Разработки и услуги • Валютный контроль • Налоги • Таможня • Формы ВЭД • Контракты • На английском • Испания 
 Запрос услуг • Контакты 
Правовое бюро
"Проект-ВС"

 Аналитические 
 правовые услуги по ВЭД 

Дистанционно / Онлайн
В офисе / Ежедневно

Услуги
Проекты
Контракты
Ситуации
Материалы
Новости
Закон от 05.02.2018 г. № 8-ФЗ еще не дает практическую возможность выплачивать зарплату в иностранной валюте

Правовые новости
Практика и аналитика по ВЭД

08.02.2018
Закон от 05.02.2018 г. № 8-ФЗ еще не дает практическую возможность выплачивать зарплату в иностранной валюте


Снятие ограничения Трудового кодекса РФ на выплату зарплаты в инвалюте. Нормативно-правовое содержание Федерального закона «О внесении изменения в статью 131 Трудового кодекса Российской Федерации» от 05.02.2018 г. № 8-ФЗ состоит только из одного следующего абзаца:

«Внести в часть первую статьи 131 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878) изменение, дополнив ее предложением следующего содержания: «В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, выплата заработной платы может производиться в иностранной валюте.».

Таким образом, с вступлением данного закона в силу часть первая статьи 131 Трудового кодекса РФ будет иметь следующее содержание:

Статья 131. Формы оплаты труда

Выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте Российской Федерации (в рублях). В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, выплата заработной платы может производиться в иностранной валюте.

Следовательно, теперь из ранее действовавшего общего правила трудового законодательства РФ о возможности выплаты зарплаты только в российских рублях допускаются исключения в виде возможности выплаты зарплаты в инвалюте в случаях, предусмотренных валютным законодательством РФ.

Цель принятия закона от 05.02.2018 г. № 8-ФЗ – для выплат зарплат за рубежом. Согласно справке Государственно-правового управления к данному закону, размещенной на сайте Президента РФ www.kremlin.ru 05.02.2018 г., этот закон «направлен на снятие требования по выплате заработной платы в валюте Российской Федерации (в рублях) находящимся за пределами территории Российской Федерации гражданам Российской Федерации в связи с выполнением ими за пределами территории Российской Федерации своих трудовых обязанностей по трудовым договорам, заключаемым с юридическими лицами – резидентами».

Случаи, предусмотренные валютным законодательством по зарплатам за рубежом. Если отбросить специфические случаи выплат зарплат работникам дипломатических и иных официальных представительств РФ за рубежом, то на дату опубликования рассматриваемого закона в Федеральном законе № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» к выплатам зарплат за рубежом относятся следующие нормы:

Абзацы второй и третий части 5 статьи 12:

«Наряду со случаями, указанными в абзаце первом настоящей части, на счета физических лиц - резидентов, открытые в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, могут быть зачислены следующие денежные средства, полученные от нерезидентов:

выплачиваемые в виде заработной платы и иных выплат, связанных с выполнением физическими лицами - резидентами за пределами территории Российской Федерации своих трудовых обязанностей по заключенным ими с нерезидентами трудовым договорам (контрактам), а также выплачиваемые в виде оплаты и (или) возмещения расходов таких физических лиц - резидентов, связанных с их служебными командировками, осуществляемыми в рамках выполнения физическими лицами - резидентами за пределами территории Российской Федерации своих трудовых обязанностей по заключенным ими с нерезидентами трудовым договорам (контрактам);»

Часть 6.1 статьи 12:

6.1. Со средствами, указанными в части 6 настоящей статьи, между резидентами без ограничений осуществляются следующие валютные операции:

2) операции по выплате заработной платы сотрудникам представительства юридического лица - резидента, находящегося за пределами территории Российской Федерации;


Отсутствие подходящих случаев в целях закона от 05.02.2018 г. № 8-ФЗ. В итоге, в первом из вышеприведенных случаев зарплатных платежей речь идет о трудовых контрактах с нерезидентами, а во втором случае нет прямого разрешения на зачисление зарплат на зарплатные счета работников за рубежом, что создает риск признания таких зачислений незаконными валютными операциями со штрафом до 100% от суммы операции.

В действующей редакции статьи 9 Федерального закона № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», регулирующей валютные операции между резидентами, норм-разрешений по выплате зарплаты в иностранной валюте не обнаруживается (если не учитывать специфические случаи официальных представительств РФ и государственных органов РФ). Вследствие этого, выплата зарплаты в инвалюте между «обычными» резидентами подпадает под общий запрет на валютные операции между резидентами.

Таким образом, закон от 05.02.2018 г. № 8-ФЗ еще не позволяет производить фактические выплаты резидентами зарплат в иностранных валютах резидентам по причине отсутствия на сегодняшний день соответствующих случаев, предусмотренных валютным законодательством РФ.

Законопроект № 276427-7 о разрешении выплат зарплат в инвалюте резидентами за рубежом. Такие разрешенные случаи выплат зарплат в инвалюте между «обычными» резидентами планируется предусмотреть в валютном законодательстве РФ внесенным в Государственную Думу Правительством РФ еще осенью 2017 г. законопроектом № 276424-7 «О внесении изменений в статьи 9 и 2 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле». В частности, перечень разрешенных валютных операций между резидентами предлагается дополнить пунктом «25)» следующего содержания:

Статья 9. Валютные операции между резидентами

1. Валютные операции между резидентами запрещены, за исключением:

«25) операций по выплате физическим лицам - резидентам заработной платы и иных выплат в иностранной валюте за пределами территории Российской Федерации по заключенным ими с юридическими лицами - резидентами трудовым договорам, предусматривающим выполнение такими физическими лицами - резидентами своих трудовых обязанностей за пределами территории Российской Федерации;».

В настоящее время пункт «25)» в перечне разрешенных валютных операций между резидентами уже добавлен для другого случая Федеральным законом от 28.12.2017 г. № 427-ФЗ. Соответственно, при принятии законопроекта № 276424-7 номер вышеприведенного пункта должен быть изменен.

Разрешение планируется как для зарплат, так и для «иных выплат по трудовым договорам» за рубежом. Хотя принятый Федеральный закон от 05.02.2018 г. № 8-ФЗ предусматривает допущение выплат в иностранной валюте только заработной платы, препятствий для «иных выплат по трудовым договорам» в иностранной валюте не предполагается. Это следует из приведенного выше текста законопроекта № 276424-7 об исключении из перечня запрещенных валютных операций между резидентами «операций по выплате физическим лицам - резидентам заработной платы и иных выплат в иностранной валюте» по трудовым договорам за работу вне РФ. При этом статьей 131 Трудового кодекса РФ ранее фактически устанавливалась обязанность выплачивать в рублях только заработную плату, об «иных выплатах по трудовым договорам» только в рублях в этой статье кодекса не говорится.

Вступление закона от 05.02.2018 г. № 8-ФЗ в силу – 16.02.2018 г. Следует учитывать, что в самом Федеральном законе «О внесении изменения в статью 131 Трудового кодекса Российской Федерации» от 05.02.2018 г. № 8-ФЗ не установлен порядок его вступления в силу. В этом случае, по общему правилу, федеральные законы вступают в силу по истечении десяти дней со дня со дня их официального опубликования (статья 6 Федерального закона от 14.06.1994 г. № 5-ФЗ, в редакции от 01.07.2017 г.). То есть, данный закон вступает в силу 16.02.2018 г.

По публикациям в связи с законом от 05.02.2018 г. № 8-ФЗ на сайте Президента РФ www.kremlin.ru, положениям валютного законодательства РФ, законопроекта № 276424-7, другим правовым материалам

? 📚 Комплексные
правовые вопросы ВЭД

? 📚 Коммерческие
условия контрактов

? 📚 Валютные
операции в банках

? 📚 Таможенное
оформление товаров

? 📚 Налогообложение
при ведении ВЭД

? 📚 Лингвистические
и двуязычные вопросы

? 📚 Особенности
ВЭД с Испанией

18.11.2024
Прецедент от­вет­ст­вен­но­сти физ­лица РФ - зай­мо­да­те­ля за нере­пат­ри­а­цию зай­ма, вы­дан­но­го граж­да­ни­ну Швей­ца­рии, в виде штра­фа 15% (7,5% при ран­ней уплате)

15.11.2024
Об офи­ци­а­ль­ном разъ­яс­не­нии ЦБ от 30.10.2024 г. № 4-ОР о пре­кра­ще­нии обя­за­тельств по вы­пла­те при­бы­ли ООО «не­дру­же­ст­вен­ным» уча­ст­ни­кам за­четом

29.10.2024
Штраф 4,1 млн. руб. (30%) за не­за­кон­ный на­лич­ный рас­чет при по­куп­ке ав­то­мо­би­ля в Бе­ла­ру­си, на ос­но­ва­нии до­ку­мен­тов из на­ло­го­вой ин­с­пек­ции Бе­ла­руси

17.09.2024
Вправе ли на­ло­го­вая за­пра­ши­вать по ва­лю­т­но­му кон­т­ро­лю све­де­ния и до­ку­ме­н­ты о на­ли­чии гра­ж­да­н­ст­ва ино­ст­ран­ных го­су­дарств и ВНЖ в ино­ст­ран­ных го­су­дар­ст­вах

31.08.2024
Два штрафа по 30% за пе­ре­да­чу и по­лу­че­ние гра­ж­да­ни­ном РФ на­лич­ной ин­ва­лю­ты по од­но­му зай­му род­ст­вен­ни­ку-­не­ре­зи­ден­ту в Бе­ла­руси

Все новости
(1563)
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ПО ВАЛЮТНОМУ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
И КОНТРОЛЮ
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования

Аналитические правовые услуги по ВЭД, валютному контролю, Испании
Описание услуг на сайте не является публичной офертой услуг
Правовое бюро "Проект-ВС" (Москва) • 2001-2024 • Контакты
© Автор сайта:
Славинский В. Ч. Все права сохранены
ВАЛЮТНОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ
И КОНТРОЛЬ
ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ