраты основной суммы займа, выплаты процентов, штрафных санкций и другие платежи по договорам займа.

Помимо периода действия разрешения до 01.10.2022 г., основные условия и сложности применения данного разрешения подкомиссии могут возникнуть в части квалификации нерезидентов – получателей инвалюты как «дружественных» лиц. В разрешении подкомиссии данный термин не используется, а приводится пространное определение таких нерезидентов, по смыслу не являющихся недружественными. Причем используемое в разрешении подкомиссии описание недружественных лиц почти полностью совпадет с понятием «лица иностранных государств, совершающих недружественные действия» согласно Указу № 81 и с понятием «иностранные кредиторы» согласно Указу № 95. Однако данное разрешение подкомиссии напрямую с этими Указами не связано, так как Указ № 81 регулирует займы «в рублях», а в целях Указа № 95 соответствующие разрешения должна давать не Правительственная комиссия по иностранным инвестициям в РФ (ее подкомиссия), а ЦБ (для банков) или Минфин (для других должников). В то же время, описание нерезидентов в данном разрешении подкомиссии дает основание полагать, что к нему должен (будет) применяться Перечень иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 05.03.2022 г. № 430-р «во исполнение» Указа № 95.

Практически, используемое в разрешении подкомиссии описание «дружественных» нерезидентов само по себе устанавливает ряд условий и ограничений в отношении таких лиц – как физических, так и юридических лиц. В особенности, нерезиденты – получатели инвалюты по договорам займа не должны иметь гражданства и ВНЖ («регистрации») «недружественных» государств, равно как и не должны находиться под контролем таких лиц. Реально же, многие российские физические лица – контролирующие лица КИК из «дружественных» юрисдикций имеют второе гражданство или ВНЖ «недружественных» европейских стран, что в целях рассматриваемого разрешения подкомиссии становится формальным препятствием для осуществления валютных операций по займам в пользу таких КИК. Причем это препятствие прямо попадает в сферу контроля органов РФ в силу обязанности граждан РФ уведомлять о наличии иностранного гражданства и ВНЖ, а также в силу обязанности налоговых резидентов РФ представлять уведомления об участии в КИК и уведомления о КИК с финансовой отчетностью КИК.

Другая неявная сложность применения данного разрешения подкомиссии заключается в словах «в том числе» в описании критериев «недружественных» нерезидентов. То есть, помимо прямой необходимости иметь доказательства, что нерезиденты – получатели инвалюты по займам не ведут свою основную деятельность и не извлекают основную прибыль в «недружественных» иностранных государствах, такие доказательства могут потребоваться и в отношении других вероятных критериев «недружественных» иностранных лиц, прямо не названных в данном решении подкомиссии.

Наконец, или наоборот – в первую очередь, конкретная ситуация по платежам в пользу нерезидента по договору займа может подпасть под Указ № 252, который прямо запрещает сделки с лицами, находящимися под санкциями РФ, и финансовые операции, выгодоприобретателями по которым являются такие лица.

Правовое бюро «Проект-ВС», уст­ная кон­суль­та­ция по ва­лют­но­му конт­ро­лю и ВЭД с пред­ва­ри­тель­ным пра­во­вым ана­ли­зом, под­го­товка и обо­сно­ва­ние зап­ро­сов и заяв­ле­ний в ор­ганы РФ по сдел­кам и опе­ра­циям в 2022 году, pvs.ru, 22.08.2022 г.

24.11.2022 О разрешении ре­зи­ден­там пе­ре­чис­лять дру­жест­вен­ным не­ре­зи­ден­там ин­ва­лю­ту по до­го­во­рам зай­ма до 31 де­каб­ря 2022 года

08.09.2022 Займы не­ре­зи­ден­там в 2022 г. Запреты, огра­ни­че­ния, обя­зан­нос­ти ре­зи­ден­тов ЮЛ, ФЛ, ИП при пре­до­став­ле­нии зай­мов не­ре­зи­ден­там по со­сто­я­нию на ав­густ - сен­тябрь 2022 г.

07.09.2022 О применении Указа № 529 для за­щи­ты от штра­фов за вы­пла­ту или по­лу­че­ние на­лич­ных по граж­дан­ско-пра­во­вым до­го­во­рам, зай­мам с не­ре­зи­ден­тами

? 📚 Комплексные
правовые вопросы ВЭД

? 📚 Коммерческие
условия контрактов

? 📚 Валютные
операции в банках

? 📚 Таможенное
оформление товаров

? 📚 Налогообложение
при ведении ВЭД

? 📚 Лингвистические
и двуязычные вопросы

? 📚 Особенности
ВЭД с Испанией

18.11.2024
Прецедент от­вет­ст­вен­но­сти физ­лица РФ - зай­мо­да­те­ля за нере­пат­ри­а­цию зай­ма, вы­дан­но­го граж­да­ни­ну Швей­ца­рии, в виде штра­фа 15% (7,5% при ран­ней уплате)

15.11.2024
Об офи­ци­а­ль­ном разъ­яс­не­нии ЦБ от 30.10.2024 г. № 4-ОР о пре­кра­ще­нии обя­за­тельств по вы­пла­те при­бы­ли ООО «не­дру­же­ст­вен­ным» уча­ст­ни­кам за­четом

29.10.2024
Штраф 4,1 млн. руб. (30%) за не­за­кон­ный на­лич­ный рас­чет при по­куп­ке ав­то­мо­би­ля в Бе­ла­ру­си, на ос­но­ва­нии до­ку­мен­тов из на­ло­го­вой ин­с­пек­ции Бе­ла­руси

17.09.2024
Вправе ли на­ло­го­вая за­пра­ши­вать по ва­лю­т­но­му кон­т­ро­лю све­де­ния и до­ку­ме­н­ты о на­ли­чии гра­ж­да­н­ст­ва ино­ст­ран­ных го­су­дарств и ВНЖ в ино­ст­ран­ных го­су­дар­ст­вах

31.08.2024
Два штрафа по 30% за пе­ре­да­чу и по­лу­че­ние гра­ж­да­ни­ном РФ на­лич­ной ин­ва­лю­ты по од­но­му зай­му род­ст­вен­ни­ку-­не­ре­зи­ден­ту в Бе­ла­руси

Все новости
(1563)
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ПО ВАЛЮТНОМУ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
И КОНТРОЛЮ
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования

Аналитические правовые услуги по ВЭД, валютному контролю, Испании
Описание услуг на сайте не является публичной офертой услуг
Правовое бюро "Проект-ВС" (Москва) • 2001-2024 • Контакты
© Автор сайта:
Славинский В. Ч. Все права сохранены
ВАЛЮТНОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ
И КОНТРОЛЬ
ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ