Разработки и услуги • Валютный контроль • Налоги • Таможня • Формы ВЭД • Контракты • На английском • Испания 
 Запрос услуг • Контакты 
Правовое бюро
"Проект-ВС"

 Аналитические 
 правовые услуги по ВЭД 

Дистанционно / Онлайн
В офисе / Ежедневно

Услуги
Проекты
Контракты
Ситуации
Материалы
Новости
Новые таможенные сборы негативно влияют на экспорт продукции ИТ

Правовые новости
Практика и аналитика по ВЭД

04.06.2011
Новые таможенные сборы негативно влияют на экспорт продукции ИТ


Выиграли большие, проиграли маленькие

Привычная для всех участников ВЭД дифференцированная шкала ставок таможенных сборов претерпела изменения после того, как с 5 января текущего года вступило в силу постановление Правительства РФ от 20.12.2010 № 1067 "О внесении изменения в Постановление Правительства РФ от 28.12.2004 № 863". Напомним, что постановлением № 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров" были установлены фиксированные размеры таможенных сборов за оформление товаров в зависимости от их таможенной стоимости с прогрессивной шкалой

Так, за таможенное оформление товаров, таможенная стоимость которых не превышает 200 тыс. рублей включительно, ставка таможенного сбора за таможенное оформление товара составляет 500 рублей; максимальная ставка таможенного сбора в размере 100 тыс. рублей устанавливается за таможенное оформление товаров с таможенной стоимостью более 30 млн рублей.

Постановлением № 1067 было внесено изменение, касающееся определения ставки таможенного сбора за таможенное оформление товаров при экспорте, классифицируемых в товарных группах 84-90 ТН ВЭД ТС. В них входит продукция тяжелого машиностроения, реакторы, котлы, средства наземного транспорта, лодки, суда, летательные аппараты, электроника и другие изделия. В отношении всех товаров из данных групп была введена новая ставка таможенного сбора при оформлении экспортной декларации. Она составила 5 тыс. рублей за одну декларацию, независимо от стоимости товара. Тем самым правительство в очередной раз поддержало крупные отечественные предприятия, специализирующиеся на экспорте промышленной продукции, имеющей большую стоимость. В данном случае речь идет о военной технике, продукции авиа- и судостроения, агрегатах к атомным и гидроэлектростанциям, рентгеновском оборудовании, турбинах электростанций и так далее.

Однако есть и обратная сторона медали. Произошедшие нововведения оказались крайне невыгодны экспортерам, ориентированным на мелкооптовые поставки высокотехнологичных товаров, комплектующих и запасных частей, обладающих относительно небольшой стоимостью. Так, Ленинградская областная торгово-промышленная палата (ЛОТПП) в течение нескольких месяцев текущего года получила ряд обращений от предприятий-производителей такой продукции. В результате проведенного анализа положения дел на рынке в 2009-2010 годах было установлено, что у таких компаний доля экспортных поставок стоимостью до 200 тыс. рублей составила 75-85% от общего количества отправленной за рубеж продукции.

"Особенностью развития продаж продукции на рынке высоких технологий является то, что перед началом поставок проводится кропотливая работа по поиску новых заказчиков, согласование наиболее выгодного, причем не только с ценовой точки зрения, варианта поставки, изготовлению и отправки образцов заказчикам, модификаций готовой продукции по мере ее эксплуатации конечным потребителем, - прокомментировал ситуацию коммерческий директор компании ЗАО "Криотерм", выпускающей термоэлектрические модули, П.Г. Шостаковский. - Даже если дело доходит до поставки первых производственных партий, сумма сделки редко превышает 200 тыс. рублей. В сложившейся практике доля таких поставок составляет свыше двух третей от числа всех отгрузок и определяет базис развития предприятия, его перспективу. Только в результате многолетнего сотрудничества и поставок небольших партий товара формируются реальные заказчики на электронные приборы и компоненты, обеспечивающие закупки партиями, превышающими в своей стоимости 1,2 млн рублей. Как правило, их доля не превышает 3-5% в общем объеме отгрузок предприятия.

Убежден, что при таком раскладе введение новых таможенных пошлин в целом негативно повлияло на развитие экспорта продукции высоких технологий. Правоту сказанного подтверждает тот факт, что за первые четыре месяца 2011 года по итогам деятельности входящих в данный сектор компаний было отмечено снижение общего числа отгрузок на 8%. Хотя ранее на основе анализа показателей развития рынка прогнозировалось, что должен был произойти рост порядка 15-20%, что соответствует среднегодовому росту продаж компании".

В подтверждение сказанного можно привести еще один пример. Так, ОАО "Морион", выпускающее пьезоэлектрические изделия, за первые четыре месяца 2011 года уже успело перечислить в бюджет 665,5 тыс. рублей таможенных сборов за оформление экспортных деклараций товаров по кодам 85-й группы, что на 260% выше показателя за аналогичный период прошлого года. При этом за весь 2010 года по данной статье расходов компания перечислила 554,5 тыс. рублей.

Поскольку статьей 72 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) вопросы о порядке исчисления и уплаты, сроках уплаты, возврата (зачета) и взыскания таможенных сборов отнесены на уровень национального регулирования стран - участниц Союза, то целесообразно сравнить ставки сборов в Казахстане и Беларуси. Согласно указу Президента Республики Беларусь от 13.07.2006 № 443 сборы за таможенное оформление товаров товарных групп 84 и 85 составляют 35 евро за одну декларацию, групп 86-89 - 50 евро, 90-й группы - 35 евро. В Казахстане данный вопрос регулируется постановлением Правительства Республики Казахстан от 21.01.2011 № 24 "Об утверждении ставок таможенных сборов, взимаемых таможенными органами".

Согласно этому документу, таможенные сборы за таможенное декларирование товаров составляют 60 евро за основной лист плюс 25 евро за каждый добавочный лист. Таким образом, очевидно, что российское правительство, установив фиксированную ставку сбора в 5 тыс. рублей, безусловно, лидирует среди партнеров по Союзу по размеру взыскиваемых с отечественных экспортеров сумм таможенных платежей. В связи с этим отечественный малый и средний бизнес оказался в менее выгодных условий, чем те, что сегодня существуют в Беларуси и Казахстане.

В настоящее время существующие административные барьеры при экспорте высокотехнологичных товаров, включая таможенные, валютные процедуры и экспортный контроль, по мнению экспертов, являются основными факторами, сдерживающими выход российских компаний на мировой рынок. Из изложенного выше следует, что подобного рода унификационные шаги правительства не способствуют реализации концепции перехода экономики на инновационный путь развития и постепенного отказа от сырьевой направленности экспорта. При этом, по мнению многих аналитиков, именно развитие экспорта продукции с высокой степенью переработки может дать дополнительный импульс развитию внутри страны наукоемких отраслей промышленности.

Роман ГОРДИЕНОК
Ответственный секретарь Ассоциации экспортеров и импортеров при ЛОТПП
"Таможенные новости"
? 📚 Комплексные
правовые вопросы ВЭД

? 📚 Коммерческие
условия контрактов

? 📚 Валютные
операции в банках

? 📚 Таможенное
оформление товаров

? 📚 Налогообложение
при ведении ВЭД

? 📚 Лингвистические
и двуязычные вопросы

? 📚 Особенности
ВЭД с Испанией

18.11.2024
Прецедент от­вет­ст­вен­но­сти физ­лица РФ - зай­мо­да­те­ля за нере­пат­ри­а­цию зай­ма, вы­дан­но­го граж­да­ни­ну Швей­ца­рии, в виде штра­фа 15% (7,5% при ран­ней уплате)

15.11.2024
Об офи­ци­а­ль­ном разъ­яс­не­нии ЦБ от 30.10.2024 г. № 4-ОР о пре­кра­ще­нии обя­за­тельств по вы­пла­те при­бы­ли ООО «не­дру­же­ст­вен­ным» уча­ст­ни­кам за­четом

29.10.2024
Штраф 4,1 млн. руб. (30%) за не­за­кон­ный на­лич­ный рас­чет при по­куп­ке ав­то­мо­би­ля в Бе­ла­ру­си, на ос­но­ва­нии до­ку­мен­тов из на­ло­го­вой ин­с­пек­ции Бе­ла­руси

17.09.2024
Вправе ли на­ло­го­вая за­пра­ши­вать по ва­лю­т­но­му кон­т­ро­лю све­де­ния и до­ку­ме­н­ты о на­ли­чии гра­ж­да­н­ст­ва ино­ст­ран­ных го­су­дарств и ВНЖ в ино­ст­ран­ных го­су­дар­ст­вах

31.08.2024
Два штрафа по 30% за пе­ре­да­чу и по­лу­че­ние гра­ж­да­ни­ном РФ на­лич­ной ин­ва­лю­ты по од­но­му зай­му род­ст­вен­ни­ку-­не­ре­зи­ден­ту в Бе­ла­руси

Все новости
(1563)
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ПО ВАЛЮТНОМУ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
И КОНТРОЛЮ
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования

Аналитические правовые услуги по ВЭД, валютному контролю, Испании
Описание услуг на сайте не является публичной офертой услуг
Правовое бюро "Проект-ВС" (Москва) • 2001-2024 • Контакты
© Автор сайта:
Славинский В. Ч. Все права сохранены
ВАЛЮТНОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ
И КОНТРОЛЬ
ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ