Разработки и услуги • Валютный контроль • Налоги • Таможня • Формы ВЭД • Контракты • На английском • Испания 
 Запрос услуг • Контакты 
Правовое бюро
"Проект-ВС"

 Аналитические 
 правовые услуги по ВЭД 

Дистанционно / Онлайн
В офисе / Ежедневно

Услуги
Проекты
Контракты
Ситуации
Материалы
Новости
Сомнительная борьба с подозрительными операциями

Правовые новости
Практика и аналитика по ВЭД

27.12.2013
Сомнительная борьба с подозрительными операциями


В 2013 году банки получили право отказывать клиентам в открытии счетов и проведении операций по одному подозрению в их отмывочном характере. Но воспользоваться этим правом пока не спешат. По крайней мере, в результате сомнительных операций деньги из России как утекали, так и утекают.

В сентябре 2014 года России предстоит доказать эффективность национального режима по борьбе с отмыванием экспертам Совета Европы из комитета Moneyval. В отличие от международной группы FATF, жестких санкций вроде включения в черный список отмывочных стран или перевода на усиленный режим мониторинга Moneyval не применяет. "Moneyval будет оценивать в большей степени практические результаты применения антиотмывочного законодательства, а не сами нормы,- говорит замдиректора Росфинмониторинга Павел Ливадный.- А это уже вопрос реноме и инвестиционной привлекательности".

Жесткость норм российского антиотмывочного законодательства уже получила международное признание. В октябре FATF, в которой Россия сейчас председательствует, перевела нас на самый либеральный - двухгодичный - режим мониторинга, хотя еще в 2000 году страна входила в черный список тех, кто недостаточно активно борется с отмыванием. Но вот с результатами, которые предстоит продемонстрировать Moneyval, а в 2016 году - FATF, все пока не столь радужно. На прошлой неделе председатель ЦБ Эльвира Набиуллина обнародовала данные по оттоку капитала из России по сомнительным основаниям за последние два года -$39 млрд в 2012 году и около $22 млрд за девять месяцев текущего года. При этом наиболее показательны данные по динамике оттока по сомнительным операциям через страны Таможенного союза. Если в 2012 году он составил $25 млрд, то за девять месяцев текущего года хоть и меньше, но несущественно - $22 млрд.

Отсутствие видимых результатов тем более удивительно, что в июле банки благодаря вступившему в силу 134-ФЗ наконец получили долгожданный инструмент по борьбе с клиентами-отмывщиками - право отказывать в открытии счетов и вкладов, а также в проведении операций, если они, по мнению сотрудников банка, могут вести к отмыванию. Если же в течение года банк отказывает клиенту в проведении операции дважды, он вправе и вовсе закрывать клиенту счет в одностороннем порядке. Раньше, по словам банкиров, при появлении подозрений в отмывочном характере деятельности клиента они могли лишь деликатно предложить ему закрыть счет, иначе могли столкнуться с претензиями регулятора или клиента в суде.

Впрочем, активно пользоваться своими новыми правами банкиры не спешат. В Росфинмониторинге данные по числу отказов как в проведении операций, так и по закрытию счетов не раскрывают. По словам Павла Ливадного, сообщения об этом есть, но немного, и говорить о конкретных результатах можно будет не ранее чем по итогам следующего квартала.

"Банки не выполняли нормы закона, так как ждали подзаконных документов ЦБ, которые разъяснили, как именно пользоваться новыми механизмами",- поясняет он. А они вступили в силу лишь в конце ноября, хотя, как отмечал зампред ЦБ Дмитрий Скобелкин, были разработаны давно.

В общем, с учетом всего изданного и вступившего в силу кажется, что возлагаемые на 2014 год надежды вполне обоснованны. Но банкиры по традиции скептичны в прогнозах. "Говорить о том, что вовлеченность банковского сектора в проведение сомнительных операций снизится, преждевременно, пока речь идет о перетоке отмывщиков в небольшие банки и мало регулируемый финансовый сектор, например, микрофинансирование, к которому антиотмывочные требования пока намного проще",- считает один из моих собеседников. Да и вообще, избавляться от клиентов не в интересах банков, уверен член экспертного совета Института финансового планирования Алексей Гусев. "Для начала они попытаются вывести клиента из тени, предложив, например, усложнить схему отмывания, представив ее через более легальную налоговую оптимизацию, включив в нее дополнительную прослойку компаний, или оптимизировать платежи, чтобы клиент выглядел белым и пушистым",- откровенничает он. А при таком настрое участников рынка способность России доказать свою эффективность в борьбе с отмыванием оказывается под вопросом.

Источник: Коммерсантъ, astera.ru 27.12.2013

? 📚 Комплексные
правовые вопросы ВЭД

? 📚 Коммерческие
условия контрактов

? 📚 Валютные
операции в банках

? 📚 Таможенное
оформление товаров

? 📚 Налогообложение
при ведении ВЭД

? 📚 Лингвистические
и двуязычные вопросы

? 📚 Особенности
ВЭД с Испанией

18.11.2024
Прецедент от­вет­ст­вен­но­сти физ­лица РФ - зай­мо­да­те­ля за нере­пат­ри­а­цию зай­ма, вы­дан­но­го граж­да­ни­ну Швей­ца­рии, в виде штра­фа 15% (7,5% при ран­ней уплате)

15.11.2024
Об офи­ци­а­ль­ном разъ­яс­не­нии ЦБ от 30.10.2024 г. № 4-ОР о пре­кра­ще­нии обя­за­тельств по вы­пла­те при­бы­ли ООО «не­дру­же­ст­вен­ным» уча­ст­ни­кам за­четом

29.10.2024
Штраф 4,1 млн. руб. (30%) за не­за­кон­ный на­лич­ный рас­чет при по­куп­ке ав­то­мо­би­ля в Бе­ла­ру­си, на ос­но­ва­нии до­ку­мен­тов из на­ло­го­вой ин­с­пек­ции Бе­ла­руси

17.09.2024
Вправе ли на­ло­го­вая за­пра­ши­вать по ва­лю­т­но­му кон­т­ро­лю све­де­ния и до­ку­ме­н­ты о на­ли­чии гра­ж­да­н­ст­ва ино­ст­ран­ных го­су­дарств и ВНЖ в ино­ст­ран­ных го­су­дар­ст­вах

31.08.2024
Два штрафа по 30% за пе­ре­да­чу и по­лу­че­ние гра­ж­да­ни­ном РФ на­лич­ной ин­ва­лю­ты по од­но­му зай­му род­ст­вен­ни­ку-­не­ре­зи­ден­ту в Бе­ла­руси

Все новости
(1563)
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ПО ВАЛЮТНОМУ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
И КОНТРОЛЮ
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования

Аналитические правовые услуги по ВЭД, валютному контролю, Испании
Описание услуг на сайте не является публичной офертой услуг
Правовое бюро "Проект-ВС" (Москва) • 2001-2024 • Контакты
© Автор сайта:
Славинский В. Ч. Все права сохранены
ВАЛЮТНОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ
И КОНТРОЛЬ
ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ