Разработки и услуги • Валютный контроль • Налоги • Таможня • Формы ВЭД • Контракты • На английском • Испания 
 Запрос услуг • Контакты 
Правовое бюро
"Проект-ВС"

 Аналитические 
 правовые услуги по ВЭД 

Дистанционно / Онлайн
В офисе / Ежедневно

Услуги
Проекты
Контракты
Ситуации
Материалы
Новости
Перспективы снижения оборотных штрафов по валютным операциям

Правовые новости
Практика и аналитика по ВЭД

28.01.2018
Перспективы снижения оборотных штрафов по валютным операциям


Законопроект о смягчении сроков и штрафов по репатриации валюты согласно поручениям Президента и Правительства РФ. Как указано на сайте Президента России www.kremlin.ru, по итогам встречи с представителями деловых организаций Новгородской области, состоявшейся 18 апреля 2017 года, Президентом РФ был подписан Перечень поручений от 07.05.2017 г. № Пр-912. В их числе было дано поручение Правительству РФ и ЦБ РФ «представить предложения по снижению размеров административных штрафов для должностных лиц и юридических лиц – экспортёров за невыполнение и (или) задержку выполнения обязанности по получению на свои банковские счета иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за предоставленные нерезидентам товары, работы и услуги». Срок исполнения – к 1 августа 2017 г.

Во исполнение данного поручения Президента, в соответствии с пунктом 9 поручения Правительства Российской Федерации от 12.05.2017 № АД-П13-3016, был разработан проект федерального закона «О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в части либерализации мер ответственности за нарушения валютного законодательства Российской Федерации)».


Установление 30-дневного срока без штрафов по репатриации валюты. В упрощенном изложении, под «репатриацией валюты» в силу ст. 19 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» понимается обязанность российских валютных резидентов при ведении внешнеторговой деятельности обеспечивать своевременное получение в РФ от нерезидентов эквивалента поставленных нерезидентам товаров, услуг, работ, информации, уплаченных нерезидентам денежных средств. В частности, данная обязанность является одним из препятствий для экспорта российских товаров.

Как указано в пояснительной записке к данному законопроекту, в настоящее время российские компании-экспортеры попадают под штрафные санкции за любые, даже незначительные, нарушения сроков поступления валютной выручки на счет, которые в значительном количестве случаев происходят по вине контрагента-нерезидента и на которые резидент-экспортер повлиять в большинстве случаев не может. В итоге российские компании вынуждены нести дополнительную финансовую нагрузку, вести переговорные процессы с иностранными контрагентами, оформлять большое количество дополнительных соглашений к контрактам на «мелкие просрочки» (менее 30 дней), представлять дополнительные соглашения в уполномоченные банки для учета.

В этой связи законопроектом предусматривается предоставление российским экспортерам – юридическим лицам дополнительной возможности урегулирования проблем с иностранным контрагентом в течение 30 дней после истечения установленных контрактами сроков исполнения обязательств без рисков получения штрафа по репатриации валюты. По мнению разработчиков законопроекта, данная мера позволит снизить избыточное административное давление на российских экспортеров при возникновении технических просрочек выполнения покупателями условий экспортных контрактов, а также при возникновении претензий со стороны иностранных контрагентов по условиям поставки, даст возможность резидентам предпринимать необходимые меры по их урегулированию в соответствии с международной практикой и обычаями делового оборота.

Согласно законопроекту, такой же 30-дневный срок после истечения установленных контрактами сроков исполнения обязательств устанавливается и для российских импортеров – юридических лиц в части обязанности возврата в РФ авансовых платежей нерезидентам за неисполненные нерезидентами обязательства.

В обоих случаях термины «экспортеры» и «импортеры» в данном контексте понимаются в широком смысле – не только по поставкам товаров, но и при выполнении работ, услуг, передаче информации и (или) результатов интеллектуальной деятельности.


Снижение штрафов по репатриации валюты до размера от одной трети до половины суммы валютной операции. В силу статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях действующий в настоящее время штраф за нарушение обязанности по репатриации валюты составляет, по общему правилу, от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств или стоимости товаров, услуг, работ, информации, результатов интеллектуальной деятельности, своевременно не полученных в РФ от нерезидентов. То есть, сейчас штраф по репатриации валюты составляет 75-100% от соответствующей валютной операции, что и позволяет называть этот огромный штраф «оборотным штрафом», взимаемым «с оборота товаров, услуг, работ». Такой оборотный штраф и предполагается снизить до размера от одной трети до половины (50%) от суммы валютной операции / стоимости товаров, услуг, работ.

Такое снижение штрафов по репатриации валюты предусмотрено данным законопроектом как для экспортеров, так и для импортеров в широком смысле этих терминов – поставщиков товаров, услуг, работ, информации, результатов интеллектуальной деятельности.


Вероятность снижения оборотных штрафов за незаконные валютные операции. Следует отметить, что уже длительное время штрафы по репатриации валюты и штрафы за незаконные валютные операции по статье 15.25 КоАП РФ имеют одинаковый «оборотный» размер – 75%-100% от суммы операции. Поскольку законопроект о снижении штрафов по репатриации валюты исходит от высших органов исполнительной власти, причем срок представления предложений по данному поручению Президента РФ был установлен как «1 августа 2017 г.», представляется весьма вероятным, что в скором будущем этот законопроект будет принят. По логике вещей, следующим этапом должно стать снижение или иное смягчение оборотных штрафов за незаконные валютные операции, в том числе по счетам валютных резидентов РФ за рубежом.

Конечно, снижение штрафов до уровня 33%-50% не отменяет их «оборотный» характер и не позволяет при планировании валютных операций допускать риски подобных все еще огромных штрафов. Однако в случае уже произошедших нарушений можно упомянуть о возможностях дальнейшего снижения этих штрафов для физических лиц на основании статьи 4.1 КоАП РФ еще в 2 раза, то есть, теоретически до 1/6 от суммы операции (~17-18%). Соответствующая судебная практика по снижению таких действующих штрафов 75-100% до 37,5% имеется. Также важно учитывать сроки давности привлечения к ответственности и периоды действия старых и новых правовых норм о таких «оборотных» штрафах, что может сыграть существенную роль в той или иной конкретной ситуации. Пока же действенным механизмом снятия рисков по оборотным штрафам по валютным операциям физических лиц можно считать уже прошедшую амнистию капиталов 2016 г. и планируемую амнистию 2018 г.

По материалам законопроекта «О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в части либерализации мер ответственности за нарушения валютного законодательства Российской Федерации)», пояснительной записки Минфина к этому законопроекту, материалам сайта Президента России www.kremlin.ru, судебной практики в РФ

? 📚 Комплексные
правовые вопросы ВЭД

? 📚 Коммерческие
условия контрактов

? 📚 Валютные
операции в банках

? 📚 Таможенное
оформление товаров

? 📚 Налогообложение
при ведении ВЭД

? 📚 Лингвистические
и двуязычные вопросы

? 📚 Особенности
ВЭД с Испанией

18.11.2024
Прецедент от­вет­ст­вен­но­сти физ­лица РФ - зай­мо­да­те­ля за нере­пат­ри­а­цию зай­ма, вы­дан­но­го граж­да­ни­ну Швей­ца­рии, в виде штра­фа 15% (7,5% при ран­ней уплате)

15.11.2024
Об офи­ци­а­ль­ном разъ­яс­не­нии ЦБ от 30.10.2024 г. № 4-ОР о пре­кра­ще­нии обя­за­тельств по вы­пла­те при­бы­ли ООО «не­дру­же­ст­вен­ным» уча­ст­ни­кам за­четом

29.10.2024
Штраф 4,1 млн. руб. (30%) за не­за­кон­ный на­лич­ный рас­чет при по­куп­ке ав­то­мо­би­ля в Бе­ла­ру­си, на ос­но­ва­нии до­ку­мен­тов из на­ло­го­вой ин­с­пек­ции Бе­ла­руси

17.09.2024
Вправе ли на­ло­го­вая за­пра­ши­вать по ва­лю­т­но­му кон­т­ро­лю све­де­ния и до­ку­ме­н­ты о на­ли­чии гра­ж­да­н­ст­ва ино­ст­ран­ных го­су­дарств и ВНЖ в ино­ст­ран­ных го­су­дар­ст­вах

31.08.2024
Два штрафа по 30% за пе­ре­да­чу и по­лу­че­ние гра­ж­да­ни­ном РФ на­лич­ной ин­ва­лю­ты по од­но­му зай­му род­ст­вен­ни­ку-­не­ре­зи­ден­ту в Бе­ла­руси

Все новости
(1563)
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ПО ВАЛЮТНОМУ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
И КОНТРОЛЮ
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования

Аналитические правовые услуги по ВЭД, валютному контролю, Испании
Описание услуг на сайте не является публичной офертой услуг
Правовое бюро "Проект-ВС" (Москва) • 2001-2024 • Контакты
© Автор сайта:
Славинский В. Ч. Все права сохранены
ВАЛЮТНОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ
И КОНТРОЛЬ
ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ