Разработки и услуги • Валютный контроль • Налоги • Таможня • Формы ВЭД • Контракты • На английском • Испания 
 Запрос услуг • Контакты 
Правовое бюро
"Проект-ВС"

 Аналитические 
 правовые услуги по ВЭД 

Дистанционно / Онлайн
В офисе / Ежедневно

Услуги
Проекты
Контракты
Ситуации
Материалы
Новости
Ответ ЦБ на запрос физического лица о выкупе доли в квартире у иностранца через агента недвижимости с использованием банковского (индивидуального) сейфа (ячейки) или аккредитива

Правовые новости
Практика и аналитика по ВЭД

13.11.2021
Ответ ЦБ на запрос физического лица о выкупе доли в квартире у иностранца через агента недвижимости с использованием банковского (индивидуального) сейфа (ячейки) или аккредитива


Запрос физического лица б/н и б/д (без номера и без даты): Гражданин Российской Федерации собирается выкупить долю в квартире у иностранного гражданина, интересы которого на территории Российской Федерации представляет агент по недвижимости на основании доверенности.

- Возможно ли провести расчёты с использованием банковского (индивидуального) сейфа (ячейки)?

- Возможны ли расчеты с использованием аккредитива, по которому получателем средств будет агент по недвижимости, действующий на основании доверенности, выданной продавцом?

Ответ Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России
от 21.06.2021 № 12-4-ОГ/13957

В соответствии с подпунктом «б» пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ1 отчуждение резидентом в пользу нерезидента валютных ценностей2, валюты Российской Федерации на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации в качестве средства платежа является валютной операцией.

На основании статей 6 и 13 Федерального закона № 173-ФЗ указанная в обращении валютная операция в рамках договора купли-продажи недвижимости между физическим лицом – резидентом и нерезидентом может осуществляться без ограничений вне зависимости от того, в каком банке (уполномоченном банке или зарубежном банке) открыт счет нерезидента получателя денежных средств.

Резиденты при осуществлении валютных операций (как в иностранной валюте, так и в валюте Российской Федерации) должны соблюдать в том числе установленные Федеральным законом № 173-ФЗ требования к порядку осуществления расчетов. В частности, обращаем внимание, что в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ расчеты при осуществлении валютных операций производятся физическими лицами – резидентами через банковские счета в уполномоченных банках. Перечень валютных операций, которые резиденты могут осуществить, минуя счета в уполномоченных банках, установлен пунктами 1-10 части 3 указанной статьи. Возможность осуществления расчетов с использованием банковского (индивидуального) сейфа (ячейки) по договору купли-продажи недвижимости, заключенному между физическим лицом – резидентом и нерезидентом, Федеральным законом № 173-ФЗ не предусмотрена.

При этом Федеральный закон № 173-ФЗ не ставит обязанность резидента осуществлять расчеты через счета в уполномоченном банке в зависимости от формы безналичных расчетов, которую стороны договора на основании статьи 862 ГК РФ3 вправе избрать самостоятельно.

Исходя из статей 862 и 867 ГК РФ, аккредитив является одной из форм безналичных расчетов, при которой банк, действующий по поручению плательщика об открытии аккредитива и в соответствии с его указанием (банк-эмитент), обязуется произвести платежи получателю средств либо дать полномочия другому банку (исполняющему банку) произвести платежи получателю средств.

Учитывая изложенное, расчеты при покупке резидентом недвижимого имущества у нерезидента могут осуществляться с использованием аккредитивной формы расчетов.

При этом валютное законодательство Российской Федерации не ставит возможность проведения тех или иных валютных операций в зависимость от факта их проведения на основании выданной в установленном законом порядке доверенности.

Одновременно обращаем внимание, что в соответствии с частью 4 статьи 22 Федерального закона № 173-ФЗ Банк России осуществляет контроль за проведением валютных операций только кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями, осуществляющими виды деятельности, указанные в Федеральном законе № 86-ФЗ4 (далее – некредитные финансовые организации).

Контроль за осуществлением валютных операций резидентами, не являющимися кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями, и нерезидентами (за исключением контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации) относится к компетенции Федеральной налоговой службы, являющейся органом валютного контроля, которая также применяет к резидентам меры административной ответственности, предусмотренные за­ко­но­да­тель­ст­вом Российской Федерации5 (часть 5 статьи 22 Федерального закона № 173-ФЗ).

Учитывая изложенное, в целях минимизации риска привлечения к ответственности за нарушение требований валютного законодательства Департамент рекомендует по вопросу, указанному в обращении обратиться в указанную федеральную службу.

______________________

1 Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

2 Валютные ценности - иностранная валюта и внешние ценные бумаги (пункт 5 части 1 статьи 1 Фе­де­раль­но­го закона № 173-ФЗ).

3 Гражданский кодекс Российской Федерации.

4 Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

5 Положение о Федеральной налоговой службе, утвержденное постановлением Правительства Рос­сий­ской Федерации от 30.09.2004 № 506 (подпункт 5.1.5 пункта 5).

cbr.ru, дата последнего обновления: 30.09.2021

? 📚 Комплексные
правовые вопросы ВЭД

? 📚 Коммерческие
условия контрактов

? 📚 Валютные
операции в банках

? 📚 Таможенное
оформление товаров

? 📚 Налогообложение
при ведении ВЭД

? 📚 Лингвистические
и двуязычные вопросы

? 📚 Особенности
ВЭД с Испанией

18.11.2024
Прецедент от­вет­ст­вен­но­сти физ­лица РФ - зай­мо­да­те­ля за нере­пат­ри­а­цию зай­ма, вы­дан­но­го граж­да­ни­ну Швей­ца­рии, в виде штра­фа 15% (7,5% при ран­ней уплате)

15.11.2024
Об офи­ци­а­ль­ном разъ­яс­не­нии ЦБ от 30.10.2024 г. № 4-ОР о пре­кра­ще­нии обя­за­тельств по вы­пла­те при­бы­ли ООО «не­дру­же­ст­вен­ным» уча­ст­ни­кам за­четом

29.10.2024
Штраф 4,1 млн. руб. (30%) за не­за­кон­ный на­лич­ный рас­чет при по­куп­ке ав­то­мо­би­ля в Бе­ла­ру­си, на ос­но­ва­нии до­ку­мен­тов из на­ло­го­вой ин­с­пек­ции Бе­ла­руси

17.09.2024
Вправе ли на­ло­го­вая за­пра­ши­вать по ва­лю­т­но­му кон­т­ро­лю све­де­ния и до­ку­ме­н­ты о на­ли­чии гра­ж­да­н­ст­ва ино­ст­ран­ных го­су­дарств и ВНЖ в ино­ст­ран­ных го­су­дар­ст­вах

31.08.2024
Два штрафа по 30% за пе­ре­да­чу и по­лу­че­ние гра­ж­да­ни­ном РФ на­лич­ной ин­ва­лю­ты по од­но­му зай­му род­ст­вен­ни­ку-­не­ре­зи­ден­ту в Бе­ла­руси

Все новости
(1563)
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ПО ВАЛЮТНОМУ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
И КОНТРОЛЮ
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования

Аналитические правовые услуги по ВЭД, валютному контролю, Испании
Описание услуг на сайте не является публичной офертой услуг
Правовое бюро "Проект-ВС" (Москва) • 2001-2024 • Контакты
© Автор сайта:
Славинский В. Ч. Все права сохранены
ВАЛЮТНОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ
И КОНТРОЛЬ
ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ