Разработки и услуги • Валютный контроль • Налоги • Таможня • Формы ВЭД • Контракты • На английском • Испания 
 Запрос услуг • Контакты 
Правовое бюро
"Проект-ВС"

 Аналитические 
 правовые услуги по ВЭД 

Дистанционно / Онлайн
В офисе / Ежедневно

Услуги
Проекты
Контракты
Ситуации
Материалы
Новости
Законопроект по борьбе с фирмами-однодневками принят во втором, решающем чтении

Правовые новости
Практика и аналитика по ВЭД

27.05.2013
Законопроект по борьбе с фирмами-однодневками принят во втором, решающем чтении


Презумпция однодневности

Госдума приняла в пятницу во втором, решающем чтении законопроект о противодействии незаконным финансовым операциям, который способен заметно осложнить жизнь бизнесу. Инициированный Росфинмониторингом документ объявляет войну фирмам-однодневкам. Для борьбы с утечкой капитала и уходом от налогов ужесточается уголовное наказание за невозвращение валютной выручки, возрождается статья о контрабанде наличности и вводится понятие бенефициарного (реального) собственника

В первом чтении законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части противодействия незаконным финансовым операциям" был принят в феврале 2013 года. Тогда "Единая Россия" жестко раскритиковала документ, пообещав ко второму чтению вычистить из него наиболее одиозные новации. Депутаты заявили, что проект возвращает страну во времена "налогового террора" и наносит ущерб инвестиционному климату. Сами силовики — авторы проекта (Росфинмониторинг, ФНС, ФТС, МВД, ФСБ, ФСКН, Генпрокуратура, Следственный комитет РФ, Центробанк и другие регуляторы бизнеса) главными его целями назвали удар по фирмам-однодневкам и приведение российского антиотмывочного законодательства в соответствие требованиям FATF (международной антиотмывочной организации).

После первого чтения совещания по спорным нормам законопроекта шли в правительстве и администрации президента всю весну. В результате ко второму чтению проекта трем комитетам Госдумы (по бюджету и налогам, по финансовому рынку, по законодательству) удалось несколько смягчить отдельные положения документа. Однако все свои обещания (при первом чтении "Единая Россия" обещала голосовать против законопроекта, в случае если при втором из него не будут убраны нормы о правке Налогового кодекса, НК) депутатам выполнить не удалось, и документ по-прежнему носит "карательный" по отношению к бизнесу характер.

Так, сохранена вызвавшая у депутатов бурю негодования норма об открытии налоговым органам доступа к информации о счетах и вкладах физических лиц (сейчас она действует только в отношении организаций). Законодателям при втором чтении удалось лишь несколько ограничить "любознательность" налоговиков. По новой редакции ст. 86 НК, справки о наличии счетов и вкладов физлиц, как и об остатках денег на них, могут быть запрошены налоговиками лишь с согласия руководителя регионального управления ФНС или самого главы налоговой службы и его заместителей. При этом запрос возможен, только если в отношении заинтересовавших ФНС граждан проводится налоговая проверка (в том числе и встречная). По замыслу депутатов наличие этих условий сделает невозможным массовый доступ налоговиков к счетам. Понятно, что при этом при желании они без проблем смогут "достать" конкретного гражданина (как предполагается, владельца однодневок).

Еще одна нашумевшая налоговая норма законопроекта — о приостановлении операций по счетам компаний. В первом чтении предлагалось дать налоговым органам право заморозки счетов в случае отсутствия организации по адресу регистрации. При этом странным образом в союзники налоговики намеревались взять "Почту России": счета предлагалось блокировать в случае возращения писем налоговым инспекциям с отметкой почтовиков об отсутствии организации по заявленному адресу. Во втором чтении подход изменен: теперь для проверки того, жива компания или нет, налоговики будут ждать ответа не на обычные, а на электронные письма. В НК вводится статья, обязывающая компании, сдающие налоговые декларации через интернет (основная часть юрлиц), обеспечить получение документов из налоговых органов в электронном виде. Компания в течение шести дней обязана будет подтвердить налоговикам факт получения таких документов (к примеру, требования о предоставлении пояснений). Если такой электронной квитанции не будет по истечении десяти дней после окончания контрольного срока, счета организации могут быть заблокированы.

В отличие от норм НК, поправки к Уголовному кодексу (УК) при втором чтении изменись мало. В рамках борьбы с утечкой капиталов будет ужесточено уголовное наказание за невозвращение валютной выручки. Сейчас три года лишения свободы по этой статье можно получить за невозврат 30 млн руб., в поправках этот порог понижается до 6 млн руб. в течение года. За прежние 30 млн руб. теперь светит уже пять лет лишения свободы. Этот же срок можно будет получить и за меньшую сумму — при использовании заведомо подложного документа или фирмы-однодневки. С теми же целями в УК возвращается статья "Контрабанда" (пока только в отношении наличных денег и их эквивалентов). Наказание — штраф в 15-кратном размере незаконно перемещенной суммы, ограничение свободы или принудительные работы на срок до четырех лет. Кроме того, поправками к Кодексу об административных правонарушениях (КоАП) повышаются штрафы за непредставление информации о движении средств на зарубежных счетах (до максимума — 600 тыс. руб.).

Среди множества других изменений, которые предпринимателям еще только предстоит осознать, введение в российский антиотмывочный закон ("О противодействии легализации...") понятия "бенефициарный владелец" (физическое лицо, которое прямо или через третьих лиц владеет более чем на 25% клиентом-юрлицом либо имеет возможность контролировать его действия). Банки будут обязаны идентифицировать всю цепочку реальных собственников принесенных им денег, а клиенты — сообщать о наличии у них бенефициаров. Кроме того, банки получат право при наличии веских оснований в чистоте денег закрывать счет клиента или вовсе не открывать его.

Коммерсант, tks.ru 27.05.2013

? 📚 Комплексные
правовые вопросы ВЭД

? 📚 Коммерческие
условия контрактов

? 📚 Валютные
операции в банках

? 📚 Таможенное
оформление товаров

? 📚 Налогообложение
при ведении ВЭД

? 📚 Лингвистические
и двуязычные вопросы

? 📚 Особенности
ВЭД с Испанией

18.11.2024
Прецедент от­вет­ст­вен­но­сти физ­лица РФ - зай­мо­да­те­ля за нере­пат­ри­а­цию зай­ма, вы­дан­но­го граж­да­ни­ну Швей­ца­рии, в виде штра­фа 15% (7,5% при ран­ней уплате)

15.11.2024
Об офи­ци­а­ль­ном разъ­яс­не­нии ЦБ от 30.10.2024 г. № 4-ОР о пре­кра­ще­нии обя­за­тельств по вы­пла­те при­бы­ли ООО «не­дру­же­ст­вен­ным» уча­ст­ни­кам за­четом

29.10.2024
Штраф 4,1 млн. руб. (30%) за не­за­кон­ный на­лич­ный рас­чет при по­куп­ке ав­то­мо­би­ля в Бе­ла­ру­си, на ос­но­ва­нии до­ку­мен­тов из на­ло­го­вой ин­с­пек­ции Бе­ла­руси

17.09.2024
Вправе ли на­ло­го­вая за­пра­ши­вать по ва­лю­т­но­му кон­т­ро­лю све­де­ния и до­ку­ме­н­ты о на­ли­чии гра­ж­да­н­ст­ва ино­ст­ран­ных го­су­дарств и ВНЖ в ино­ст­ран­ных го­су­дар­ст­вах

31.08.2024
Два штрафа по 30% за пе­ре­да­чу и по­лу­че­ние гра­ж­да­ни­ном РФ на­лич­ной ин­ва­лю­ты по од­но­му зай­му род­ст­вен­ни­ку-­не­ре­зи­ден­ту в Бе­ла­руси

Все новости
(1563)
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ПО ВАЛЮТНОМУ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
И КОНТРОЛЮ
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования

Аналитические правовые услуги по ВЭД, валютному контролю, Испании
Описание услуг на сайте не является публичной офертой услуг
Правовое бюро "Проект-ВС" (Москва) • 2001-2024 • Контакты
© Автор сайта:
Славинский В. Ч. Все права сохранены
ВАЛЮТНОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ
И КОНТРОЛЬ
ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ